предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока
кредитного соглашения).
Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. МВФ
осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего
Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной
системы.
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные
средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения
официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного
баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может
приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту.
Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам
гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР
путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает
состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-
кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в
СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в
пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не
возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей
Фондом СДР.
После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран
использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными
Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества,
как это было прежде. Операции в СДР дают возможность странам в известной
мере покрывать дефицит их платежного баланса.
Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту,
так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию
международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу
СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления
паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель
трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет
оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры
международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на
базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку
они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-
резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации
международной ликвидности и централизованного управления ею.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по
инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в
мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное
место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при
вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты
либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того,
какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была
обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее
квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право
использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных
ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.
Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном
количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1
,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР.
В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в
своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления
фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как
обычного рыночного товара.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима
валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы
Бреттонвудс-кой валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-
членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных
паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном
Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ
вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В
Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны
«сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения
упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной
системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать
манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой,
направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке
платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества
перед другими странами-членами».
Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам
возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и
поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может
быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является
устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют
функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья
VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда
ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям
платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не
прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения
допускаются только в двух случаях:
1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать
новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность
которого не определена;
2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает
право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные
ограничения операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных
отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате
выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные
коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально
высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной
деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике
и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются
частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому
даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной
реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке
ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование
кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как
государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с
другой.
МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в
урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы,
России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают
мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их
собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников.
Поэтому эффективность регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных
капиталов, координации процесса выравнивания диспропорций в международных
платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде
случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за
макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики.
Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к
мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о
динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте
товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных
золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота,
размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом
другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены
обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и
консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной
политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной
политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV
Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой
путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой
экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной
экономической ситуации а многосторонней перспективе. МВФ занимается также
оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им
разнообразного набора консультационных услуг.
За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную
организацию, добился широкого признания в качестве главного
наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных
отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора
межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-
заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений
«семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном
формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной
координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд
зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,
накопил большой и полезный опыт.
Группа Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР)
Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние
на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает
группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышенно
развитых стран, воздействующая на деятельность других международных
экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся
странам в разработке программ их экономического развития. Эта
межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала
— Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую
корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство
(МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На
группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема
стредств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся
странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается
30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17
млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.
Создание МБРР, цели и задачи. МБРР — это первый межгосударственный
инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле
1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально
вступило в силу 27 декабря 1945 г., а свою деятельность Банк начал с 25
июня 1946 г. МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им
средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов
стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство
которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал
экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению
влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность
Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана
Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического
курса в послевоенной Западной Европе.
С середины 50-х годов, когда положение в западноевропейских странах
стабилизировалось и начался распад колониальной системы, МБРР меняет
направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение
освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|