Варианты включения Украины в мировую экономику
Реферат
по международным экономическим
отношениям
|на тему: |Варианты включения Украины в мировую экономику |
Киев – 1999
Содержание
Введение 3
1. Украина и интеграционные объединения 5
1.1. ЕС: реальность и перспективы 5
1.2. Развитие в рамках СНГ 6
1.3. Украина в ЧЭС 8
2. Перспективные партнеры Украины 12
2.1 Страны АТР и Африки 12
2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA 14
Выводы 16
Список использованной литературы 17
Введение
Роль и место любой страны в мировом хозяйстве и международном
разделении труда (МРТ) зависит от многих факторов. К числу основных
относятся: динамика развития национальной экономики, степень ее открытости
и вовлеченности в МРТ, ее умение адаптироваться к условиям международной
хозяйственной жизни. Украина как суверенное государство пока оказывает
крайне незначительное воздействие на МРТ и интеграционные процессы,
происходящие в мировой экономике, оставаясь в течение длительного времени в
стороне от главных мирохозяйственных процессов.
Находясь в центре Европы, рядом с государствами, активно
преобразующими свои экономики, Украина заметно отстала и не успевает за
процессами, которые происходят в соседних государствах. Принимая во
внимание ресурсы и географическое положение Украины, а также конкретные
условия, которые создает мировая экономика каждому государству, Украина
должна найти свой путь перехода к рыночной экономике и ускорения
структурных преобразований с целью укрепления своей роли в мировой
экономике.
Существуют большое количество точек зрения относительно включения
Украины в МРТ и мирохозяйственные связи.
Вся логика развития Украины в конце 90-х годов и перспективы ее на
ближайшие десятилетия XXI в. подсказывают ей необходимость балансирования
отношений с Западом, где она будет вплотную граничить с Европейским Союзом
и на Востоке — с Россией и другими странами СНГ.
Для Украины ее будущее, в первую очередь, связано с воссозданием
государственности и оформлением общенациональной идеи. Молодой державе еще
предстоит выработка устойчивой и динамичной модели экономики. Ее
политическая система исключительно тесно привязана к специфике страны,
вытекающей из географического расположения государства в пределах
Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.
Европейский выбор Украины не подразумевает ее однозначного тяготения к
Европе, а предполагает создание системы взаимоотношений Украины в
пространстве Россия – Европа – Северная Америка – Черноморье – СНГ. Именно
эта система в глобальном контексте предопределяет набор стратегий и
перспектив путей развития Украины в XXI в.
В основу развития экономических связей в рамках «Север–Юг» может быть
положено удобное географическое расположение Украины между технологически
развитым севером и быстро развивающимся югом Европы и прилегающим к нему
Ближним Востоком и североафриканскими странами. В развитии и поддержании
этих связей заинтересованы как северные страны Европы, а также страны зоны
Черноморского экономического сотрудничества, так и практически весь регион
Средиземноморья. Черноморско-Балтийский стратегический вектор приобретает
еще большую актуальность в рамках приоритетов, обозначенных Европейским
Союзом при развитии транспортной инфраструктуры в направлении «Север–Юг»,
включающем в себя несколько транспортных коридоров, строительство
трубопроводов и другие инвестиционные проекты.
Уникальность географического положения Украины позволяет ей также
выполнять роль одного из важнейших звеньев на оси «Запад-Восток» или, иными
словами, на пути «Европа-Тихоокеанский регион».
Итак, к вариантам включения Украины в мировую экономику относятся как
ее развитие в рамках интеграционных объединений, так и ее независимое
развитие на данном этапе, с отстаиванием национальных интересов.
1. Украина и интеграционные объединения
1.1. ЕС: реальность и перспективы
Как показывает практика глобализации конца XX в., все больше набирает
силу процесс регионализации мирового экономического пространства. Для
Украины налаживание эффективных и достойных ее потенциала связей с
Европейским Союзом представляется одной из приоритетных задач. Это
совпадает и с концепцией, которую избрал для себя Европейский Союз еще в
1993 г. в Копенгагене на встрече высшего уровня, заявив, что он будет
расширяться на восток за счет стран Центральной и Восточной Европы. Украина
не находится в списке первоочередных кандидатов и даже кандидатов второго
эшелона, однако на последующих этапах ее кандидатура вполне реальна.
14.06.94 было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между
Украиной и ЕС, на ратификацию которого всеми членами Союза ушло почти 4
года. С 1.08.98 это соглашение вступило в силу, и с этого момента у Украины
открылись новые возможности для выхода на рынки стран-членов ЕС с
отечественной продукцией. Однако соглашение также ставит перед Украиной
задачу дальнейшей реструктуризации экономики, смены механизма
сотрудничества с Союзом и подготовки правового поля, которое обеспечило бы
реализацию этого соглашения.
В соответствии с договором о партнерстве и сотрудничестве между
Украиной и ЕС с 1998 г. начаты практические приготовления по формированию
между ними зоны свободной торговли.
С целью реализации стратегического курса Украины на интеграцию в
Европейский Союз, обеспечения вхождения Украины в европейский политический,
экономический и правовой простор и создания предпосылок для приобретения
Украиной членства в Европейском Союзе была утверждена Стратегия интеграции
Украины в Европейский Союз Указом Президента Украины от 11.06.98. В данном
документе определены направления интеграционного процесса, а именно:
экономическая интеграция и развитие торговых отношений между Украиной и ЕС,
адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС, адаптация
социальной политики Украины к стандартам ЕС и т.д..
