12 сентября состоялась чрезвычайная сессия парламента, на которой, как
отмечала “Дейли уоркер”, развернулась “наиболее напряженная дискуссия с
сентября 1939 г.”. В своем выступлении Иден отстаивал политику
правительства. Речь выступившего вслед за ним Гейтскелла хотя и не
содержала ясного и недвусмысленного осуждения военных приготовлений против
Египта, но все же свидетельствовала о несогласии Лейбористской партии с
действиями правительства.
Важное значение имела резолюция конференции Лейбористской партии в
Блэкпуле, осудившая политику правительства в связи с суэцким кризисом и
потребовавшая передать суэцкий вопрос на обсуждение ООН.
Однако эффективность движения протеста против развязывания войны
серьезно снижалась из-за разобщенности действий его участников, отсутствия
единой программы. Сказывалась и непоследовательность реформистского
руководства Лейбористской партии и БКТ, вынужденного под давлением снизу
выступать на словах против агрессивного курса правительства, но на деле
саботировавшего борьбу против него.
В ночь на 30 октября израильские войска вторглись на египетскую
территорию. 31 октября английские и французские вооруженные силы начали
бомбардировку Египта с воздуха и с моря.
Нападение на Египет вызвало возмущение английского народа. Волна
мощных демонстраций протеста прокатилась по всей стране.
Парламентская фракция Лейбористской партии объявила о своей решимости
всеми конституционными средствами, “как парламентскими, так и не
парламентскими”, сопротивляться действиям правительства. Учитывая
настроения в партии и в стране, Гейтскелл в своем выступлении в парламенте
1 ноября вынужден был заявить, что “Лейбористская партия и ее сторонники во
всей Англии” отказываются поддерживать правительство в деле применения
военной силы против Египта.
Позиция, занятая лейбористской фракцией, привела к тому, что впервые
за три с лишним десятка лет палате общин пришлось приостановить свои
заседания. Двухпартийная внешняя политика была, по выражению К. Зиллиакуса,
“утоплена в Суэцком канале”. Это был первый случай в послевоенной истории
Англии, когда оппозиция отказалась поддержать войну, начатую
правительством.
События ноябрьских дней 1956 г. были симптомом новых веяний в
английском рабочем и демократическом движении. У ворот крупнейших
промышленных предприятий проходили митинги протеста, демонстрировавшие
единение рядовых лейбористов и коммунистов в борьбе против агрессии.
Активную роль играли молодежь, студенты, интеллигенция. С заявлениями
протеста против войны выступили многие видные ученые и церковные деятели.
4 ноября на Трафальгарской площади Лондона состоялся один из самых
больших митингов, организованный Чрезвычайным комитетом по суэцкому вопросу
при поддержке Английского комитета защиты мира. Против участников этого
митинга была брошена пешая и конная полиция, которая в течение четырех
часов пыталась оттеснить собравшихся от резиденции премьер-министра, где
правительство обсуждало сложившееся положение.
Массовые демонстрации протеста против войны в Египте состоялись в
Манчестере, Бирмингеме, Ливерпуле и других городах.
Движение против суэцкой войны отчетливо показало, что политика
правящих кругов, диктуемая монополистическим капиталом, противоречит
коренным интересам английского народа.
Решающую роль в срыве этой империалистической авантюры сыграли
вооруженный отпор со стороны Египта, позиция Советского Союза,
выступившего в защиту суверенных прав египетского народа.
6 ноября 1956 г. английское правительство было вынуждено отдать приказ
своим вооруженным силам в Египте прекратить огонь. 19 ноября Иден, чья
отставка была одним из главных требований народных масс, отошел от
государственных дел. На смену кабинету А. Идена пришло новое консервативное
правительство во главе с Гарольдом Макмилланом.
Провал англо-франко-израильской агрессии обострил англо-американские
отношения. США и Англию объединяло стремление упрочить империалистическое
господство на Ближнем Востоке, но каждая из держав добивалась укрепления
прежде всего своих собственных позиций. Сыграв роль одного из
подстрекателей агрессии, США в решающий момент сочли выгодным отмежеваться
от своих союзников. Это вызвало возмущение английских консерваторов. Более
100 членов правящей Консервативной партии внесли в палате общин резолюцию,
осуждавшую позицию США в суэцком кризисе как “чреватую опаснейшими
последствиями для Атлантического союза”.
Хотя в англо-американских отношениях и возникали серьезные трения,
сохранение этого союза рассматривалось как важная задача английской внешней
политики. Правящие круги Великобритании извлекали немалые экономические и
военно-политические выгоды из “особых отношений” с США.
Отношения Великобритании с СССР в 50-х годах оставались скованными ее
приверженностью к антикоммунистическому блоку западных государств во главе
с США. Но лидеры Консервативной партии в конце 50-х годов стали понимать
опасность политики “холодной войны”, прежде всего с точки зрения английских
национальных интересов. 24 мая 1959 г. в итоге визита в СССР британского
премьера Г. Макмиллана было. подписано советско-английское торговое
соглашение сроком на пять лет, а также первое соглашение о связях между
СССР и Англией в области науки, техники и образования на 1960—1961 гг.
Огромное внимание правящие круги Англии, стоявшая у власти
Консервативная партия уделяли в своей политике проблемам Содружества наций
и сохранения своей колониальной империи.
В Содружестве в 50-х годах росли центробежные тенденции, наблюдалось
прогрессирующее ослабление экономической, политической и военной
зависимости стран — членов этого объединения от Великобритании. Нарастали
острые противоречия и по вопросам внешней политики. Внутри Содружества
формировались фактически две группы государств с различной
внешнеполитической ориентацией. Одна из них участвовала в
империалистических группировках, направленных против стран социализма и
национально-освободительного движения, в другой (в основном афро-азиатские
страны, ставшие на путь независимого развития) заметно было стремление
проводить политику неучастия в военных блоках и сотрудничества со всеми
странами на основе принципов мирного сосуществования.
