реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Билеты по истории психологии

реферат

потребностей, над которым надстраивается "основная структура личности",

заданная культурой, и уже на базе этого второго уровня складывается

индивидуальный характер.

Кардинер исходил из фрейдистского понимания механизма развития

личности и ее строения, дополнив его предположением, что влечения,

отнесенные Фрейдом к разряду изначально присущих человеческому роду,

свойственны отдельным формам культуры.

Развитие психоанализа не могло идти изолирован но от новых тенденций,

возникающих прежде всего в русле социального бихевиоризма и гуманистической

психологии, предметом исследования которых также являлась структура

личности. Влияние открытий, сделанных в смежных психологических школах,

отразилось на концепциях таких исследователей как Г.С.Салливен, Э.Берн,

Э.Эриксон.

Эрик Эриксон: Эго-психология. А.Фрейд и норвежский психоаналитик Э. Эриксон

являются основателями концепции, которая получила название "эгопсихология".

Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не

бессознательное Ид, как у З.Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая

стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории

Э.Эриксона (1902-1994) не только пересматривается позиция Фрейда в

отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание

роли среды, культуры, социального окружения ребенка, которые, с точки

зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития.

Отправным пунктом для Эриксона были его изыскания в области культурной

антропологии, социальной этологии и этнопсихологии, которые он осуществил,

изучая жизнь индейцев различных племен, проживающих на севере Калифорнии и

в штате Южная Дакота. Результаты этих исследований стимулировали интерес

Эриксона к изучению личностей, групп и этносов, которые впоследствии стали

традиционными объектами внимания психоисториков. В годы второй мировой

войны Эриксон исследовал американских подводников и личность Адольфа

Гитлера, что послужило одним из стимулов к созданию психоистории.

Наиболее существенным моментом "психоисторического" метода Эриксона

стало стремление объединить в "психоисторическом контексте" психологию

индивида и общества на основе синтеза теоретических представлений и

результатов полевых наблюдений.

Утверждая доминирующее значение психических факторов в историческом

процессе, Эриксон подчеркивал особую роль личностного начала в жизни. Он

полагал, что психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические

события, и что их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и

характеризуются той же структурой. В силу этого, анализируя развитие

личности, можно с большой степенью точности реконструировать развитие

истории.

Утверждая, что личность вообще, а выдающаяся в особенности может

выступать и выступает в роли своеобразного индикатора исторического

процесса, Эриксон подчеркивал, что особая роль в истории, которую играют

лидеры, обусловливается способностью этих людей выводить разрешение

различных индивидуальных кризисов за пределы собственной личности и умением

возлагать преодоление их на все свое поколение.

Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не

только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не

только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и общество

в целом. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности,

подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго,

которое является главным фак тором устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение

которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем

каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и

черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя

идентифицирует.

. Первая стадия – до одного года. В это время развитие детерминируется в

основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка

чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру или

настороженности, закрытости.

. Вторая стадия – от одного года до трех лет. В это время у детей

развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих

– вследствие то го, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка

добиться самостоятельности.

. Третья стадия – от трех до шести лет. В это время у детей развивается

либо чувство инициативы, либо чувство вины – в зависимости от того,

насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка,

насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько

жестко взрослые контролируют их соблюдение.

. Четвертая стадия – от шести до четырнадцати лет. В это время у ребенка

развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот

период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в

процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок учится,

как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его

успехи в учении, и зависит развитие этих качеств.

. Пятая стадия – от четырнадцати до двадцати лет. Она связана с

формированием у подростка чувства ролевой инициативы или

неопределенности. На этой стадии главным является общение со

сверстниками, выбор профессии, способа достижения карьеры, т. е. выбор

путей построения своей дальнейшей жизни. Поэтому в это время большое

значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего

предназначения.

. Шестая стадия – от двадцати до тридцати пяти лет – связана с развитием

близких, интимных отношений с окружающими, особенно противоположно го

пола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство

изоляции.

. Седьмая стадия – от тридцати пяти до шестидесяти-шестидесяти пяти лет

– является одной из важнейших, так как она связана со стремлением

человека либо к постоянному развитию, творчеству, либо к покою и

стабильности. В этот период большое значение имеет работа, тот

интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим

статусом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых он

может развиваться и сам. Желание стабильности, отверженце и боязнь

нового останавливают процесс саморазвития и являются гибельными для

личности, считает Эриксон.

