Проблемы и перспективы участия Мексики в НАФТА
Введение
НАФТА, торговый договор, подписанный в 1992, который постепенно
устранит большинство тарифов и других торговых ограничений на товары и
услуги, проходящие через Соединенные Штаты, Канаду и Мексику. Договор
создаст эффективный блок свободной торговли среди трех самых больших стран
Северной Америки.
НАФТА была вдохновлена успехами Европейского Экономического Сообщества
в устранении тарифов с целью расширения торговли между странами-
участницами. Канадско-американское соглашение о свободной торговле было
заключено в 1988, и НАФТА в основном расширила условия этого соглашения для
Мексики. НАФТА была заключена администрацией президента США Джорджа Буша,
канадским премьер-министром Брайаном Малруни и мексиканским президентом
Карлосом Салинасом де Гортари. Предварительное соглашение по договору было
достигнуто в августе 1992 и было подписано тремя лидерами 17 декабря 1992.
НАФТА была ратифицирована законодательными органами трех стран в 1993 и
вступила в силу 1 января 1994.
Основные условия НАФТА: постепенное сокращение тарифов, таможенных
пошлин и других торговых ограничений между тремя членами, немедленно
устраняя некоторые тарифы, остальные же в течение последующих 15 лет. НАФТА
гарантирует необлагаемый пошлиной доступ для обширного ассортимента
производимых товаров и предметов потребления для её членов.
Преамбула
Преамбула к НАФТА устанавливает принципы и стремления, на которых
соглашение и основано. Она подтверждает обязательство трех стран
поддерживать занятость и экономический рост в каждой стране посредством
расширения торговли и инвестиционных возможностей в зоне свободной торговли
и также через расширение конкурентоспособности канадских, мексиканских и
американских фирм на глобальных рынках. Преамбула подтверждает решение
партнёров по НАФТА поддерживать устойчивое развитие, защищать, расширять
права рабочих и улучшать рабочие условия в каждой стране.
Правительство Канады, Правительство Объединенных Мексиканских Штатов и
Правительство Соединенных Штатов Америки решили:
УСИЛИТЬ специальные узы дружбы и сотрудничества среди их наций;
СПОСОБСТВОВАТЬ гармоничному развитию и расширению международной торговли и
международного сотрудничества;
СОЗДАТЬ расширенный и прочный рынок товаров и услуг, произведенных на их
территориях;
УМЕНЬШИТЬ торговые расстройства;
УСТАНОВИТЬ ясные и взаимовыгодные правила управления торговлей;
ГАРАНТИРОВАТЬ коммерческую структуру для планирования бизнеса и
инвестиций;
ОСНОВЫВАТЬСЯ на соответствующих правах и обязательствах, согласно
Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле и другим многосторонним и
двусторонним документам о сотрудничестве;
РАСШИРИТЬ конкурентоспособность их фирм на глобальных рынках;
СПОСОБСТВОВАТЬ развитию творческого потенциала и новшеств и поддерживать
торговлю товарами и услугами, которые являются предметом интеллектуальных
прав собственности;
СОЗДАВАТЬ новые возможности занятости и улучшать условия труда и жизненный
уровень на их территориях;
ГАРАНТИРОВАТЬ, что всё упомянутое не будет противоречить законам об
окружающей среде;
СОХРАНЯТЬ общественное благосостояние;
ПОДДЕРЖИВАТЬ устойчивое развитие;
УСИЛИТЬ развитие и осуществление законов по охране окружающей среды и норм;
и
ЗАЩИЩАТЬ, расширять основные права рабочих.
Цели
НАФТА формально устанавливает зону свободной торговли между Канадой,
Мексикой и Соединенными Штатами, непротиворечущую Генеральному Соглашению
по Тарифам и Торговле (ГАТТ). Они устанавливают основные правила и
принципы, которые будут регулировать соглашение и цели, которые будут
служить основанием для интерпретации обеспечения.
