реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Храм Христа Спасителя

реферат

залитому светом 16 громадных окон высотой в 11 аршин (7,81м) и шириной в

три аршина (2,13м), противостоит полумрак боковых частей храма,

освещавшихся светом, поступавшем через окна хор и купола. Последовательно

выдержен принцип иерархичности в сюжете росписей и отделки интерьера.

Огромная роль в интерьере принадлежит системе росписей Интерьер храма как

художественное целое не сводится к сумме отдельных произведений.Проект

интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854г., когда решено было

отказаться от отделки интерьера в стиле классицизма, выполнив его в

соответствие с характером фасадов в византийском стиле исполнение нового

проекта принадлежало помощнику главного архитектора А. И. Рязановым. Здесь

прошли выучку и работали многие крупные архитекторы обеих столиц. Кроме

названных ранее, нельзя не упомнить Л.Н. Бенуа, А.И.Кракау и др.

Архитектором наряду с художниками принадлежала исключительно важная роль в

создании интерьеров храма.В храме Христа был возрожден своеобразный поясной

принцип размещения росписей, типичный для древнего храма .Живопись

подчеркивала характерные конструктивные особенности храма.

Орнаментальная роспись обрамляла арки ветвей креста, окна, пояс барабана,

арки хор. Выбор сюжетов и их местоположения в той или иной части храма

определяло иерархии российской церкви.Перед вошедшими в храм Христа

Спасителя открывалась грандиозная и величественное зрелище. Интерьер его

поражал торжественностью и великолепием. В восточной ветви креста находился

уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной

часовни, увенчанной позолоченным бронзовым шатром. Высота иконостаса храма

Христа Спасителя вместе с шатром 26,6 м. Росписи главного алтаря

изображали священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и

событиях последних дней его жизни на земле.В своде главного купола

находилось изображения Господа Саваофа, благословляющего обеими руками,

имевшего в лоне Сына Божия, а на груди Духа Святого в виде голубя, т.е.

изображение триединого бога. Росписью купола начались в 1861 году

живописные работы в Храме. Только на это ушло 5 лет (закончены 1866 году).

Трудно себе представить гигантские размеры написанные художником А.Т.

Марковым композиции.Художнику помогали 3 помощника и в их числе самый

известный и талантливый из учеников Маркова - Иван Николаевич Крамской. Вся

система росписей подкупольной части храма Христа пронизана чувством

радостного торжества, ставшего возможным благодаря победе принесенных в мир

Христом идей.Следующий цикл картин находился в самом низу в нишах,

расположенных в скосах несущих купол колоссальных подпорных столбов.Тему

истории жизни людей, предчувствующих и предрекающих предшествие Иисуса, и

побеждающих благодаря вере в него, продолжали картины в нишах западной

части храма.В своде южного крыла изображение Иисуса Христа в виде младенца.

На боковых стенах были помещены изображение Божей Матери в различных

явлениях, а перед нею и по бокам больших и малых арок святые угодники

Божии.Стены и своды хор храма Христа Спасителя, как в древнерусских храмах,

были сверху донизу покрыты росписями.Кроме уже упомянутых авторов в росписи

храмов принимали участие Е.С. Сорокин, Жигулевский, Корнеев, Ф.С.Жеравлев и

другие. Весь архитектурный декор - орнаменты, обрамляющие арки окон и арки,

открывающиеся в центральную часть храма, очертания сводов и т.д., а также

великолепные по своей декоративности, красоте, чувству света и формы

росписи сводов, выполнены были по проэктам Л.В. Даля. С храмом Христа

Спасителя связано также попытка прервать выполнение для него живописные

работы в такой же источник возрождения русского стиля в изобразительном

искусстве, каким стало строительство его для архитектуры.Несмотря на обилие

работавших в храме художников, принадлежавших к тому же к разным

поколениям, представлявшим разные направления (позднеакадемическое -

подавляющее большинство) и реалистическое (в их числе сподвижники - И.М.

