реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Билеты

реферат

ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения

человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который

может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму

объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш. среде,

начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и

объективировать свое поведение.

В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три

типа личностей: 1) динамический – личн., имеющая развитую способность к

объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении

объективированных целей; 2) статичный – личн., проявляющая

гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих

установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит,

волевых усилий; 3) вариабельный – личн., обладающая достаточной легкостью

объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее

реализации.

Одной из важнейших характеристик личн. в Т. у. явл. ответственность,

благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей,

выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении

деятельности, соответствующей осн., закрепленной в процессе жизни установке

личн. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который

признается интеллект, актом и осуществляется на основе личност. ценности

поведения для данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая волютивным

процессом. Волевое поведение – это способность личн. подчинить свою

активность не только личност. ценности, но и объективной необходимости.

Рубинштейн С. Л. Философско-психологическая концепция.

Будучи пионером в использовании онтологич. подхода в отечествен,

психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не

как рядоположный с др. уровнями бытия элемент, а как активный,

преобразующий бытие субъект.

Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные

модальности отношения чел. с миром, помимо которых выделяется также

отношение – не только к бытию, но и к др. субъекту. Когда объектом

воздействия становится др. чел., необходимо преодолеть его отчужденность,

негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором

осуществляется его собств. сущность, обретаемая через другого.

В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций

сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как

выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения.

Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат

личн. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В

мире сознания как в совершенно особом измерении личн. способна выходить за

свои пределы. Обладающая сознанием личн. особым образом строит свои

отношения с миром.

Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что

сознание как высший психический процесс явл. способом личност. регуляции

складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей

мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов,

регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.

В разработанной Рубинштейном структуре личн. представлены психол.

модальности деятельности - потребности, способности, направленность.

В "Основах общей психологии" личн. определяется через триединство –

что чел. хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что

он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности

образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в

жизнедеятельности чел. проявляет свою направленность, реализует дарования,

формирует характер.

Условия жизни чел., жизн. обстоятельства не явл. чем-то постоянным,

статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею

активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию чел.

Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими чел. к их

решению.

Личн. рассматривается в деятельности, в которой она проявляется,

формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и

скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не

только внутр. структуре личн., но и целостность, системность связям личн. с

миром. Личн. не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир,

выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой.

Личн. целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности,

но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел.

Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность,

становясь все более избирательной и уникальной.

Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми

жизн. проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности,

тождества многообразно проявляющегося субъекта – это понимание самосознания

как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных

возможностей, практич. достижений.

Самосознание возникает в ходе развития сознания личн., по мере того, как

она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы развития

самосознания явл. этапами вычленения личн. из непосредственных связей с

окружающим миром, овладения этими связями и отношениями посредством

действий. Чел. осознает свою самостоятельность лишь через отношения с

окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание др. людей.

Самосознание – не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни.

Масштаб личн., масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном

соотношении друг с другом в жизни каждого конкр. человека. Жизнь – особое

измерение личн., то, в чем личн. объективирует свою сущность. Личн. как

субъект жизни связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной,

продуктов творчества , социальных достижений – своим собственным уникальным

узлом, определяя качество своей жизни.

Каждая личн. по-разному реализует себя в том или ином возрасте. Одна

становится зрелой чуть ли не в детстве, другая остается инфантильной и в

старости. Одна зависит от цепи внеш. событий, другая творит и охраняет свой

внутр. мир, уходя в события внутр., осуществляя себя в них. Третья

организует, направляет и ускоряет внеш. события, реализуя в них свой внутр.

мир.

На жизн. пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда

принятие того или иного решения на более или менее длительный период

определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личн.

может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление.

Человек явл. не только субъектом деятельности и познания, но и

субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность – не просто сумма познания,

деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определ.

соотношениях, пропорциях, с определ. мерой активности. Он находит в жизни

место и время для труда, познания, коммуникации.

Жизнь явл. для чел. проблемой. Жизн. противоречия создаются

соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы.

Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать

жизн. противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и

бессмертия.

Только та жизнь явл. подлинной, которая осуществляется, строится

человеком. Во всех иных случаях, даже если физич. существование

продолжается, оно не явл. жизнью. А потому – не трагична и смерть, уносящая

такую жизнь.

Ответственность, или серьезное отношение к жизни, включает

представление о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется

здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым человеком.

Ответственность касается не только всего содеянного, но и всего упущенного.

Неспособность реализовать свои возможности, свою сущность есть отрицание

себя как субъекта жизни.

Жизненный путь.

Жизненный путь — “это история формирования и развития личности в

определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника

определенного поколения”

“Положение о том, что развитие — основной способ существования

личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед

психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее

исследованных задачу психологического исследования целостного жизненного

пути личности”

Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного

цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы

биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных

факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика

творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути;

удовлетворенность жизнью и т.д. — вот тот далеко не полный {} перечень

вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было

предпринято Ш.Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в

20—30-е гг.

Способности.

Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность

всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и

самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им

практически уже не пользуются в психологии.

Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и

приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические

возможности человека в различных видах деятельности.

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и

специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение

человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было

принято в психологии XVIII- XIX вв., отчасти является - употребимым и в

настоящее время.

Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но

объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное

использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее

распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным

из всех трех. (Теплов)

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в

постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой

на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только

благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями

такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и

художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем у

себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой- либо

одной, а от сочетания различных способностей.

Способности можно классифицировать на:

природные (или естественные) способности, в основе своей биологически

обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе,

при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа

условно-рефлекторных связей);

специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое

происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах

деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь,

точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие

успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы

особого рода задатки и их развитие (способности математические,

технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие,

спортивные и т.д.);

теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому

мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-

практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.