организации местного самоуправления, закрепленным в Конституции РФ и ФЗ об
общих принципах.
Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к
предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, по которым издаются
федеральные законы, и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов РФ.
ФЗ об общих принципах закрепил перечень полномочий органов государственной
власти субъектов РФ в области местного самоуправления.
1. В соответствии с Законом органы государственной власти субъектов РФ
осуществляют правовое регулирование местного самоуправления. Они принимают и
изменяют законы субъектов РФ о местном самоуправлении, о муниципальных
выборах, о местном референдуме, о муниципальной службе. В частности, в
Ростовской области приняты следующие законы: Областной закон Ростовской
области от 15 января 1996 г. N 9-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской
области"; Областной закон Ростовской обл. от 14 февраля 1996 г. N 14-ЗС "О
порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного
самоуправления в Законодательном собрании Ростовской области"; Областной
закон Ростовской области от 17 августа 2000 г. N 100-ЗС "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления в Ростовской области;
Областной закон Ростовской области от 17 августа 2000 г. N 99-ЗС "О выборах
Глав муниципальных образований в Ростовской области"; Областной закон
Ростовской области от 29 декабря 1997 г. N 56-ЗС "О реестре муниципальных
должностей, должностей муниципальной службы в Ростовской области".
Федеральный закон об общих принципах относит к полномочиям органов
государственной власти субъектов РФ решение вопросов о передаче собственности
субъектов РФ в муниципальную собственность (например, Постановление Главы
администрации Ростовской области от 15 января 1999 г. N 15 "О передаче в
муниципальную собственность объектов государственной собственности"),
регулировании отношений между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами
(например, областные законы Ростовской области о бюджете на соответствующий
год). В ведении субъектов РФ находятся установление и изменение порядка
образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных
образований, их границ и наименований, а также установление порядка
регистрации уставов муниципальных образований (Областной закон Ростовской
области от 15 января 1996 г. N 10-ЗС "О порядке государственной регистрации
уставов муниципальных образований в Ростовской области"). Кроме того,
субъекты РФ вправе регулировать законами в соответствии с ФЗ особенности
организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных
традиций (Областной закон Ростовской области от 29 сентября 1999 г. N 47-ЗС
"О муниципальных казачьих дружинах"). Субъекты РФ могут принимать законы об
административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением
местного самоуправления.
2. Важная роль принадлежит органам государственной власти субъектов РФ в
создании и функционировании системы гарантий местного самоуправления. Они
призваны обеспечить: гарантии финансовой самостоятельности местного
самоуправления; сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе
нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; государственные минимальные
социальные стандарты; компенсацию местному самоуправлению дополнительных
расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной
власти субъектов РФ; защиту прав граждан на осуществление местного
самоуправления. Органы государственной власти субъектов РФ принимают
региональные программы развития местного самоуправления. Они также
осуществляют контроль за соблюдением законодательства о местном
самоуправлении, обеспечивают соответствие законов субъектов РФ о местном
самоуправлении Конституции РФ и федеральным законам.
Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять органы
местного самоуправления законом, отдельными полномочиями субъектов РФ с
одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для
осуществления переданных полномочий и осуществлять контроль за их
реализацией.
3. Государственная Дума Федерального Собрания РФ, давая оценку нормативным
правовым актам субъектов РФ, принятым с октября 1993 года, отмечала в своем
Постановлении «Об обеспечении конституционных прав населения на местное
самоуправление в нормативных правовых актах субъектов Федерации» от 10 июня
1994 г., что данные акты сыграли известную роль в формировании правовой
основы местного самоуправления. Вместе с тем в ряде конституций республик,
уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам
местного самоуправления имеются несоответствия положениям Конституции РФ.
Создание эффективной системы местного самоуправления в РФ - процесс довольно
длительный. Но можно сказать, что на сегодняшний день уже сделаны серьезные
шаги в законодательном обеспечении местного самоуправления на уровне
субъектов РФ, в частности в Ростовской области проработаны в тех или иных
нормативных актах практически все аспекты местного самоуправления. Тем не
менее, чтобы действовала вся система законодательства о местном
самоуправлении необходимо проработать законодательную базу в муниципальных
образованиях.
1.3 Местный уровень
Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления – уставы
муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства,
законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении определяются
организации и формы осуществления местного самоуправления в данных
муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая
основы, а также содержатся другие положения об организации местного
самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных
лиц местного самоуправления.
Признаваемые и гарантируемые Конституцией РФ организационная обособленность
органов местного самоуправления в системе управления государством,
самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая
выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления,
определение структуры органов местного самоуправления – все это
предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о
местном самоуправлении уставов муниципальных образований.
