отрасли права. Ее соотношение и взаимосвязь с правовыми науками определяются
соотношением муниципального права с отраслями российского права.
Государственное право закрепляет основополагающие начала организации и
деятельности местного самоуправления, разграничивает компетенцию РФ и
субъектов РФ в области местного самоуправления. Наука государственного права
использует многие категории и понятия (местное самоуправление, органы
местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления, общие
принципы организации местного самоуправления и др.), которые входят в научный
аппарат муниципального права, как научной дисциплины. Научная дисциплина
муниципальное право тесно взаимодействует с науками административного права,
финансового права, гражданского права, земельного права, экологического
права. Данные отраслевые науки в рамках своих предметов исследуют многие
вопросы, связанные с деятельностью муниципальных органов в разных сферах
мест жизни. Научная дисциплина муниципальное право взаимодействует с этими
отраслевыми науками, исследуя проблемы муниципальных служб, муниципальной
собственности, местных бюджетов, муниципальных земель и др. Таким образом,
муниципальное право в силу комплексного характера предмета своего изучения
интегрирует теоретические знания ряда отраслевых юридических наук,
касающиеся проблем деятельности органов местного самоуправления, в целостную
систему научных знаний о муниципальном праве. Формирование и развитие
специальной правовой отрасли и научной дисциплины муниципального права - один
из важнейших факторов, способствующих созданию и функционированию в нашей
стране эффективной системы местного самоуправления.
Основным источником муниципального права является Конституция Российской
Федерации.
Вторым базовым источником является Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа
1995 г.
К специальным законам в области муниципального права можно отнести также
Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации», Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации», Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления».
Источниками муниципального права являются также федеральные законы «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации», «Об образовании», «О недрах», «Об участии в
международном информационном обмене», «Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РСФСР», «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» и многие другие.
Источниками муниципального права являются указы Президента Российской
Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и постановления
Конституционного Суда. Государственная Дума и Совет Федерации также могут
принимать наряду с законами другие нормативные правовые акты, являющиеся
источниками муниципального права.
2. Участники муниципально-правовых отношений
Субъекты (участники) муниципально-правовых отношений - лица, представляющие
местное самоуправление и имеющие право принимать решения поп вопросам
местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и
государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения.
Субъекты муниципально-правовых отношений многочисленны и разнообразны. Можно
выделить следующие группы субъектов муниципально-правовых отношений:
1) сообщество граждан, проживающих в пределах муниципального образования;
2) органы местного самоуправления (представительные и исполнительные);
3) выборные должностные лица (депутаты, главы муниципальных образований);
4) органы территориального общественного самоуправления (домовые комитеты,
советы и т.д.);
5) юридические лица (например, хозяйствующие субъекты, действующие на
территории муниципального образования);
6) физические лица или группы лиц (в частности, обращающиеся в органы
местного самоуправления с правотворческой инициативой);
7) государственные органы Российской Федерации;
8) государственные органы субъектов Российской Федерации;
9) различные предприятия, организации, учреждения.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что особым субъектом муниципально-
правовых отношений может быть и муниципальное образование в целом. Так,
муниципальное образование обладает правами собственника муниципального
имущества; правом иметь свою символику (гербы, эмблемы и др.). От имени
муниципального образования как особого субъекта муниципально-правовых
отношений выступают: либо население непосредственно, либо органы местного
самоуправления.
Местные референдумы
К формам осуществления местного самоуправления относятся:
1) формы непосредственной демократии: местный референдум; выборы органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; отзыв
выборных должностных лиц; собрания, сходы граждан; митинги; демонстрации;
шествия; правотворческая инициатива граждан; обращение граждан в органы
местного самоуправления;
2) формы представительной демократии: выборные органы местного самоуправления
и выборные должностные лица;
3) местное самоуправление осуществляется также через исполнительные органы.
Местный референдум — это осуществляемое в пределах муниципального образования
посредством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в
границах муниципального образования, направленное на решение (обязательный
референдум) или обсуждение (консультативный референдум) вопросов местного
значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления, которое
проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных
образований.
Понятие местного референдума, равно как и понятие других форм осуществления
местного самоуправления, обладает своими отличительными признаками. Признаки
эти очевидны.
Первый признак — это непосредственное осуществление гражданами муниципальных
образований власти, источником которой в соответствии с Конституцией
Российской Федерации является народ всей страны. Власть реализуется в данном
случае путем прямого волеизъявления посредством голосования. При этом каждый
гражданин, имеющий право решающего голоса, участвует в референдуме лично.
