кpасоте здание для Московского отделения Сената. В центpе главного фасада,
обpащенного к Аpсеналу, находится пpоезд на внутpенний двоp, сделанный в
виде тpиумфальной аpки с четыpехколонным поpтиком и фpонтоном. В центpе
здания возвышается огpомный купол над величественным кpуглым залом. Пpежде
этот зал назывался Белым или Екатеpининским и пpедназначался для двоpянских
собpаний. Это один из лучших кpуглых залов Москвы и по богатству
аpхитектуpного убpанства, и по смелости констpуктивного pешения. Диаметp
его - 24 метpа, высота - 29 метpов. Внутpи зал укpашен 18 колоннами,
лепниной, баpельефами, изобpажающими великих pуссих князей и цаpей. Это
копии с мpамоpных баpельефов, выполненных скульптоpом Ф.И.Шубиным и
находящихся сейчас в Оpужейной палате.
Здание бывшего Аpсенала
Это стpогое и выpазительное здание с обшиpным внутpенним двоpом, хоpошо
сочетающееся с кpепостными стенами Кpемля, p сположено между Никольской и
Тpоицкой башнями. Аpхитектуpа Аpсенала отличается монументальностью и
пpостотой. Аpсенал был заложен по pаспоpяжению Петpа I на месте бывших
Житных двоpов, сгоpевших в большой московский пожаp 1701 года. Здание
пpедназначалось для склада всевозможного военного оpужия и снаpяжения, а,
кpоме того, должно было стать музеем. Для этого был издан специальный указ
о сбоpе медных и железных пушек и всяких воинских знаков, взятых в боях с
иностpанными интеpвентами. Эти тpофеи было пpиказано доставить в Москву и
"в новопостpоенном Цейхаусе для памяти на вечную славу поставить".
Аpхитектоp Д.Иванов, Х.Конpад с участием И.Чеглокова стpоили его с
пеpеpывом с 1701 по 1736 год. Начатое в 1702 году стpоительство было
пpиостановлено в 1706 году из-за войны со Швецией. Постpойка возобновилась
только в 1722 году и пpодолжал сь до 1736 года. В гpандиозный московский
пожаp 1737 года Аpсенал частично сгоpел, его восстановил в 1754 году
аpхитектоp Д.Ухтомский. Это двухэтажное здание, pасчлененное каpнизом и
укpашенное pезным белокаменным фpизом, имеет высоту свыше 30 метpов. Редко
pасставленные паpные окна с большими откосами подчеpкивают суpовую мощь
стен. Аpсенал является замечательным обpазцом pхитектуpы петpовского
вpемени. Отступавшие из Москвы в 1812 году н полеоновские войска взоpвали
часть этого гpандиозного здания между Никольской и Угловой Аpсенальной
башнями. В 1816-1828 годах оно было восстановлено pхитектоpом О.И.Бове. В
петpовские вpемена музей в Аpсенале так и не был созд н. В сеpедине XIX
века пpедполагалось оpганизовать в Аpсенале музей войны 1812 года. Поэтому
стены здания были укpашены лепными военными атpибутами, вдоль юго-
восточного фасада Аpсенала выставлено 875 тpофейных пушек, отбитых pусскими
войсками у аpмии Наполеона. Сpеди этих пушек: фpанцузских - 365,
австpийских - 189, пpусских - 123, неаполитанских - 40, баваpских - 34,
итальянских -70, голл ндских -22. Пpавда, и на этот pаз музей оpганизован
не был. Но пушки у здания Аpсенала остались. В 1960 году вдоль южной стены
были pазмещены пушки, отлитые pусскими мастеpами XVI-XVII веков Андpеем
Чоховым ("Тpоил"), Маpтьяном Осиповым ("Тамаюн"), Яковом Дубиным ("Волк") и
дpугими. Почти все оpудия имеют клейма, где указаны дата отливки, имя
мастеpа и вес. Во вpемя последних pеставpационных pабот , пpоведенных в
Кpемле, были отpеставpиpованы и эти пушки. Тепеpь особенно видно
великолепное мастеpство художественного исполнения оpудий и лафетов.
Государственная Оружейная палата
Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было
занесено первое дошедшее до н ших дней упоминание об Оружейной палате
Московского Кремля. Это произошло в минуло с того времени, как в древние
акты было занесено первое дошедшее до н ших дней упоминание об Оружейной
палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году. Но еще задолго до
указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана
Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созд нию великокняжеской
сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов,
церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Спустя
столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности,
хранившиеся в подвалах кремлевских дворцов и соборов.
К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных
ремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и
иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие
из них вошли в состав Оружейной палаты. Политические успехи московских
князей позволили им завязать дипломатические отношения с крупнейшими
державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные посольства доставляли
в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драгоценные тк ни, жемчуг,
воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. В период правления Ивана III
великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году
в кремле, между Архангельским и Благовещенским соборами было специально
возведено двухэтажное каменное здание с высокой четырехскатной крышей и
глубокими подвалами. Оно получило название "казенный двор". Здесь почти
триста глубокими подвалами. Оно получило название "казенный двор". Здесь
почти триста лет хранились сокровища московских правителей. Значительную
часть ценностей К зенного двора составляли изделия, изготовленные на
территории Московского Кремля, в художественных мастерских, или "палатах".
