Это обстоятельство может рассматриваться в качестве еще одного аргумента в
пользу гибкого подхода к вопросу о доле средств, выделяемых MAP нa цели
операций по структурным преобразованиям. Россия вступила в MAP 22 мая
1992г.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)
На сессии МБРР в Сеуле в 1985 году было решено учредить Многостороннее
агентство по гарантированию инвестиций. С этой целью была подписана
Сеульская конвенция о создании МАГИ. Основной задачей организации является
содействие инвестициям частного капитала в страны-заемщики. МАГИ призвано
обеспечить долгосрочные гарантии на следующие случаи некоммерческих рисков:
1) введение правительством принимающей страны ограничений на обмен и
перевод капиталов;
2) законодательные или административные меры принимающей страны,
лишающие иностранного вкладчика права собственности или контроля над
инвестициями или, значительно уменьшающие его прибыли;
3) дискриминационная по отношению к инвестору судебная и
административная практика принимающей страны, ведущая к расторжению
заключенных с ее государственными органами договоров;
4) вооруженные конфликты и гражданские войны.
МАГИ также предоставляет консультативные услуги правительствам с целью
оказания помощи в привлечении частного капитала в свои страны.
По состоянию на конец 1997 финансового года членами Агентства были 141
страна. Фактически деятельность МАГИ меньше связана с деятельностью МБРР,
чем МФК и MAP. Даже членство в МБРР не является обязательным условием для
вступления в МАГИ.
Основной источник средств МАГИ — собственные ресурсы, главным образом
акционерный капитал. Размер долевого участия государства-члена в
акционерном капитале МАГИ определяется в зависимости от величины его квоты
в капитале МБРР. Право на членство в МАГИ имеют страны-члены МБРР и
Швейцария. Швейцария контролирует от 30 до 50% мирового частного
банковского рынка. Каждое государство-член сохраняет контроль над
действиями МАГИ на своей территории. Инвестиции могут быть гарантированы в
случае одобрения правительством принимающей страны. Государства-члены
обязаны осуществлять взносы в МАГИ в соответствии с их долями в акционерном
капитале Банка.
Руководящий орган МАГИ — Совет управляющих. Каждый член МАГИ назначает
одного управляющего и одного заместителя. В период между сессиями
деятельностью МАГИ руководит Совет директоров, численность которого
определяется Советом управляющих. В настоящее время МАГИ имеет 18
директоров, из которых 5 избираются от стран с наибольшими квотами (США,
Японии, Германии, Франции и Великобритании). Президентом и председателем
Совета директоров является (по должности) президент МБРР. Фактически
деятельностью МАГИ руководит исполнительный вице-президент Банка.
Конвенция об учреждении МАГИ была подписана от имени России 15 сентября
1992 г. и ратифицирована Верховным Советом 22 декабря 1992г. Депозитарием
активов МАГИ в России является Центральный банк Российской Федерации,
функции канала связи выполняет Минфин России. Проект Соглашения между
Правительством России и МАГИ о правовой защите гарантированных
капиталовложений одобрен распоряжением Правительства от 3 сентября 1993 г.
МАГИ является важным международным институтом по обеспечению гарантий
посредством страхования международного инвестиционного процесса, его роль
будет возрастать по мере развития инвестиционной деятельности международных
кредитно-финансовых организаций группы Всемирного банка.
В 1965 году 46 государствами-членами МБРР была подписана Вашингтонская
конвенция о разрешении инвестиционных споров. В соответствии с положениями
Конвенции в 1966 году при МБРР был учрежден Международный Центр разрешения
инвестиционных споров с целью обеспечения консультационной и арбитражной
служб для иностранных инвесторов и стран-членов.
В 1985 году в рамках Банка был создан еще один механизм координации
действий доноров — так называемый Специальный фонд для Африки к югу от
Сахары, управляемый MAP.
В процессе функционирования Всемирного банка институционально-правовой
механизм претерпел значительные изменения, которые частично нашли отражение
в положениях Устава, но в большей части были введены через посредство
внутренних правил организации. Анализ организационной структуры группы
Всемирного банка свидетельствует о том, что продолжается процесс ее
усложнения и диверсификации, в основе которого лежит расширение
универсальности характера и разнообразия задач, стоящих перед входящими в
нее организациями.
Правосубъектность организаций группы Всемирного банка
Международную правосубъектность организаций группы Всемирного банка
можно рассматривать с разных правовых позиций. Членство в них многих
государств подтверждает правомерность обладания МБРР международной
правосубъектностью. Соглашения о предоставлении МБРР и его филиалам статуса
специализированных учреждений ООН подчеркивают самостоятельность,
независимость и автономию этих организаций.
Всемирный банк, являясь субъектом международного права, обладает
международной правосубъектностью, которая позволяет ему вступать во
взаимоотношения с другими субъектами, в том числе с региональными банками
развития.
Международные финансовые организации универсального характера тесно
связаны друг с другом и взаимозависимы. В отличие от универсальной
правосубъектности государств, правосубъектность международных организаций
носит особый характер, ограниченный рамками учредительного акта.
Международная правосубъектность — качественная сторона юридической природы
международных организаций, включающая в себя способность иметь права и
самостоятельно их осуществлять. «Международная правосубъектность является
неделимой». Для международных организаций как субъектов международного
права не является необходимым обладание территорией и населением и,
следовательно, осуществление территориального верховенства, для государства
— это необходимые элементы, без которых нет суверенного государства.