Цели соглашения - устранение торговых барьеров, поддерживание условий
справедливой конкуренции, увеличение инвестиционных возможностей,
обеспечение адекватной защиты прав на интеллектуальную собственность,
установление эффективной процедуры для осуществления и применения
соглашения и для разрешения споров и для продвижения трехстороннего,
регионального и многостороннего сотрудничества.
Каждая страна подтверждает соответствующие права и обязательства в
соответствии с ГЕНЕРАЛЬНЫМ СОГЛАШЕНИЕМ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ и другими
международными соглашениями. Соглашение устанавливает, что НАФТА имеет
приоритет над другими соглашениями в случае любого конфликта, но
предусматривает исключения для этого основного правила. Например, торговое
обеспечение некоторых соглашений, относящихся к окружающей среде, имеет
преимущество перед НАФТА.
Суверенитет
Мексика, Соединенные Штаты и Канада вступили в соглашение о
свободной торговле, которое затрагивает приблизительно 380 миллионов
человек. Суверенитет - термин, который широко использовался в дебатах
по вопросу о Североамериканском Соглашении о свободной торговле
(НАФТА). Но для того чтобы понять основные социальные и культурные
вопросы, которые в отличие от тарифов не исчезнут с подписанием
договора, мы должны учитывать многоуровневый анализ.
Уровни Суверенитета
Суверенитет - сложный термин, который содержит много различных
составных частей. Первая - доктринальная, или теоретическая, сфера, в
которой суверенитет является концептуальным истолкованием, суверенитет на
этом уровне связан, например, с концепцией этнического государства. Вторая
относится к политическим дебатам, в которых можно найти различное
политическое использование для концепции суверенитета. Здесь акцент сделан
на том, чтобы достигнуть всеобщего согласия усилить поддержку. В отличие от
доктринального суверенитета, герменевтическая чистота и сила внутренней
логики менее важна здесь - политические дебаты ведут к прагматическому
использованию выражений. Третий уровень, фактический, или абсолютный,
суверенитет обращает нас к историческим, экономическим, торговым или
экологическим аргументам, которые наложены на доктрину и переговоры. В этом
отношении, суверенитет не исходит из этики, а просто разъясняет
действительность. Наследие больших империй и их колоний и экономическая и
региональная история описывают этот фактический суверенитет, который имеет
мало общего с государственной этикой или прагматизмом переговоров.
Четвертая - субъективная и относится к чувствам, которые - в данном
случае суверенитет - могли бы пробудиться в определившемся населении.
Чтобы понять, что происходит в Северной Америке в свете
увеличивающейся взаимозависимости между тремя странами, необходимо
аналитически различать и отделять все эти четыре уровня.
Доктринальный Суверенитет
Доктринальный суверенитет отталкивается от тех абсолютных условий,
которые имеют мало общего с миром в конце двадцатого столетия.
Происхождение слова суверенитет напоминает о теократии и выражает образ
абсолютной, самооправдывающейся власти. Суверенитет, как утверждается в
классической политической теории, находится среди самых неопределённых
терминов. Согласно теории он даёт абсолютную свободу принятия решений,
которая исторически не оправдала себя и не вписывается в мир, в котором
происходит постоянный, систематический и непрекращающийся конфликт по
территориям, богатству или религиозным убеждениям. Эти конфликты и,
следовательно, урегулирование отмечены в письменной хронологии племен,
этнических групп и этнических государств, империй и экономических блоков.
Если бы доктринальный суверенитет имел прямое и постоянное влияние на
международное сообщество, карта мира оставалась бы неподвижной.
Суверенитет как Продукт Политических Диалогов
Национализм - продукт политических диалогов о суверенитете. В Мексике
образ националистического гражданина достаточно известен. Но при
гетерогенном характере Мексики напрашивается вопрос, как такой национализм
может существовать. Идеи о нации и национализме использовались в
мексиканских официальных политических дебатах в течение половины столетия
для многих целей: для того чтобы оправдать цели централизованного
государства, охранять страну от иностранного влияния (особенно со стороны
Соединенных Штатов)...
