реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Учебник по международным отношениям

реферат

любой другой теории. А стремление к сохранению максимальной преемственности

с классической школой означает, что уделом неореализма остается и

большинство свойственных ей недостатков (см.: 14, р. 300, 302). Еще более

суровый приговор выносят французские авторы М.-К. Смуи и Б. Бади, по мнению

которых теории международных отношений, оставаясь в плену

западноцентричного подхода, оказались неспособными отразить радикальные

изменения, происходящие в мировой системе, как и «предсказать ни ускоренную

деколонизацию в послевоенный период, ни вспышки религиозного

фундаментализма, ни окончания холодной войны, ни распада советской империи.

Короче, ничего из того, что относится к грешной социальной

действительности» (31).

Неудовлетворенность состоянием и возможностями науки о международных

отношениях стала одним из главных побудительных мотивов к созданию и

совершенствованию относительно автономной дисциплины — социологии

международных отношений. Наиболее последовательные усилия в этом

направлении были предприняты французскими учеными.

3. Французская социологическая школа

Большинство издающихся в мире работ, посвященных исследованию

международных отношений, еще и сегодня несет на себе несомненную печать

преобладания американских традиций. В то же время бесспорным является и то,

что уже с начала 80-х годов в данной области все ощутимее становится

влияние европейской теоретической мысли, и в частности французской школы.

Один из известных ученых, профессор Сорбонны М. Мерль в 1983 году отмечал,

что во Франции, несмотря на относительную молодость дисциплины, изучающей

международные отношения, сформировались три крупных направления. Одно из

них руководствуется «эмпирически-описательным подходом» и представлено

работами таких авторов, как Шарль Зоргбиб, Серж Дрейфюс, Филипп Моро-Дефарг

и др. Второе вдохновляется марксистскими положениями, на которых

основываются Пьер-Франсуа Гонидек, Шарль Шомон и их последователи в Школе

Нанси и Реймса. Наконец, отличительной чертой третьего направления является

социологический подход, получивший свое наиболее яркое воплощение в трудах

Р. Арона (32).

В контексте настоящей работы, особенно интересной представляется одна из

наиболее существенных особенностей совре-

32

менной французской школы в исследовании международных отношений. Дело в

том, что каждое из рассмотренных выше теоретических течений — идеализм и

политический реализм, модернизм и транснационализм, марксизм и неомарксизм

— существуют и во Франции. В то же время они преломляются здесь в принесших

наибольшую известность французской школе работах историко-социологического

направления, которые наложили свой отпечаток на всю науку о международных

отношениях в этой стране. Влияние историко-социологического подхода

ощущается в трудах историков и юристов, философов и политологов,

экономистов и географов, занимающихся проблемами международных отношений.

Как отмечают отечественные специалисты, на формирование основных

методологических принципов, характерных для французской теоретической школы

международных отношений, оказали влияние учения философской,

социологической и исторической мысли Франции конца XIX — начала XX века, и

прежде всего позитивизм Конта. Именно в них следует искать такие черты

французских теорий международных отношений, как внимание к структуре

общественой жизни, определенный историзм, преобладание сравнительно-

исторического метода и определенный скептицизм относительно математических

приемов исследования (33).

В то же время в работах тех или иных конкретных авторов указанные черты

модифицируются в зависимости от сложившихся уже в XX веке двух основных

течений социологической мысли. Одно из них опирается на теоретическое

наследие Э. Дюрк-гейма, второе исходит из методологических принципов,

сформулированных М. Вебером. Каждый из этих подходов с предельной четкостью

формулируется такими крупными представителями двух линий во французской

социологии международных отношений, какими являются, например, Раймон Арон

и Гастон Бутуль.

«Социология Дюркгейма, — пишет Р. Арон в своих мемуарах, — не затрагивала

во мне ни метафизика, которым я стремился стать, ни читателя Пруста,

желающего понять трагедию и комедию людей, живущих в обществе» (34).

«Неодюркгеймизм», утверждал он, представляет собой нечто вроде марксизма

наоборот: если последний описывает классовое общество в терминах всесилия

господствующей идеологии и принижает роль морального авторитета, то первый

рассчитывает придать морали утраченное ею превосходство над умами. Однако

отрицание наличия в обществе господствующей идеологии — это такая же

утопия, как и идеологизация общества. Разные классы не могут разделять

2—1733 33

одни и те же ценности, как тоталитарное и либеральное общества не могут

иметь одну и ту же теорию (см.: там же, р. 69—70). Вебер же, напротив,

привлекал Арона тем, что объективируя социальную действительность, он не

«овеществлял» ее, не игнорировал рациональности, которую люди придают своей

практической деятельности и своим институтам. Арон указывает на три причины

своей приверженности веберовскому подходу: свойственное М. Веберу

утверждение об имманентности смысла социальной реальности, близость к

политике и забота об эпистемологии, характерная для общественных наук (см.:

там же, р. 71). Центральное для веберовской мысли колебание между

множеством правдоподобных интерпретаций и единственно верным объяснением

того или иного социального феномена стало основой и для аронов-ского

взгляда на действительность, пронизанного скептицизмом и критикой

нормативизма в понимании общественных — в том числе и международных —

отношений.