. Восьмая, последняя, стадия наступает после шестидесяти-шестидесяти

пяти лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя

итоги прожитым годам. У него формируется чувство удовлетворения,

осознание идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в

качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство

отчаяния, жизнь кажется состоящей из отдельных, не связанных между

собой эпизодов и прожитой зря. Такое чувство является гибельным для

личности и ведет к ее невротизации.

. Это чувство отчаяния может появиться и раньше, но всегда оно связано с

потерей идентичности, с "отвердением", частичным или полным, каких-то

эпизодов жизни или свойств личности.

Эриксон постоянно подчеркивал важность сохранения цельности,

непротиворечивости структуры личности, пагубность внутренних конфликтов.

Психологи до Эриксона не подвергали сомнению необходимость преодоления

чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считал эти качества

положительными, тем не менее, утверждал, что для детей с развитым чувством

базового недоверия, зависимостью гораздо важнее оставаться в русле уже

заданного пути развития, чем менять его на противоположный, не свойственный

им, так как он может нару шить цельность их личности, их идентичность.

Поэтому для ребенка попытки развить инициативу, активность могут оказаться

губительными, в то время как неуверенность в своих силах поможет ему найти

адекватный для него способ жизни. Эти взгляды Эриксона особенно важны для

практической психологии, для коррекции и формирования индивидуального стиля

поведения.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой

живет человек, так как изменение ориентиров, социальных норм и ценностей

также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека.

Билет 13

1. Влияние идей дарвинизма на развитие психологии.

Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии. Ч.Дарвин (1809-1882) создал

теорию об эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств

(включая психические) и форм поведения. Идеи об эволюции жизни

высказывались на протяжении веков многими мыслителями и натуралистами.

Дарвин впервые объединил данные многих наук и выявил механизмы филогенеза

(исторического формирования группы организмов), обосновав учение о

происхождении видов путем естественного отбора. Наследственность,

изменчивость, отбор – таковы факторы эволюции.

В основе естественного отбора лежит вымирание неприспособленных и

выживание приспособленных. Этим объясняется относительная целесообразность

организмов, их приспособленность к условиям внешней среды, непрерывное

совершенствование в процессе отбора.

До Дарвина единственными способами строго научного объяснения явлений

считались способы, диктуемые "царицей наук" – механикой. Но механическая

причинность не могла объяснить реальную, подтверждаемую повседневным опытом

целесообразность жизненных проявлений. Это укрепляло мнение о том, что эти

проявления зависят от действия изначально заложенных в организме

нематериальных целей, управляющих его реакциями и развитием. Такой взгляд,

названный телеологией (от греческого "телес" – цель), был опровергнут

учением Дарвина, объяснившим целесообразность функций организма, не

прибегая к представлению о бестелесной цели. Средствами точного

рационального анализа было доказано, что кроме механической причинности,

действующей в мире нерукотворной природы, существует биологическая

причинность, которой присущи собственные факторы саморегуляции и развития

жизни, в том числе и психической.

Публикация главного труда Дарвина "Происхождение видов путем

естественного отбора" открыла новую эпоху в развитии современной биологии.

И поскольку психика имеет биологические корни и основания, революционные

события в биологии, вызванные дарвинизмом, изменили весь облик

психологической науки.

Психология исходила из определенного понимания как среды, так и

организма, который с ней взаимодействует. Среда до Дарвина мыслилась в виде

совокупности стимулов, которые производят в организме эффект соответственно

изначально заданному устройству. Согласно же учению Дарвина среда

оказывалась силой, способной не только вызывать реакции, но и изменять

жизнедеятельность (поскольку от организма требовалось приспособиться к

ней). Спонтанная активность, которую было принято считать далее

необъяснимым свойством живого, уступила место непрерывному воздействию

внешних условий, неумолимо уничтожающих все, что не могло к ним

адаптироваться (приспособиться). При этом среда выступала не только как

источник воздействия на организм, но и как объект активных действий самого

организма. Изменилось и понятие об организме: предшествующая биология

считала виды неизменными, а живое тело – своего, рода машиной с раз и

навсегда фиксированной физической и психической конструкцией. Рассматривая

телесные процессы и функции в качестве продукта и орудия приспособления к

внешним условиям жизни, Дарвин выдвинул новую модель анализа поведения в

целом и его компонентов (включая психические) в частности.

Столь же важное научное и мировоззренческое значение имела книга Дарвина

"Происхождение человека". Доказательство животного происхождения человека

вызвало ожесточенное противодействие клерикальных кругов. Сравнивая

человеческий организм с животным, Дарвин не ограничился анатомическими и

физиологическими признаками. Он подверг тщательному сравнению выразительные

движения, которыми сопровождаются эмоциональные состояния, установив

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.