Второй признак состоит в том, что в референдуме принимают участие только те
граждане, которые проживают на территории данного муниципального
образования.
Третий признак указывает на локальность территории, где проводится местный
референдум.
Четвертый признак ограничивает сферу влияния референдума вопросами местного
значения. Ибо законодательство о местных референдумах, о местном
самоуправлении прямо указывает, что на местных референдумах решаются
(обязательный референдум) или обсуждаются (консультативный референдум)
вопросы местного значения.
Местные референдумы можно разделить на две группы: обязательные и
консультативные.
Под обязательным референдумом следует понимать местный референдум,
результатом которого является решение, обязательное к исполнению всеми
субъектами муниципально-правовых отношений.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации», принятого 5 сентября 1997 г. (в редакции ФЗ от 30 марта 1999 г.),
решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является
обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Все законы о местном референдуме субъектов Российской Федерации также
предусматривают обязательность решений граждан, принятых на референдуме. По
состоянию на 19 сентября 1997 г. законы о местном референдуме приняты в 65
субъектах Российской Федерации.
Из этого следует, что тенденция развития норм об обязательности решений,
принятых на местных референдумах, уже сложилась на всех уровнях
нормотворчества, в том числе и в системе местного самоуправления.
Консультативный референдум, в отличие от обязательного, не имеет такого
широкого распространения. Нормы о консультативном референдуме имеются лишь в
отдельных законах о местном референдуме и местном самоуправлении субъектов
Российской Федерации.
Принципы проведения местных референдумов установлены Конституцией РФ,
Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан РФ». В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан РФ», принятого Государственной Думой 5 сентября 1997 г. (в редакции
ФЗ от 30 марта 1999 г.), гражданин Российской Федерации участвует в
референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном
голосовании. Участие гражданина в референдуме является свободным и
добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью
принудить их к участию или неучастию в референдумах, а также на их свободное
волеизъявление. Закон в ст. 5 закрепляет за всеми гражданами равное право на
участие в референдуме. Учтены в законе принципы гласности и законности.
Решение о проведении местного референдума, согласно ч. 2 ст. 22 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», принимается представительным органом местного самоуправления по
собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом
муниципального образования.
Часть 3 ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет
норму, согласно которой местный референдум назначается органом местного
самоуправления. При этом не указывается, каким именно органом -
представительным или исполнительным.
Для подготовки и проведения местного референдума формируются комиссии
местного референдума и участковые комиссии.
Муниципальные выборы
Второй важнейшей формой непосредственного волеизъявления граждан являются
выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления.
Выборы в системе местного самоуправления предназначены для формирования
органов местного самоуправления и избрания должностных лиц местного
самоуправления.
Участие граждан, проживающих на территории муниципального образования, в
выборах органов и должностных лиц местного самоуправления является
непреложным признаком демократического государства.
Выбирая депутатов, а также глав местного самоуправления из числа сограждан,
избиратели участвуют в деле организации управления на своей территории. От
этого выбора во многом зависит судьба каждого гражданина и судьба
муниципального образования в целом.
Качественный состав представительных органов зависит как от выбора
избирателей, так и от законодательства, на основе которого проводятся
выборы.
В настоящее время формированию законодательной основы избирательной системы
уделяется особое внимание. Ее составляют Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28
августа 1995 г.. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19
сентября 1997 г. (в редакции ФЗ от 30 марта 1999 г.), Федеральный закон «Об
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и
быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г.
Назначение выборов осуществляют различные органы и должностные лица. Такой
порядок предусмотрен и федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации. Часть 2 ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что порядок
проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской
Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган
или должностное лицо в соответствии с конституциями, законами, уставами
субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В связи
с этим субъекты Российской Федерации вправе сами определять порядок
назначения выборов.
Для организации и проведения выборов органов и должностных лиц местного
самоуправления образуются избирательные комиссии.
При проведении выборов депутатов в представительные органы местного
самоуправления образуются территориальные, окружные и участковые
избирательные комиссии. При проведении выборов глав муниципальных
образований окружные комиссии не образуются. Эти вопросы решаются в субъектах
Российской Федерации исходя из местных условий и особенностей, нагрузки на
территориальные избирательные комиссии.