Вполне логично поэтому, что Р. Арон рассматривает международные отношения

в духе политического реализма — как естественное или предгражданское

состояние. В эпоху индустриальной цивилизации и ядерного оружия,

подчеркивает он, завоевательные войны становятся и невыгодными, и слишком

рискованными. Но это не означает коренного изменения основной особенности

международных отношений, состоящей в законности и узаконенности

использования силы их участниками. Поэтому, подчеркивает Арон, мир

невозможен, но и война невероятна. Отсюда вытекает и специфика социологии

международных отношений: ее главные проблемы определяются не минимумом

социального консенсуса, который характерен для внутриобществен-ных

отношений, а тем, что они «развертываются в тени войны». Ибо нормальным для

международных отношений является именно конфликт, а не его отсутствие.

Поэтому главное, что подлежит объяснению — это не состояние мира, а

состояние войны.

Р. Арон называет четыре группы основных проблем социологии международных

отношений, применимой к условиям традиционной (поиндустриальней)

цивилизации. Во-первых, это «выяснение соотношения между используемыми

вооружениями и организацией армий, между организацией армии и структурой

общества». Во-вторых, «изучение того, какие группы в данном обществе имеют

выгоду от завоеваний». В-третьих, исследование «в каждой эпохе, в каждой

определенной дипломатической системе той совокупности неписанных правил,

более или менее соблюдаемых ценностей, которыми характеризуются войны и по-

34

ведение самих общностей по отношению друг к другу». Наконец, в-четвертых,

анализ «неосознаваемых функций, которые выполняют в истории вооруженные

конфликты» (35). Конечно, большая часть нынешних проблем международных

отношений, подчеркивает Арон, не может быть предметом безупречного

социологического исследования в терминах ожиданий, ролей и ценностей.

Однако поскольку сущность международных отношений не претерпела

принципиальных изменений и в современный период, постольку вышеуказанные

проблемы сохраняют свое значение и сегодня. К ним могут быть добавлены и

новые, вытекающие из условий международного взаимодействия, характерных для

второй половины XX века. Но главное состоит в том, что пока сущность

международных отношений будет оставаться прежней, пока ее будет определять

плюрализм суверенитетов, центральной проблемой останется изучение процесса

принятия решений. Отсюда Арон делает пессимистический вывод, в соответствии

с которым характер и состояние международных отношений зависят, главным

образом, от тех, кто руководит государствами — от «правителей», «которым

можно только советовать и надеяться, что они не будут сумасшедшими». А это

означает, что «социология, приложенная к международным отношениям,

обнаруживает, так сказать, свои границы» (см.: там же, с. 158).

В то же время Арон не отказывается от стремления определить место

социологии в изучении международных отношений. В своей фундаментальной

работе «Мир и война между нациями» он выделяет четыре аспекта такого

изучения, которые описывает в соответствующих разделах этой книги:

«Теория», «Социология», «История» и «Праксеология» (36).

В первом разделе определяются основные правила и концептуальные орудия

анализа. Прибегая к своему излюбленному сравнению международных отношений

со спортом, Р. Арон показывает, что существует два уровня теории. Первый

призван ответить на вопросы о том, «какие приемы игроки имеют право

применять, а какие нет; каким образом они распределяются на различных

линиях игровой площадки; что предпринимают для повышения эффективности

своих действий и для разрушений усилий противника». В рамках, отвечающих на

подобные вопросы правил, могут возникать многочисленные ситуации, которые

могут быть случайными, а могут быть результатом заранее спланированных

игроками действий. Поэтому к каждому матчу тренер разрабатывает

соответствующий план, уточняющий задачу каждого игрока и его действия в тех

или иных типовых ситуациях,

2* 35

которые могут сложиться на площадке. На этом — втором — уровне теории она

определяет рекомендации, описывающие правила эффективного поведения

различных участников (например, вратаря, защитника и т.д.) в тех или иных

обстоятельствах игры. В разделе в качестве типовых видов поведения

участников международных отношений выделяются и анализируются стратегия и

дипломатия, рассматриваются совокупность средств и целей, характерных для

любой международной ситуации, а также типовые системы международных

отношений.

На этой основе строится социология международных отношений, предметом

которой является прежде всего поведение международных акторов. Социология

призвана отвечать на вопрос о том, почему данное государство ведет себя на

международной арене именно таким образом, а не как-то иначе. Ее главная

задача — изучение детерминант и закономерностей, материальных и физических,

а также социальных и моральных переменных, определяющих политику государств

и ход международных событий. Здесь анализируются также такие вопросы, как

характер влияния на международные отношения политического режима и/иди

идеологии. Их выяснение позволяет социологу вывести не только определенные

правила поведения международных акторов, но и выявить социальные типы

международных конфликтов, а также сформулировать законы развития некоторых

типичных международных ситуаций. Продолжая сравнение со спортом, на этом

этапе исследователь выступает уже не в роли организатора или тренера.

Теперь он решает вопросы иного рода. Как развертываются матчи не на

классной доске, а на игровой площадке? В чем состоят специфические

особенности тех приемов, которые используются игроками разных стран?

Существует ли латинский, английский, американский футбол? Какая доля в

успехе команды принадлежит технической виртуозности, а какая — моральным

качествам команды?

Ответить на эти вопросы, продолжает Арон, невозможно, не обращаясь к

историческим исследованиям: надо следить за ходом конкретных матчей,

изменением приемов, многообразием техник и темпераментов. Социолог должен

постоянно обращаться и к теории, и к истории. Если он не понимает логики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.