Курсовая: Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................2
1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления 4
2. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования... 13
2.1. Понятие бюджета муниципального образования (местного бюджета) 13
2.2. Доходная часть местных бюджетов..........................................15
2.3. Расходная часть местных бюджетов.........................................22
2.4. Внебюджетные фонды.......................................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................31
Библиографический список......................................................33
ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического
государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных
интересов и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой
каким-либо способом обособленной населенной территории.
[1] Органы местного самоуправления призваны решать вопросы
местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей
населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и
гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную
жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник
государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы
государственной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении
общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного
управления.
Органы местного самоуправления должны иметь право на достаточную для
осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу.
Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), при наделении этих органов
отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые
для их осуществления материальные и финансовые средства. Главы 5 - 6
Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ” уточняют данное положение Конституции РФ. Из этого следует, что признание
и гарантированность государством местного самоуправления предполагает
определенные обязательства со стороны государства по созданию необходимых
экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок для развития
местного самоуправления.
Конституционное закрепление финансовых основ местного самоуправления
подчеркивает важность рассматриваемой темы. Не случайно в Европейской хартии
местное самоуправление самая большая по объему статья посвящена
характеристике источников финансирования органов местное самоуправление. Эти
положения хартии можно рассматривать в качестве общих принципов, которые
должны определять экономическую и финансово-налоговую политику любого
государства применительно к местным органам власти, получая свое отражение в
законодательстве.
В РФ процесс становления и развития местного самоуправления протекает с
большими трудностями. Не всегда этот процесс идет поступательно в
соответствии с вышеуказанными принципами и целями. Есть множество причин и
проблем, в том числе и проблем финансирования, замедляющих и не
способствующих развитию местного самоуправления в РФ. Некоторые, на мой
взгляд, наиболее острые из них освещены в данной работе. Особое место уделено
определению понятия финансовых основ местного самоуправления, процессу
формирования и утверждения местного бюджета как основе эффективного
функционирования местного самоуправления.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
местным самоуправлением признается "самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через
органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических и иных местных традиций".
Как следует из определения, "самоуправление - это управление, субъекты и объекты
которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни
и те же лица".[2] Соответственно, органы
местного самоуправления представляют собой децентрализованную часть
государственного аппарата, сочетающую в себе государственные и общественные
начала.
Вместе с тем в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации,
органы местного самоуправления, осуществляющие публичную власть в границах
территорий муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов
(уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) - не входят в систему
органов государственной власти.
На основании ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению муниципальных
образований следует отнести вопросы местного значения. Они также могут
наделяться отдельными государственными полномочиями.
Содержание понятия "вопросы местного значения" раскрывается в ст. 1, а их
полный перечень дан в ст. 6 названного Федерального закона. В значительной
мере обеспечение социально-экономического развития муниципального образования
связано с решением вопросов местных финансов: формирования, утверждения и
исполнения муниципального бюджета; установления местных налогов и сборов.
Муниципальную собственность, согласно законодательству РФ составляют средства
местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного
самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы,
находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения
образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое
имущество.[3]
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной
собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности
городским, сельским, а также другим муниципальным образованиям.
Органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте в
качестве самостоятельных юридических лиц — муниципальных учреждений,
обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления за
закрепленным за ними имуществом. Частью этого имущества – денежными
средствами - они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении
ими правомочий собственника — муниципального образования — они получают
возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника,
поступающим, выбывающим или составляющим его казну. Именно имущество казны, в
первую очередь, средства соответствующего бюджета, составляют базу
имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим
долгам.
В связи с этим муниципальное имущество делится на две части:
1) имущество, находящееся в муниципальной собственности и закрепленное
за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и
распоряжение;
2) местные финансы - средства местного бюджета и иное муниципальное
имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями,
которые составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского
поселения или другого муниципального образования
[4].
Понятие "местные финансы" идентично понятию "финансовые ресурсы местного
самоуправления". В значительной мере их основу составляют средства
муниципального бюджета. Финансовые средства (финансовые ресурсы) местного
самоуправления представлены в рамках финансовой системы государства в
качестве одного из ее центральных звеньев. Именно в финансовой сфере
проявляется неразрывная связь между государственной и муниципальной властью.
Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой
совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения,
связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных
бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных
образований.
Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления
регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей
основные принципы организации и деятельности общества и государства и
оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. В
целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного
самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов и
муниципальных образований.
Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и
целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов
(финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой
форме; они могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую
деятельность в пределах соответствующих территорий.
Анализ положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в
финансовой сфере позволяет распределить их на две группы:
общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов
муниципальной власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре
финансовых органов местного самоуправления);
специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой сфере
(положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся
вопросов местного налогообложения и т.п.).
В своей нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны
руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами
федеральных органов исполнительной власти и законодательством
соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой степени ограничивает их
самостоятельность.
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность
местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей
населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности.
Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного
самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в
стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая
самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием
экономики нашего общества, его финансов.
Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает:
а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной
экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми
средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих
функций;
б) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны
предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;
в) по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления
должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы
местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных
законом;
г) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов
самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы
следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при
осуществлении компетенции местных органов;
д) защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления
требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер,
предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения
потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них
расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора
органов местного самоуправления в пределах их компетенции
[5].
Эти положения Европейской Хартии о местном самоуправлении можно рассматривать
в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и
финансово-налоговую политику демократического государства применительно к
местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.
Органы местного самоуправления в рамках национальной экономической политики
имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|