ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения
человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который
может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму
объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш. среде,
начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и
объективировать свое поведение.
В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три
типа личностей: 1) динамический – личн., имеющая развитую способность к
объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении
объективированных целей; 2) статичный – личн., проявляющая
гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих
установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит,
волевых усилий; 3) вариабельный – личн., обладающая достаточной легкостью
объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее
реализации.
Одной из важнейших характеристик личн. в Т. у. явл. ответственность,
благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей,
выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении
деятельности, соответствующей осн., закрепленной в процессе жизни установке
личн. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который
признается интеллект, актом и осуществляется на основе личност. ценности
поведения для данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая волютивным
процессом. Волевое поведение – это способность личн. подчинить свою
активность не только личност. ценности, но и объективной необходимости.
Рубинштейн С. Л. Философско-психологическая концепция.
Будучи пионером в использовании онтологич. подхода в отечествен,
психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не
как рядоположный с др. уровнями бытия элемент, а как активный,
преобразующий бытие субъект.
Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные
модальности отношения чел. с миром, помимо которых выделяется также
отношение – не только к бытию, но и к др. субъекту. Когда объектом
воздействия становится др. чел., необходимо преодолеть его отчужденность,
негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором
осуществляется его собств. сущность, обретаемая через другого.
В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций
сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как
выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения.
Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат
личн. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В
мире сознания как в совершенно особом измерении личн. способна выходить за
свои пределы. Обладающая сознанием личн. особым образом строит свои
отношения с миром.
Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что
сознание как высший психический процесс явл. способом личност. регуляции
складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей
мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов,
регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.
В разработанной Рубинштейном структуре личн. представлены психол.
модальности деятельности - потребности, способности, направленность.
В "Основах общей психологии" личн. определяется через триединство –
что чел. хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что
он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности
образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в
жизнедеятельности чел. проявляет свою направленность, реализует дарования,
формирует характер.
Условия жизни чел., жизн. обстоятельства не явл. чем-то постоянным,
статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею
активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию чел.
Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими чел. к их
решению.
Личн. рассматривается в деятельности, в которой она проявляется,
формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и
скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не
только внутр. структуре личн., но и целостность, системность связям личн. с
миром. Личн. не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир,
выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой.
Личн. целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности,
но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел.
Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность,
становясь все более избирательной и уникальной.
Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми
жизн. проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности,
тождества многообразно проявляющегося субъекта – это понимание самосознания
как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных
возможностей, практич. достижений.
Самосознание возникает в ходе развития сознания личн., по мере того, как
она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы развития
самосознания явл. этапами вычленения личн. из непосредственных связей с
окружающим миром, овладения этими связями и отношениями посредством
действий. Чел. осознает свою самостоятельность лишь через отношения с
окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание др. людей.
Самосознание – не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни.
Масштаб личн., масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном
соотношении друг с другом в жизни каждого конкр. человека. Жизнь – особое
измерение личн., то, в чем личн. объективирует свою сущность. Личн. как
субъект жизни связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной,
продуктов творчества , социальных достижений – своим собственным уникальным
узлом, определяя качество своей жизни.
Каждая личн. по-разному реализует себя в том или ином возрасте. Одна
становится зрелой чуть ли не в детстве, другая остается инфантильной и в
старости. Одна зависит от цепи внеш. событий, другая творит и охраняет свой
внутр. мир, уходя в события внутр., осуществляя себя в них. Третья
организует, направляет и ускоряет внеш. события, реализуя в них свой внутр.
мир.
На жизн. пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда
принятие того или иного решения на более или менее длительный период
определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личн.
может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление.
Человек явл. не только субъектом деятельности и познания, но и
субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность – не просто сумма познания,
деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определ.
соотношениях, пропорциях, с определ. мерой активности. Он находит в жизни
место и время для труда, познания, коммуникации.
Жизнь явл. для чел. проблемой. Жизн. противоречия создаются
соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы.
Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать
жизн. противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и
бессмертия.
Только та жизнь явл. подлинной, которая осуществляется, строится
человеком. Во всех иных случаях, даже если физич. существование
продолжается, оно не явл. жизнью. А потому – не трагична и смерть, уносящая
такую жизнь.
Ответственность, или серьезное отношение к жизни, включает
представление о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется
здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым человеком.
Ответственность касается не только всего содеянного, но и всего упущенного.
Неспособность реализовать свои возможности, свою сущность есть отрицание
себя как субъекта жизни.
Жизненный путь.
Жизненный путь — “это история формирования и развития личности в
определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника
определенного поколения”
“Положение о том, что развитие — основной способ существования
личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед
психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее
исследованных задачу психологического исследования целостного жизненного
пути личности”
Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного
цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы
биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных
факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика
творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути;
удовлетворенность жизнью и т.д. — вот тот далеко не полный {} перечень
вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было
предпринято Ш.Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в
20—30-е гг.
Способности.
Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность
всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и
самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им
практически уже не пользуются в психологии.
Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и
приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические
возможности человека в различных видах деятельности.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и
специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение
человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было
принято в психологии XVIII- XIX вв., отчасти является - употребимым и в
настоящее время.
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее
распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным
из всех трех. (Теплов)
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в
постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой
на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только
благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями
такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и
художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем у
себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой- либо
одной, а от сочетания различных способностей.
Способности можно классифицировать на:
природные (или естественные) способности, в основе своей биологически
обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе,
при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа
условно-рефлекторных связей);
специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое
происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах
деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь,
точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие
успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы
особого рода задатки и их развитие (способности математические,
технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие,
спортивные и т.д.);
теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому
мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-
практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь
Страницы: 1, 2, 3
|