«Международная организация объективно не обладает качеством международной
правосубъектности. Этим качеством ее наделяют государства-учредители».
Суверенное государство может быть субъектом всех правоотношений, которые
совместимы с его суверенитетом и нормами международного права.
Международная организация создается для выполнения конкретных задач, она
имеет определенные цели и соответствующие функции, зафиксированные в
учредительном акте. Задачами, целями и функциями международной организации
определяется и ограничивается объем ее международных прав и обязанностей. В
силу этого международные кредитно-финансовые организации могут быть
участниками лишь строго определенных видов правоотношений.
Различные МКФО «могут обладать различным объемом прав и обязанностей».
Например, объем прав и обязанностей МБРР больше, чем MAP или МФК. Но
последние имеют такие права и обязанности, которыми не располагает МБРР. То
же можно сказать и об Организации Объединенных Наций, объем прав и
обязанностей которой отличается от объема прав и обязанностей
специализированных учреждений ООН.
Международные организации имеют право на заключение международных
договоров с государствами и с другими международными организациями. Однако
круг вопросов, которые международные организации могут таким образом
регулировать, гораздо уже, чем у государств. Он касается только их
деятельности, предусмотренной уставом организации. Без наличия у
организации правоспособности заключать международные договоры она не может
считаться субъектом международного права. Договоры, заключаемые
международными кредитно-финансовыми организациями друг с другом, касаются в
основном вопросов сотрудничества и координации деятельности.
Капитал Всемирного банка
Ресурсы головного учреждения группы Всемирного банка — МБРР образуются
из собственного (акционерного) капитала, привлеченных средств и
нераспределенной прибыли от произведенных операций. Страны — члены МБРР
подписываются на акции Банка согласно выделенной им квоте, приблизительно
равной квоте в МВФ (что еще раз подчеркивает взаимосвязь этих двух
специализированных учреждений ООН), формируя таким образом его уставный
капитал.
МКФО в финансовом смысле отличаются от других международных организаций
экономического характера. Это отличие состоит в следующем: в распоряжении
международных банков развития находится капитал, состоящий из акций,
подписка на которые разрешается только государствам-членам этих банков.
Каждая страна-член подписывается на свою долю акций в капитале банка,
причем каждый член межгосударственной кредитно-финансовой организации
подписывается на количество акций, указанных в специальных приложениях к
учредительным соглашениям этих организаций. Ответственность государств-
членов ограничивается размером их подписки.
.
Международный денежный рынок является главным источником капиталов
Всемирного банка, имеющего наиболее выгодную категорию, в связи с тем что
погашение кредитов обязательно гарантируется правительствами стран-членов,
а «кредитоспособность суверенных заемщиков опирается на весь потенциал
национальной экономики с ее природными ресурсами и перспективами роста».
Банк — главный заемщик на рынке капитала"2. Часть средств, которые
Всемирный банк дает взаймы развивающимся странам, он получает в качестве
взносов от стран-членов.
Банк также берет взаймы посредством продажи облигаций и векселей
напрямую правительствам, их представительствам и центральным банкам.
Наглядным примером является Япония. В течение 14 лет она пользовалась
кредитами МБРР. Теперь Банк берет взаймы большие суммы у Японии. Ни богатые
страны, ни отдельные частные лица не берут кредиты у Всемирного банка,
который ссужает деньги только кредитоспособным правительствам развивающихся
стран и стран с переходной экономикой.
Хотя кредитование через МБРР и MAP осуществляется на различных
финансовых условиях, критерии оценки проектов, которые применяют обе
организации, являются одинаковыми, при оценке обоснованности проектов
используются одни и те же стандарты. Решение о том, какая из организаций —
МБРР или MAP — будет финансировать проект, зависит от экономической
ситуации в стране, а не от самого
проекта. Чем беднее страна, тем благоприятнее условия, на которых она
может получить кредиты у Всемирного банка.
Организации группы Всемирного банка в системе учреждений ООН
Взаимоотношения Всемирного банка и ООН установились давно, еще до
подписания уставов двух организаций. Во время слушаний в конгрессе США по
вопросу об учреждении финансовых институтов в 1944 году доктор Уайт
говорил: «Нам необходимо соглашение между Объединенными и ассоциированными
нациями...». 15 ноября 1947 г. ООН и МБРР подписали соглашение, в
соответствии с которым Банк стал специализированным учреждением ООН.
В статье 56 Устава ООН содержится положение о постоянной связи
специализированных учреждений ООН с самой Организацией. В свою очередь,
уставы международных кредитно-финансовых учреждений содержат положения о
сотрудничестве друг с другом. Например, Банк осуществляет сотрудничество с
любой международной организацией общего характера, а также с общественными
международными организациями, осуществляющими специализированные функции в
родственных областях». Все отношения межправительственных организаций с ООН
и друг с другом строятся на основе международных договоров. Так, МФК имеет
соглашение о сотрудничестве с ООН, которое вступило в силу 31 января 1957
г. и в соответствии с которым Международная финансовая корпорация получила
статус специализированного учреждения ООН.
В ходе осуществления задач, зафиксированных в их уставах, МКФО часто
заключают между собой соглашения о совместном участии в выполнении того или
иного проекта или его финансировании. В 1964 году МБРР и MAP, с одной
Страницы: 1, 2, 3, 4
|