Пряничников, А.И. Корзухин, И.Н. Крамской, В.И. Суриков), их работам

присуще бесспорное стилевое единство.Оно было предложено главным

архитектором и утверждено Николаем I: «нижний коридор должен составлять

притвор храма, посвященный воспоминанием славной для России эпохи 1812 г.,

в который божественный промысел явно благословил наше Отечество - на

столбах притвора предположено было изобразить живописью важнейшие события

(1812 г.) и написать имена воинов, положивших живот за Отечество, имена

граждан, которые пожертвовали имущества и деланием мира и правды стяжали

себе лестное право на бессмертие и благодарность.Главное же, чем гордился

главный архитектор К.А.Тон и что в итоге удалось осуществить, - это

создание непрерывного кругового коридора, который «служит для народа

открытою историею 1812 г., выражению в письменах и лицах».Граница между

архитектурой и прикладным искусством в храме Христа Спасителя практически

неощутимы. Мебель, особенно встроенная, представляет собой разновидность

малой архитектуры и одновременно часть большой архитектурной формы.Подводя

итоги сказанному, нужно отметить, что храм Христа Спасителя наряду с

Исаакиевским собором открывает цикл грандиозных художественных мемориальных

храмовых ансамблей XIX- начала XX веков. Его необыкновенная национально -

историческая программа оказало огромное воздействие на религиозное

искусство XIX - начала XX веков. Используя опыт храма Христа, создавались

комплексы Владимирского собора в Киеве, храм Воскресенье Христова (на

Крови), храм - памятник Христу Спасителю в память моряков, павших в войне с

Японией, в Петербурге, храмы - памятники, находившееся за границей - в Сан

- Стефано и в Суфии в память русско-турецкой войны, в память битвы народов

в 1813г. под Лейпцигом и т.д. Храм Христа Спасителя был торжественно

освещён только в 1883г. Закончилось одна из самых длительных и грандиозных

строек России, стоившая казне огромную для того времени сумму в 15,123,163

руб.89коп.Освещение храма Христа Спасителя положило начало новому

продолжавшемуся без малого полвека, периоду его жизни. Он начал

функционировать как один из главных (второй по значению после Успенского)

соборов в Москве.

Гибель Храма.

История гибели храма Христа Спасителя началась почти за полтора десятилетия

до его физического уничтожения (вскоре после революции был снесён памятник

АлександруIII).Началась она и с фактов внешне как будто со сносом храма

Христа непосредственно не связанных. Однако развевающиеся события фатально

вели к его разрушению. И уничтожению памятника Александру III, и взрыв

собора не принадлежали к числу единичных или случайных явлений. Они

закономерно вытекали из культурной, социальной, идеологической,

государственной политике новой власти. При такой ситуации уже ни имели

значения мнения профессионалов и общественности. Именно такой подход только

в одной Москве решил судьбу многих памятников. Были снесены и разобраны

Казанский собор на Красной площади, Триумфальная арка, Красные ворота,

Сухарева башня и десятки других уникальных сооружений. Одним из фактов

реализации задуманной с большим размахом акции стало разрушение памятника

Александру III. На фундаменте разрушенного строя будет заложен памятник

«Освобождённому труду». Памятник этот так и не был воздвигнут. Процесс

разрушения храмов и монастырей, начинавшихся в середине 1920-ых годов,

наростал постепенно. Для расширения улиц предусматривалась возможность

сноса всех зданий расположенных по обеим их сторонам на расстоянии 5 - 10

м. С 1923г. в Моссовете уже регулярно составлялись списки предназначеных к

сносу зданий. В него попали церковь Николы Красный звон в Юшковом пер.,

колокольни Казанского собора на Красной площади и Всехсвятского

единоверческого монастыря Зарогожской заставой. История уничтожения

московских и российских памятников была неразрывно связана с изнурительной,

неравной и изначально обреченной на неуспех борьбой за их сохранение. 1929

год - поистине трагический в истории нашей страны. Началась сплошная

колективизация. 1929 год стал переломным и в другом отношении. Изменилась

техника уничтожения зданий. Их начали взрывать. В 1930 году были проведены

уже 2 компании - антипасхальная и антирождественская. В 1931 году - тоже.