Положения основных местных стандартов
Факторы, предопределяющие особое значение европейских стандартов местного
самоуправления для России в рамках проводимой на современном этапе реформы
публичной власти, федерализма и местного самоуправления:
1) усиление влияния международных норм на внутреннее российское право в
связи с современными интеграционными процессами,
2) особенности конституционной концепции определения места общепризнанных
принципов и норм международного права, международных договоров в правовой
системе Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Поскольку признанные Россией как членом Совета Европы международные договоры,
в той или иной степени затрагивающие вопросы организации местного
самоуправления, во многих случаях не могут быть реализованы непосредственно и
нуждаются в адаптации в национальном законодательстве (т.е. в имплементации),
вопрос о способах и формах такой адаптации, как и об оценке ее соответствия
международным (европейским) стандартам требует особого внимания.
Важнейшим документом, закрепляющим международно-правовые стандарты
организации публичной власти на местах, является Европейская хартия местного
самоуправления (далее – Хартия МСУ, Хартия), ратифицированная Российской
Федерацией 11 апреля 1998 года.
Конституция Российской Федерации закрепила следующие принципы местного
самоуправления:
1. Экономической самостоятельности, означающей:
а) равноправие муниципальной собственности среди других форм собственности;
б) самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью;
в) самостоятельное утверждение и исполнение местных бюджетов;
г) самостоятельное установление местных налогов и сборов;
д) соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его
компетенции.
2. Организационно-правовой направленности, означающей:
а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
б) организационное обособление местного самоуправления;
в) многообразие форм осуществления местного самоуправления;
г) учет мнения населения при изменении границ муниципального образования;
д) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
е) гласность в системе местного самоуправления;
ж) коллегиальность и единоначалие в системе местного самоуправления;
з) гарантии местного самоуправления;
и) ответственность в системе местного самоуправления;
к) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
л) взаимодействие местного самоуправления с государством.
Правовая основа местных органов самоуправления её понятие и развитие.
Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную
систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы
организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как
института, в общей системе управления.
Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении имеет
следующую внутреннюю структуру.
Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на три
группы.
Первую группу составляют нормативные правовые акты федерального значения. К
ним относятся Конституция Российской Федерации, федеральные законы,
нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, иные нормативные правовые акты (например, постановления
Государственной Думы Российской Федерации, имеющие нормативный характер,
постановления Конституционного Суда Российской Федерации и т. д.).
Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные
правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц
субъектов Российской Федерации.
Третью группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые в системе
местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном
референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных
органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.
Например, уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве
и бюджетном процессе, положения о структуре органов местного самоуправления,
о порядке управления муниципальной собственностью являются нормативными
правовыми актами, составляющими правовую основу местного самоуправления.
Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе на
законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по
отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в
противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит
закону, то он не действует в части, противоречащей закону, и должен быть
приведен в соответствие с законом.
Законы издаются Федеральным Собранием Российской Федерации, законодательными
органами субъектов Российской Федерации.
В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специальные,
полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений в системе
местного самоуправления, и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного
самоуправления.
Специальными законами являются, например. Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации», Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления», Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в
Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном
самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о местном
референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о собраниях
(сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о
порядке формирования муниципальной собственности и другие.
Заключение
Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в
государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то
убивается всякое творчество на местах и, в конце концов, власть сводиться к
творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму.
Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления,
в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в
области управления.
Определенная самостоятельность в решении вопросов местного значения,
составляющая, необходимый признак местного самоуправления, не может
существовать вне единой государственной экономической, социальной,
идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться
вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от
государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному
положению местного самоуправления в государственном механизме,
свидетельствуют об общих для демократических государств принципах:
децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности,
осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь
наибольшей их эффективности.
Современное законодательство, определяющее основы деятельности муниципальных
образований в России все еще полно неточностей и, можно сказать, до конца
недоработано. В силу чего особую значимость приобретает на текущий момент
появление новейших теоретических и методологических разработок в данной
сфере.
В данной контрольной работе содержится попытка осветить основные моменты
деятельности муниципальных образований, регулируемой российским
законодательством.
Литература
1. «Европейская Хартия местного самоуправления» 01.09.1998г.
2. Конституция Российской Федерации 12.12.1993г.
3. Федеральный закон РФ №154-ФЗ от 28.08.1995г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ»
4. Федеральный закон РФ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ»
5. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н Муниципальное право
Российской Федерации. Учебник для вузов/под ред. профессора Н.С.Бондаря.-
М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:
Учебник.- М.: Юристъ, 2001.
7. Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. - М.:
Юриспруденция, 2000.
Страницы: 1, 2
|