формальдегиду , суммарным углеводородам и другим химическим
соединениям отмечаются на Таганской , Комсомольской ,
Добрынинской , Сухаревской площадях , у Рижского , Курского
вокзалов и Центрального автовокзала . По мнению специалистов
Москомприроды , традиционно считается загрязненным воздух в
центре города , в Восточном и Юго-Восточном округах .
Сказывается то , что в Москве ветры дуют преимущественно в юго-
восточном направлении . К тому же в той части города
сформировался промышленный район .
Выделенные зоны экологической ситуации занимают относительно
всей территории города следующие части :
- Зона крайне неблагоприятного состояния среды - 17%
- Зона неблагоприятного состояния среды - 30%
- Зона умеренно неблагоприятного состояния среды - 47%
- Зона условно благоприятного состояния среды - 6%
Эти данные крайне необходимы для природоохранных мероприятий
и комплексного экологического мониторинга Москвы .
Природоохранные органы во многом определяют успех
экологически ориентированного будущего . Они смогут справится
со своей задачей только при решении нескольких проблем . Первое
, абсолютно необходимое условие - сохранение единой системы
органов охраны окружающей среды . Второе - взятие органами
охраны окружающей среды на себя не только надзорно-экспертных ,
но и созидательных функций , так как множественность структур
снижает эффективность управления и приводит к распылению
средств, а самое главное - это полное рассредоточение
ответственности .
Новая беда пришла оттуда , откуда ее и не ждали . За два
последних года Москва получила столько автотранспорта , сколько
не имела во все предыдущие 850 лет . И если в 1990 году на долю
столичных автомобилей приходилось 70% всех выбросов , то сейчас
- 90% . При этом на 90% воздействия на атмосферу связано с
работой автотранспортных средств на линии, остальной вклад
вносят стационарные источники (цеха , участки , станции
технического обслуживания , стоянки и т.д.) . Отработавшие газы
автомобильных двигателей содержат около 200 веществ ,
большинство из которых токсичны . В выбросах карбюраторных
двигателей основная доля вредных продуктов приходится на оксид
углерода , углеводороды и оксиды азота , а в дизельных - на
оксиды азота и сажу .
Главной причиной неблагоприятного воздействия автотранспорта
на окружающую природную среду остается низкий технический
уровень эксплуатируемого подвижного состава и отсутствие систем
нейтрализации отработавших газов .
Проводимые операции «Чистый воздух» и другие мероприятия дают
эффект . В городе ежегодно вводятся от 200 до 300 газоочистных
установок . Однако 80% автомобилей в Москве - частные , и все
их ни за какую операцию не проверить . Такие мероприятия , как
внедрение экологического сертификата на автомобиль , запрет
использования этилированного бензина , введение
инструментального контроля перед техосмотром , должны
значительно уменьшить вред атмосфере , который наносят более 2
млн. автомобилей , ежедневно колесящих по московским улицам .
Устранение вредных автомобильных выбросов идет по нескольким
направлениям . Одно из них - применение новых видов
автомобильного топлива , например- газа . Более экологичен
метанол , метиловый спирт или смесь его с бензином - газохол .
На метаноле работает несколько лет , например , весь
общественный транспорт Стокгольма . Несколько российских
предприятий уже предложили московским специалистам свои
нейтрализаторы выхлопов . Практически на всех современных
иномарках каталитические нейтрализаторы выхлопных газов входят
в серийную комплектацию . На разработку программы оснащения
нейтрализаторами всех столичных автомобилей городскому
Департаменту науки и промышленной политики дано 3 месяца . На
муниципальном транспорте оснащение нейтрализаторами будет
проходить за счет города , а владельцы личных машин будут
устанавливать их за свой счет.
Транспортный комплекс является крупнейшим источником
загрязнения воздуха . Оценка выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу транспортного комплекса (автомобильный , водный ,
воздушный и железнодорожный транспорт , дорожное хозяйство) ,
по данным Минтранса России , проводилось для передвижных
(транспортные средства) и стационарных источников (доки ,
ремонтные заводы , терминалы и др.) . Оценивались выбросы семи
наиболее массовых вредных веществ: оксид углерода ,
углеводороды , диоксид азота , сажа , диоксид серы , соединения
свинца , и твердые вещества . Общее количество загрязняющих
веществ поступивших в атмосферу от передвижных источников
распределяется следующим образом :
автотранспорт - 94,7%
воздушный транспорт - 2,5%
речной транспорт и дорожные машины - 2,8%
Большинство отходов , образующихся на предприятиях
транспортного комплекса , представляют собой вторичное сырье, а
также отработанные нефтепродукты , отходы красок и шлаки .
Воздействие на окружающую среду водного транспорта , прежде
всего на водные ресурсы , связана с потерей нефтепродуктов при
погрузке и выгрузке , сбросами загрязненных вод , а также
сносами сыпучих грузов с причалов и т.п.
Для современной авиации характерны два определяющих фактора
воздействия воздушных судов - авиационный шум и выбросы
авиадвигателями загрязняющих веществ . Хотя в России в
последнее время появились самолеты шум которых существенно ниже
по сравнению с ныне эксплуатируемыми , наибольшее воздействие
на окружающую среду оказывают самолеты , удовлетворяющие лишь
минимальным требованиям международного стандарта по шуму .
Основными видами воздействия железнодорожного транспорта на
окружающую среду являются : преобразование территорий ,
потребление тепловых ресурсов и электроэнергии , потребление
воды предприятиями и подвижным составом , а также разнообразные
выбросы твердых , жидких и газообразных веществ во все
компоненты окружающей среды .