Центробежные тенденции в Содружестве особенно отчетливо проявились в
период суэцкого кризиса. На заседании Генеральной Ассамблеи ООН 2 ноября
1956 г. против резолюции о прекращении англо-франко-израильской агрессии
вместе со странами-агрессорами голосовали только Австралия и Новая
Зеландия. Большинство стран Содружества не поддержало Англию, а Индия и
Цейлон заняли решительную позицию в защиту Египта. Дж. Неру впоследствии
говорил, что именно в связи с суэцким кризисом впервые встал вопрос о
возможности выхода Индии из Содружества. Известно также заявление министра
иностранных дел Канады Л. Пирсона о том, что “суэцкий кризис поставил
британское Содружество на грань распада”.
Еще сложнее становилась обстановка в колониях Британской империи, 50-е
годы ознаменовались кровопролитными колониальными войнами британского
империализма в Малайе, Кении, Британской Гвиане и др. Нараставшее
национально-освободительное движение народов колониальных и зависимых стран
побуждало английскую буржуазию изыскивать новые формы сохранения своих
экономических и военно-политических позиций на ранее подвластных ей
территориях. Там, где сила не решала вопроса, она проявляла известную
гибкость и всячески маневрировала, стремясь сохранить свое влияние.
Консерваторы были вынуждены признать факт распада Британской империи.
В 1957 г. добились независимости колонии Золотой Берег (Гана) и Малайская
Федерация, в 1960 г. — Кипр и Нигерия. Однако колониальная империя
Великобритании, особенно ее владения в Африке, все еще сохраняла
значительные размеры, и процесс ее крушения развернулся во всю силу в
следующем десятилетии.
Английская экономика в 1961—1970 гг.
В 60-x годах доля промышленной продукции Великобритании в общем объеме
промышленного производства капиталистического мира снизилась с 9,2% (1961
г.) до 7,1% (1970 г.); в то же время среднегодовой прирост стоимости жизни
составил 4% и явился самым высоким среди крупных западноевропейских стран.
Главными причинами этого были огромные военные расходы (Великобритания
тратила на военные нужды свыше 2 млрд. ф. ст. в год), финансовые и
налоговые льготы монополиям, недостаточные капиталовложения в гражданские
отрасли экономики.
С 1 апреля 1964 г. управление всеми военно-экономическими и
стратегическими мероприятиями страны было сосредоточено в министерстве
обороны, возглавляемом государственным секретарем (министром) обороны. Все
три министерства видов вооруженных сил вошли в него на правах
департаментов с сохранением прежних функций. Интересы военных
промышленников тесно переплелись с интересами не только высокопоставленных
военных чинов, многих членов парламента и министров, но и руководителей
ряда высших учебных заведений и научно-исследовательских центров. В связи с
этим в Англии приобрел гражданство термин “военно-промышленный научный
правительственный комплекс”.
Одной из наиболее существенных черт развития страны в 60-х годах было
растущее усиление позиций финансово-монополистических групп. К концу
1970 г. из 200 крупнейших компаний мира (кроме США) на Великобританию
приходилось 46 (плюс англо-голландские), т. е. столько, сколько на ФРГ (25)
и Францию (21), вместе взятых. Централизация капитала привела к тому, что к
началу 70-х годов в Англии осталось всего 12 коммерческих банков, причем
80% их депозитов было сосредоточено в руках шести клиринговых лондонских
банков. О высоком уровне концентрации и монополизации в промышленности
свидетельствовал тот факт, что созданная лепи 1967 г. государственная
Британская стальная корпорация производила 93,5% стали в стране.
Несмотря на общее замедление экономического роста, существенный
прогресс был достигнут в области атомной энергетики, в авиакосмической,
электронной и других новейших отраслях промышленности. К концу десятилетия
Великобритания занимала в области атомной энергетики первое место среди
капиталистических государств.
Английское сельское хозяйство в 60-х годах в целом в значительно
большей степени, чем это было в предшествующие десятилетия, обеспечивало
страну продуктами питания. Тем не менее примерно 50% потребностей в
продовольствии удовлетворялось за счет импорта.
Великобритания сумела лучше других колониальных держав приспособиться
к условиям, сложившимся в результате распада колониальной системы. В
отличие от Франции, например, которой удалось сохранить связи лишь с
некоторыми из своих бывших колоний, Англия удержала почти все государства,
возникшие на территории ее бывшей колониальной империи, в рамках
Содружества, а со многими из них практически не изменила характера
экономических отношений, сохранив за собой значительные преимущества и
выгоды. Оставшись “метрополией без колоний”, Великобритания по-прежнему
эксплуатировала богатства многих освободившихся стран, входивших в ее
экономическую орбиту. Английские капиталовложения за границей в 1960 г.
достигали 6,5—8 млрд. ф. ст. К концу 1969 г. они уступали лишь инвестициям
США, превышая капиталовложения Франции, ФРГ, Японии и Италии, вместе
взятых. Правительственные ассигнования на оказание финансовой и технической
помощи развивающимся странам увеличивались, а условия предоставления помощи
становились все более льготными. Целью этих мер было дальнейшее укрепление
позиций Великобритании в развивающихся странах. В то же время сама
Великобритания стала одним из главных объектов приложения американского
капитала. По общей сумме американских инвестиций впереди нее шла только
Канада.
В 60-х годах английский фунт стерлингов наряду с долларом все еще
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|