Они проходили под лозунгами «За безбожную Москву, за безбожную колхозную

деревню». В обстановке антирелигиозной истерии, развернутого наступления на

религию и подъема безбожного ударничества 18 июля 1931 года «Известия»

опубликовала Постановление Совета Строительства Дворца Советов о сооружении

в Москве на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов. С проектирования

Дворца Советов началась разработка генерального плана реконструкции и

развития Москвы. Работа над планом, принятым в 1935 году, шла параллельно

конкурсам, а затем и детальной разработки проекта Дворца Советов. Было дано

предписание завершить его статуей В.И. Ленина, увеличив высоту скульптуры -

до 50 - 75 м. Но было принято другое их предложение: разместить статую

Ленина по центральной оси высотной части здания и увеличить высоту здания

еще на 100 м - до 340 м, не считая статуи. В итоге разработанной с учетом

всех замечаний Совета Строительства проект Дворца Советов был утвержден 19

февраля 1934 года. Современники единодушно, в полном согласии с автором

проекта, писали: «Крупнейшее из всех архитектурных сооружений, когда-либо

созданных за всю мировую историю, дворец советов должен стать воплощением

побед социализма, завоеванного в боях Великой Октябрьской социалистической

революции и ведущего человечества к светлому будущему коммунизма. Дворцу

советов предстояло стать не только самым большим зданием мира. Величайшей

статуей мира должна была стать и фигура Ленина. Она превосходила по высоте

статую Свободы (46 м), статую «Рабочий и Колхозница» венчавшую советский

павильон на всемирной выставке 1937 года в Париже. Все архитекторы, в том

числе голосовавший против строительства Дворца Советов на месте храма

Христа Спасителя, не только вынуждены были согласиться с мнением Аснова,

поддерженным руководителями партии и правительства, но и приняли участие в

проектировании. Газета «Известия» не сочла возможным напечатать

А.М.Васнецова. Боролись с ним верующие и священнослужители но это были те,

кому партия и правительство объявили беспощадную войну, которая вилась

руками хорошо организованных, находившихся у власти структур

безбожничества. Итак, документы свидетельствуют: с осени 1931 года разборка

храма Христа Спасителя шла полным ходом. Кинолетопись уничтожения храма

Христа Спасителя, Созданные оператором В. Микошей фиксирует леденящие души

кадры постепенного уничтожения величественного колоссального здания.

Сначала были сняты малые главы храма. Затем настала очередь центральным.

Кадры фильма В.Микоши по-настоящему трагичны: надломленная верхушка главы,

лишенная позолоченной облицовки с покосившимся крестом; гигантский

металлический остов купола, даже разоренный исключительно красивый,

вызывающий ассоциации со сверхсовременными конструкциями 20 века;

зброшенное на землю завершение главы с крестом глубоко ушедший в землю от

собственной тяжести, скинутый с колокольни, умолкнувший навеки колокол;

огромные каменные маркированные блоки. Невозможно оставаться бесстрастным

при виде лишившейся ступени лестницы, валяющихся на земле скульптур с

затянутым на шее канатом, мраморных досок, содержащих летопись

Отечественной войны 1812 года, выломанных из стен и подготовленных к

отправке на склады. Уничтожение Храма Спасителя благословил комиссар

народного просвещения А.В. Луначарский. Строение Дворца Советов, реально

начавшееся в 1937 г. не суждено было завершить. К 1939г. закончилась кладка

фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращённой к Волчонке.

Однако скоро не просто недостроенное, едва поднявшееся от уровня фундамента

здание пришлось разобрать. После оккупации Донбаса в 1942г. стальные

конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения

мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углём

центральный район страны. Конкурсы 1957 - 1959 гг. не дали

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.