Со своей стороны Украина представляет собой интерес для ЕС как в
экономическом, так и в политическом отношении.
1.2. Развитие в рамках СНГ
Значительной проблемой являются перспективы экономических отношений со
странами СНГ и с Россией в особенности. Ранее существовавший единый
народнохозяйственный комплекс, в котором Украина была периферией, сегодня
воспринимается критически. И тем не менее, не стоит отбрасывать то, что
было полезным и может быть полезным в настоящем и будущем. Речь идет об
экономических связях и ростках кооперации, которые еще есть возможность
сохранить и развить. Существует несколько моделей экономических
взаимоотношений с новыми государствами, возникшими на месте бывшего Союза.
Не все из интеграционных предложений сегодня в состоянии удовлетворить
потребности и интересы Украины, да и возможности Украины на настоящем этапе
крайне ограничены. Опыт показывает, что во взаимоотношениях со странами СНГ
сегодня невозможно строить какую-либо однородную систему отношений.
Договор о создании Экономического Союза в СНГ от 24.09.93 ставил своей
задачей последовательное и согласованное экономическое сближение бывших
советских республик через создание системы свободного перемещения товаров,
услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласование бюджетной, денежно-
кредитной, внешнеэкономической, таможенной и налоговой политики. На базе
договора было подписано большое количество соглашений, которые не смогли
быть в последующем реализованы, поскольку не соответствовали новым
национальным законодательным актам молодых государств.
После заключения договора о создании Экономического Союза был
составлен план интеграционного развития, в рамках которого предполагалось
создание Платежного и Таможенного союзов стран СНГ. Но из-за возникших
проблем в деле платежно-расчетных и таможенных отношений полноценной
реализации этих идей достигнуто не было. Неспособность и невозможность
реализовать интеграционные планы в рамках СНГ объяснялись не только
внутренними трудностями каждого из государств СНГ, но и недостаточной
обоснованностью и проработкой самих концепций новых механизмов. В связи с
этим взаимоотношения Украины со странами СНГ на протяжении 90-х годов
строились и продолжают строиться на основе двухсторонних торгово-
экономических отношений.
Отношения с Россией. Украина экспортирует в Россию черные металлы,
транспортное оборудование, продукцию неорганической химии, сахар, мясо,
мясные изделия. Основными статьями импорта из России являются топливно-
энергетический продукты, транспортные средства, лесоматериалы, цветные
металлы, ядерные реактивы, синтетический каучук. Итак, Россия поставила
Украину в прямую зависимость по электроэнергетике. После многих месяцев
подготовительной работы президенты двух стран 27 февраля 1998 г. подписали
Договор об экономическом сотрудничестве до 2007 г. Договор предусматривает
координацию экономического и социального развития обеих стран,
сотрудничество в сфере торговли, создание прочной и просторной базы для
стратегического партнерства в глобальном масштабе. Практически в обмен на
признание Россией полного суверенитета Украины и ее территориальной
целостности Украина открыла двери для проникновения российского капитала на
украинские рынки. Этот договор явился ярким примером компромисса во имя
движения вперед.
Особое значение в рамках СНГ для Украины имеют связи с Таджикистаном,
который является вторым после России поставщиком нефти в Украину, занимая
4,4% в общем импорте Украины. Выгодным является для Украины и договор с
Таджикистаном об оплате 60% поставок нефти товарами и услугами – трубами,
ирригационными системами, зерном, сахаром.
Перспективны отношения с Азербайджаном, который начал разрабатывать
добычу нефти в Каспийском море и транспортировать ее в Европу через Черное
море.
1.3. Украина в ЧЭС
25 июня 1992 г. была подписана Декларация о причерноморском
экономическом сотрудничестве. Идея интенсификации причерноморского
экономического сотрудничества стала воплощаться в реальных формах
хозяйствования.
31 августа 1992 г. были образованы Деловой Совет ЧЭС и постоянный
Секретариат ЧЭС со штаб-квартирой в г. Стамбуле. Главной задачей Делового
Совета ЧЭС стала оценка существующего потенциала стран региона и разработка
на этой базе конкретных проектов сотрудничества.
Страны ЧЭС приступили также к конкретным действиям и в других сферах
экономики, нашедших отражение в декларации, а именно: в развитии
сотрудничества в транспорте и телекоммуникациях, обмене информацией,
энергетике, туризме, таможенном регулировании.
К числу основных направлений причерноморского сотрудничества, которые
также важны для Украины, можно отнести следующие:
создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов, что
стимулировало бы экономические контакты, расширило бы рамки
производственной кооперации и совместных инвестиций в сферах взаимных
интересов;
формирование инфраструктуры бизнеса — сети банков и деловых центров для
финансирования и информационной поддержки государственных и частных
инвестиций в инфраструктурные проекты;
сооружение совместными усилиями объектов инфраструктуры на транспорте —
создание новых транспортных коммуникаций, переход на современные
транспортно-погрузочные и складские технологии; создание транспортных
коридоров;
организация паромного сообщения между портами Черного моря, в т.ч. между
городом Ильичевск (Украина) и рядом портов Турции;
создание транспортно-экспедиторских фирм по обслуживанию ЧЭС;
обеспечение координации и загрузки судоремонтных заводов региона с целью
Страницы: 1, 2
|