С давних пор мы привыкли слышать о том , что Москва - город
зеленый . И это действительно так . Сегодня зелени общего
пользования ( т.е. той , которая доступна всем , - парков ,
скверов , а не частных садов за высокими заборами ) в столице
48 тыс. гектаров .
По словам Юрия Пономаренко , заместителя начальника
объединения «Мослесопарк» , на каждого жителя столицы
приходится в среднем по 18 кв.м насаждений . Это много больше ,
чем в соизмеримых с Москвой по масштабам мировых мегаполисах ,
в которых одному горожанину «причитается» всего 6-7 кв.м . А в
испытывающем острый дефицит площади Токио , к примеру , вообще
2-3 кв.м , и сейчас там активно озеленяются вторые этажи зданий
. Но благополучие Москвы распределено не очень равномерно . В
Центре этот показатель снижается до 4-5 кв.м , а в Восточном
округе (здесь «погоду делает» Измайлово) - более 26 кв.м на
человека .
Вдобавок к этому существует созданный много лет назад
защитный лесопарковый пояс . Его суммарная площадь - 72 тыс.
гектаров , из которых только 11 тысяч находятся в черте города
, а остальные окружают Москву в среднем на 30 километров , а на
севере , где к столице подходят водохранилища , пояс
растягивается на 50 километров . И хотя большинство лесов
находятся за МКАД , они заметно улучшают экологическую
обстановку .
Что растет в московских лесах и парках ? Так как Москва
находится на стыке двух зон , то на юге произрастают смешанные
лиственные леса, а на севере - в основном хвойные . На востоке
, в окрестностях Люберец и Жуковского, - сосновые боры .
Эксплуатирующие службы пытаются немного «подправить» природу .
Например , подсаживают в южных районах хвойные породы . А
вообще забота «Мослесопарка» , кроме посадок ( в 1996 году
высажено 43600 деревьев в лесах и еще 10544 дерева и 27000
кустарников в рамках благоустройства территории ) , выражается
в санитарных рубках и рубках ухода ; установке «парковой
мебели» ; оборудовании площадок для отдыха .
Общее состояние зеленых насаждений города - и это очевидно
всем - в последние годы заметно ухудшилось . Главный виновник -
ядовитый московский воздух , отравляемый автотранспортом . Хуже
всего экология конечно в центре Москвы . Высаженные на Тверской
улице еще при Сталине липы находятся в ужасном состоянии .
Сейчас Москва переходит на контейнерное озеленение . Это дороже
, зато единственно возможное на сегодня . Так , кстати ,
поступают во всем мире .
Другой враг леса это те «любители природы», которые в
запретной зоне разводят костры , моют машины в зоне отдыха, а
мусор ... Вываливают его в леса и парки сегодня все, кому не
лень . Причем сбрасывают не только бытовые отходы , а например
, кузова от автомобилей . Сегодня службы «Мослесопарка» тратят
на уборку едва ли не большую часть своего бюджета , и конца -
края этой работе не видно .
И все таки замеры воздуха на соседних участках одного шоссе
показывают , что загрязняющих веществ меньше там , где есть
островок зелени , хоть несколько деревьев или кустарников .
Разумно построенная система озеленения могла бы улучшить
состояние экологии в столице на 40-50% . Что деревья выделяют
кислород и специальные вещества , убивающие бактерии , что они
служат фильтрами против газа и пыли - это каждый с детства
знает . Есть даже расчеты относительно полезных свойств разных
пород деревьев . К примеру , каштан поглощает свинца больше ,
чем тополь или липа . Сегодня , когда состав примесей в
столичном воздухе изменился , жизненно необходимы новые
исследования . Вневедомственным советом по сохранению ,
восстановлению и развитию озеленения Москвы при городской думе
внесено предложение создать научный центр , который будет
разрабатывать «рецепты выживания» зеленых насаждений в условиях
города . Например , выяснить причины массового мора деревьев .
К настоящему времени погибло 250 тыс. деревьев . Все валят на
противоледные реагенты , хотя не исключено , что это лишь одна
из причин их гибели . Но если виной всему эти самые соли , а
дорожные службы обещают , что и дальше будут их применять -
иначе встанет транспорт , то пора проверить разные породы
деревьев на солеустойчивость . И самые стойкие выращивать ближе
к магистралям . Засыхают деревья , как правило , на обочине .
Чем дерево дальше от дороги . тем менее подвержено губительному
влиянию соли . Ученые пришли к выводу : опасна не столько соль
сама по себе , сколько ее концентрация . К обочине , краю
тротуара обычно и сгребают снег - тот самый , который до того
был обильно «удобрен» нитратами . Когда их количество достигает
критической величины , тогда и начинают сгорать корни .
Озеленение - уже не изыск , как привыкли считать , а
проблема выживания . Сегодня в Москве 8 из 10 малышей умерших
до одного года , родились с врожденными аномалиями . И все же
продолжается строительство новых домов , уничтожая при этом по
70 тыс. деревьев в год . Исправлять положение решили , создав
штаб по озеленению , который прежде всего провел бы
инвентаризацию зеленого хозяйства . Ее не было уже 35 лет .
Чтобы сохранить зеленые территории , нужно знать их четкие
границы .
В структуру зеленых насаждений общего пользования города
Москвы входят парки , скверы , бульвары . Ассортимент деревьев
и кустарников , высаживаемых для озеленения насчитывает 366
видов и форм . Основными породами являются : липа , тополь,
клен , береза , лиственница , ясень , рябина , ель , дуб, около
30 видов кустарников . Однако старые городские парки, такие ,
как ЦПКиО им. Горького , насчитывают более 100 наименований и
представляют большую ценность интереснейшей коллекцией
древесных растений . Многие деревья находят здесь оптимальные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|