Национализм использовался с определённой целью: чтобы находить за
границей виновников плачевной внутренней ситуации и для достижения целей,
установленных равнодушной бюрократией, которая вовсе не стремилась улучшить
жизненный уровень обычных мексиканцев. Национализм также использовался,
чтобы объяснить парадокс страны с большими природными богатствами, которые
не в состоянии систематически и постоянно увеличивать жизненный уровень
граждан и оправдывать чрезмерный протекционизм и экономическую автократию,
в результате чего выгоду извлекает меньшинство.
За последние годы дискуссии о мексиканском суверенитете немного
изменились. Национальная история, которая излагается в официальных
учебниках, выражает понятие суверенитета Бодино (абсолютность,
бессрочность, неделимость) и также создание мексиканского государства как
исходную точку, фундаментальное и преднамеренное действие отцов-
основателей. Наиболее вероятно, Manicheism все еще жив в этих текстах;
Испанское завоевание описано только как намерение "злых людей" захватить
богатство и только; испанская перспектива не объясняется; и многочисленные
американские вторжения в Мексику, записанные в национальной хронологии,
дипломатические давления, вызванные революционерами и постоянный интерес
всего мира, а особенно Соединенных Штатов к мексиканской нефти и Перешейка
Tehuantepec описываются достаточно подробно. В этом смысле, национальная
история Мексики во многом похожа на историю любой другой страны.
Фактический Суверенитет
Фактический суверенитет Мексики иллюстрируется уровнем торговли с
Соединенными Штатами. Экономика Мексики может быть 20 раз меньше чем
экономика США, но в 1995 суммарный обмен между двумя странами составил
более 100 миллиардов долларов. Только десятилетие назад, в 1986 это
составляло около 30 миллиардов долларов. Глобализация и близость к самой
большой экономике фактически наложили препятствия реальному суверенитету
несмотря на официальные речи и несмотря на общественное мнение.
Обзор недавней истории доказывает предпосылку того, что проблемы
суверенитета существуют больше на уровне переговоров, чем на фактическом
уровне. В течение последнего десятилетия как Мексика присоединилась к
Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле, государство продало почти 85
процентов государственных предприятий, которые считались близко связанными
с суверенитетом, и вступило в соглашение о свободной торговле со страной,
которую многие считали историческим и символическим врагом Мексики: все это
без особого общественного протеста или достаточно серьёзной оппозиции.
Начиная со Второй Мировой Войны политический и культурный обмен между
Мексикой и Соединенными штатами стал быстро увеличиваться. Только за
десятилетие торговля утроилась. Приграничные конфликты между двумя
странами были многочисленными, но это не удивительно при условии, что
граница - один из наиболее важных объектов.
В 1990 г. было зарегистрировано 274 миллиона переездов в Соединенные
Штаты через южную границу; из них более одной трети - граждане США, что
означает, что 173 миллиона пересечений были сделаны иностранцами. В течение
1930-ых, к северу пересечения насчитывали 225 миллионов, на 45 миллионов
меньше, чем в 1990. Кроме того американо - мексиканская граница - прототип
точки пересечения Третьего мира и высокоразвитой страны.
Подсчитано, что в 1994 около 2.5 миллионов грузовиков прибыло в
Мексику из Соединенных Штатов. Торговая палата Ларедо Штата Техас заявила,
что город - основной пункт поступления товаров США в Мексику. Каждый год
тысячи мексиканцев пересекают границу незаконно, чтобы найти рабочие места,
но миллионы также направляются в Соединенные Штаты в магазины, занимаются
бизнесом или путешествуют.
Где, тогда, отрицательные эмоции к "Янки", если главный торговый
партнер Мексики - Соединенные Штаты?
Взаимозависимость увеличивается изо дня в день. Результаты также
ощущались на том, что некоторые авторы называют "гражданской дипломатией",
которая в свою очередь подразумевает неправительственное давление, особенно
со стороны экологов, защитников прав человека и коммерческих организаций
обеих стран. Эта гражданская дипломатия теперь пересекает границы Северной
Америки, чтобы сохранить свои собственные капиталовложения. Эти виды
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|