В соответствии с ФЗ устав муниципального образования разрабатывается
муниципальным образованием самостоятельно. Порядок его разработки, принятия и
изменения находится в ведении муниципального образования. ФЗ об общих
принципах предусматривает два пути принятия устава муниципального
образования: представительным органом местного самоуправления и населением
непосредственно, т. е. местным референдумом или на сходе граждан. К
сожалению, в Уставе города Новочеркасска с удивлением можно прочитать по
этому поводу лишь то, что принятие и изменение Устава города относится к
вопросам городского самоуправления (п. 1 ст. 10 Устава) и, если внесению
изменений в Устав посвящена ст. 72 Устава, то о принятии Устава ничего более
не сказано.
Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок регистрации
уставов муниципальных образований. Так, в соответствии с законом Ростовской
области от 15 января 1996 г. N 10-ЗС "О порядке государственной регистрации
уставов муниципальных образований в Ростовской области" государственную
регистрацию уставов муниципальных образований осуществляет отдел юстиции
Ростовской области. Устав муниципального образования направляется в отдел
юстиции администрации Ростовской области в четырех экземплярах главой
соответствующего муниципального образования, а при отсутствии в муниципальном
образовании данной должности - руководителем представительного органа местного
самоуправления.[1] Устав муниципального
образования регистрируется отделом юстиции администрации Ростовской области в
месячный срок со дня поступления необходимых документов. В двухнедельный срок
после регистрации устава муниципального образования должностному лицу,
обратившемуся по вопросу регистрации устава, выдается свидетельство о
регистрации устава муниципального образования и возвращается один экземпляр
устава. По одному экземпляру устава муниципального образования и копий
свидетельства о его регистрации направляется в Законодательное собрание и
администрацию Ростовской области. Четвертый экземпляр устава муниципального
образования остается в отделе юстиции администрации Ростовской области.
Регистрация изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального
образования, осуществляется в порядке, установленном данным Областным законом
[2].
ФЗ об общих принципах устанавливает, что основанием для отказа в
государственной регистрации устава муниципального образования может быть
только противоречие его Конституции РФ, законам РФ. При этом отказ в
государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке
гражданами и органами местного самоуправления (ст. 8).
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального
опубликования (обнародования).
Устав муниципального образования должен содержать, во-первых, наименование
муниципального образования с указанием его границ и состава территории.
Территории города Новочеркасска посвящена ст. 5 его Устава. Возможно также
закрепление в уставе символики муниципального образования, отражающей
исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные
местные традиции, так как согласно ст. 11 ФЗ об общих принципах муниципальные
образования вправе иметь собственную символику: герб, эмблемы и т. п. В
Уставе города Новочеркасска положения о городских атрибутах и символах
закреплены в ст. 8.
Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного значения, относящиеся к
ведению муниципального образования. Их перечень содержится в ст. 6 ФЗ об
общих принципах. Этот перечень целиком воспроизведен в п. 1 ст. 10 Устава
города Новочеркасск без каких либо изменений, хотя муниципальные образования
вправе расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам
местного значения законами субъектов РФ, а также вопросов, не исключенных из
их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и
органов государственной власти.
В-третьих, устав муниципального образования определяет организационную
структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных лиц
местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы.
В уставе закрепляются структура и порядок формирования органов местного
самоуправления, их наименования и полномочия. Уставом муниципального
образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального
образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного
самоуправления. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 14 ФЗ об
общих принципах наличие выборных органов местного самоуправления
муниципальных образований является обязательным.
Органы местного самоуправления должны быть наделены уставом муниципального
образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Устав муниципального образования закрепляет статус и социальные гарантии
депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных
должностных лиц местного самоуправления, а также гарантии прав должностных лиц
местного самоуправления. При этом срок полномочий депутатов, членов других
выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного
самоуправления не может быть менее двух лет. Кроме того, устав должен
определять основания и порядок прекращения их полномочий
1.
В соответствии с законом субъекта РФ устав муниципального образования
устанавливает наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц
местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу.
Уставом муниципального образования определяются выборные и иные органы
местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами.
В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены
формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении
вопросов местного значения. Речь идет о таких институтах муниципальной
демократии, как местный референдум (ст.ст. 41 и 42 Устава города
Новочеркасска); муниципальные выборы (ст.ст. 30-35 Устава г. Новочеркасска);
собрание (сход) граждан (ст. 64 Устава Новочеркасска); народная
правотворческая инициатива (в соответствие с п. 2 ст. 6 Устава Новочеркасска,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|