методики валидны и надежны, являются достаточно простым и чувствительным
диагностическим инструментом.
Тексты методик приводятся в приложении.
Ниже приводятся ответы испытуемого на предложенные ему тесты.
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ответы испытуемого на тест «Методика определений акцентуаций характера» К.
Леонгарда
|1+ |9+ |17+ |25- |33+ |41- |49+ |57+ |65+ |73+ |81+ |
|2+ |10+ |18+ |26- |34- |42- |50- |58+ |66+ |74+ |82- |
|3- |11+ |19+ |27+ |35- |43+ |51+ |59+ |67- |75- |83- |
|4+ |12+ |20+ |28- |36- |44- |52+ |60+ |68+ |76+ |84+ |
|5- |13+ |21- |29+ |37+ |45- |53+ |61+ |69+ |77+ |85+ |
|6+ |14+ |22- |30- |38+ |46- |54- |62- |70+ |78- |86+ |
|7- |15- |23- |31- |39+ |47+ |55+ |63+ |71+ |79- |87- |
|8+ |16- |24- |32+ |40+ |48+ |56- |64- |72+ |80- |88- |
Подсчёты:
1. Г-1
«+» +,+,+,+,+ = 5
«-«
5 * 3 =15
2. Г-2
«+» +,+,+,+ =4
«-« -,-, = 2
4 + 2 = 6, 6 * 2 = 12
3. Г-3
«+» +,+,+,+ = 4
«-« - = 1
4 + 1 = 5, 5 * 3 = 15
4. Г-4
«+» +,+,+,+,+,+,+,+ = 8
«-«
8 * 1 = 8
5. Г-5
«+» +,+,+,+,+ = 5
«-«
5 * 3 = 15
6. Г-6
«+» +,+,+,+,+ = 5
«-«
5 * 3 = 15
7. Г-7
«+» +,+,+,+,+,+ = 6
«-« - = 1
6 + 1 =7, 7 * 2 = 14
8. Г-8
«+» +,+,+,+,+ = 5
«-«
5 * 3 = 15
9. Г-9
«+» +,+ = 2
«-« -,- = 2
2 + 2 = 4, 4 * 3 = 12
10. Г-10
«+» +,+,+ = 3
«-«
3 * 6 = 18
Итог: (см. таблицу) гипертимность - 15 баллов, ригидность, застревание –
12 баллов, эмотивность, лабильность – 15 баллов, педантичность – 8 баллов,
тревожность – 15 баллов, циклотимность – 15 баллов, демонстративность – 14
баллов, неуравновешенность – 15 баллов, дистимичность – 12 баллов,
экзальтированность – 18 баллов.
Вывод по проведённому исследованию: практически все (за исключением
педантичности) акцентуации характера наблюдаются у испытуемого в значении
выше среднего, тем не менее ярко выраженные акцентуации характера
отсутствуют. Из всех перечисленных акцентуаций наиболее высокий
показатель соответствует экзальтированности. В соответствии с этим приводим
описание данной акцентуации:
Экзальтированный характер можно было бы назвать характером тревоги и
счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги
и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения.
Экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные, они
одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от
печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски» у них один шаг.
Экзальтация мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями.
Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть
чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с
сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение
спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения - все это
способно захватить экзальтированного человека до глубины души.
Другой полюс его реакций - крайняя впечатлительность по поводу печальных
фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным
способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой
неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра было бы забыто,
экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-
нибудь рядовую неприятность друга он ощутит болезненнее, чем сам
пострадавший. Даже при незначительном страхе у экзальтированной личности
сразу заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот).
Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными
эмоциями, объясняет, почему этим характером особенно часто обладают
артистические натуры - художники, поэты.
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРИТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ответы испытуемого на тест «Темперамент»
|N |холерик |сангвиник |флегматик |Меланхолик |
|1 |+ |+ |- |+ |
|2 |+ |+ |- |+ |
|3 |- |+ |+ |- |
|4 |+ |- |- |- |
|5 |+ |- |- |+ |
|6 |+ |+ |+ |- |
|7 |+ |+ |+ |+ |
|8 |+ |+ |- |+ |
|9 |- |+ |- |+ |
|10 |- |+ |+ |+ |
|11 |+ |- |- |- |
|12 |+ |+ |- |+ |
|13 |- |+ |- |+ |
|14 |+ |- |+ |+ |
|15 |+ |- |+ |+ |
|16 |+ |+ |+ |+ |
|17 |- |- |+ |- |
|18 |+ |+ |+ |+ |
|19 |- |- |+ |- |
|20 |+ |- |- |+ |
Ф(т) = Х(15/40*100%) + Ф(10/40*100%) + С(12/40*100%) + М(14/40*100%) =
37,5%Х + 25%Ф + 30%С + 35%М
Итог: испытуемый на 37,5% холерик, на25% флегматик, на 30% сангвиник, на
35% меланхолик.
Вывод: в результате проведённого исследования с помощью теста
«Темперамент», у испытуемого выявлены черты всех основных типов
темперамента, но доминирующим является холерический. На основании этого
приводим краткое описание данного типа темперамента:
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны,
возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно.
Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной
деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости,
вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика,
торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека
холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро
возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность,
свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с
увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом
порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая
трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии
может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий
спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко
падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность,
эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно
оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в
коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость
порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
При сопоставлении результатов тестов, необходимо учесть, что
темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности
(мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет
ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он
имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же
неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента
претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут
привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и
деятельности.
В ходе исследования, с помощью тестов «Темперамент» и
«Акцентуация характера» было установлено, что испытуемый обладает
экзальтированным типом характера и холерическим типом темперамента. В
соответствии с этим можно составить психологический портрет испытуемого.
Ему свойственно:
1.большой диапазон эмоциональных состояний,
2. неуравновешенность,
3. интенсивность психических процессов,
4. крайняя впечатлительность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы было исследование акцентуаций
характера в подростковом возрасте. Объектом настоящего исследования был
подросток, ученик 7-го класса. Для решения поставленных задач были
использованы следующие методики: для определения акцентуаций характера -
опросник К. Леонгарда, для определения типа темперамента – психологическая
характеристика темперамента.
В ходе проведённой работы у испытуемого был выявлен аффектно-
экзальтированный тип характера. Для наиболее полной психологической картины
испытуемого была применена методика для исследования типа темперамента, и
установлен, таким образом, холерический тип темперамента. На основании
вышеприведённых итогов исследования стали очевидны некоторые основные
индивидуальные черты личности, такие как:
1.большой диапазон эмоциональных состояний,
2. неуравновешенность,
3. интенсивность психических процессов,
4. крайняя впечатлительность.
Таким образом, была установлена взаимосвязь темперамента, который
является врождённым, и типом акцентуации характера, который, в свою
очередь, может являться приобретённым в процессе воспитания под влиянием
каких-либо внешних факторов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год
2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983 год
3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982 год
4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика,
некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий.
Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
С. 262-269.
5. Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения
характера. Иркутск, ИГПУ, 1996 год
6. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической
диагностике. - Киев, 1989
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
7. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год
8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983 год
9. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982 год
10. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика,
некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий.
Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
С. 262-269.
11. Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения
характера. Иркутск, ИГПУ, 1996 год
12. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической
диагностике. - Киев, 1989
.
.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|