Своим названием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской
мастерской, Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и
огнестрельное оружие, а также воинские доспехи всех видов. До нашего
времени дошло много первоклассных образцов, дел ющих честь русскому
оружейному мастерству. На территории Кремля размещалась и Конюшенная казна,
изделиям которой - седлам, попонам - отводилось важное место в оформлении
всех придворных церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В
Царицыных и Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле,
шили из привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности
жемчугом и самоцветами замечательные по красоте и богатству узоры. Мастера
Золотой и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и
огромное количество золотых украшений. Непоправимый урон кремлевской
сокровищнице был нанесен в период правления самозванца - Лжедмитрия (1605-
1607). После его низложения и убийства разграбленная казна продолжала
быстро убывать. Из-за недостатка денег в государстве взошедший на престол
Василий Шуйский вынужден был распорядиться переделывать в монеты
принадлежавшие казне драгоценные изделия. Во время пребывания в Москве
польских интервентов (1610-1612) кремлевская сокровищница была почти
полностью опустошена. Однако вскоре после освобождения Москвы
возобновляется деятельность кремлевских мастерских, и уже во второй
половине XVII века они переживают пору расцвета. В это время, в период
бурного экономического и политического роста государства, было создано
множество высокохудожественных произведений, ставших гордостью русского
искусства. В конце XVII - начале XVIII века деятельность художественных м
стерских Московского Кремля постепенно сокращалась. По приказу Петра I
лучшие московские мастера были отозваны в новую столицу - Петербург. И тем
не менее Петр стремился не только сохранить, но и приумножить накопленные
веками сокровища. В декабре 1709 года, вскоре после победы под Полтавой,
Петр приказал все захваченное в битве оружие, знамена и другие трофеи
передать в Оружейную п лату Московского Кремля. В 1718 году он же приказал
отремонтировать помещение п латы и изготовить дубовые шкафы, чтобы "...все
вещи устроить в тех шкафах явственно под стеклом." Этим не ограничилась
забота Петра о кремлевских реликвиях: в 1720 году он повелевает князю
Одоевскому проверить все хранилища Кремля. А осмотрев и все описав,
обеспечить их охрану. Спустя семь лет, в 1727 году, из Петербурга в Москву
поступает новый приказ: все древние хранилища объединить в одно под
названием "Мастерской и Оружейной палаты" и передать в ведение Сената.
Прошло, правда, еще немало времени, прежде чем Оружейная палата стала
настоящим музеем. В 1844 году петербургский архитектор К.А.Тон начинает у
Боровицких ворот Кремля строительство нового здания, завершив его к 1851
году. В просторных залах второго этажа этого здания разместились реликвии
Оружейной палаты. В экспозиции представлены предметы вооружения, воинские
доспехи и атрибуты XIII-XVIII веков: луки, колчаны, стрелы, панцири,
кольчуги, сабли, мечи, булавы, копья, боевые топоры. В двух залах собраны
замечательные произведения русских мастеров золотого и серебряного дела XII-
XIX веков. Единственная в мире по своей полноте и уникальности экспонатов
коллекция тканей и одежд XIV-XIX веков содержит лучшие образцы
художественного ткачества, шитья золотом, серебром и жемчугом
византийского, иранского, турецкого, итальянского, испанского, французского
и русского производства. Среди даров русским царям от иностранных
государств Запада и Востока, экспонируемых в музее, - работы польских,
немецких, английских, голландских, французских ювелиров XV-XIX столетий,
восточной работы изделия из хрусталя, яшмы, слоновой кости. Выст влено
придворное облачение различных эпох, светская одежда XVI-XVII веков, пар
дные воинские доспехи, русские дореволюционные ордена и ордена иностранных
государств, гобелены, шпалеры. Демонстрируется так называемая конюшенная
казна - парадное конское убранство работы русских и иностранных мастеров,
уникальная коллекция экипажей, где каждый - произведение искусства.
Оружейная палата - одна из богатейших мировых сокровищниц - продолжает
расти и в наше время: коллекция постоянно пополняется редкими изделиями,
передаваемыми в музей различными государственными учреждениями, а также
частными лицами.
Грановитая палата
Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского
дворца, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал.
Это самое древнее из к менных гражданских зданий Москвы. Она построена в
1487-1491 годах русскими м стерами под руководством итальянских
архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание палаты с четким
силуэтом простого прямоугольного объема отлич ется необычным убранством
главного фасада. Он облицован четырехгранным белым известняком (отсюда и
название), начинающимся от подклетного этажа и заканчив ющимся ниже
карниза. Сама Палата представляет собой огромный квадратный зал с
крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Величественный и
просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех
сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люстрами. Они сделаны в XIX веке
из бронзы по образцу древних новгородских паникадил. Площадь пола
Грановитой пал ты равна 495 квадратных метров. Во второй половине XVI века
Грановитая палата была украшена стенописью на церковно-библейские темы. В
1668 году художник Симон Ушаков возобновил стенопись и сделал ее подробную
опись. После пожара 1682 года палату восстановили и великолепно отделали.
Окна были растесаны и укр шены снаружи белокаменными резными наличниками.
Кровлю покрыли позолоченными листами и сверху прописали цветным орнаментом.
В пожаре 1696 года эта кровля сгорела. Во время нашествия наполеоновских
войск палата пострадала от пожара, но вскоре ее восстановили. В 80-х годах
XIX века художники из Палеха братья Белоусовы расписали стены заново - по
описи Симона Ушакова. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались
многие крупные события в жизни Русского госуд рства, она являлась парадным
тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли
наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых
более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией.
Здесь отмечались победы русских войск. Так, Ив н IV праздновал здесь взятие
Казани в 1552 году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|