о предпринятых ими шагах с целью гарантировать осуществление этих прав, а
также о достигнутом ими прогрессе на пути к этой цели.
Присоединение к конвенции требует принятия мер для создания правового
механизма по реализации положений международных конвенций. К таким мерам
относятся принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в уже
существующие, разработка нормативных и правовых документов,
регламентирующих действия государственных органов по защите прав и
интересов граждан в Кыргызской Республике, обеспечение информированности
граждан об их правах, вытекающих из ратифицированных Кыргызской Республики
международных договоров, активное сотрудничество с международными
организациями по правам человека, которые могут оказать содействие в
выполнении Кыргызстаном возложенных обязательств.
В конституции Кыргызской Республики предусматривается, что
ратифицированные Кыргызской Республикой межгосударственные договоры и иные
нормы международного права являются составной и непосредственно действующей
частью законодательства Кыргызской Республики. В силу этого
конституционного положения международные Конвенции, ратифицированные
Жогорку Кенешем Кыргызской Республики являются составной и непосредственно
действующей частью законодательства Кыргызской Республики.
Нормы, закрепленные Конституцией соответствуют положению Всеобщей
декларации прав человека и международным пактам и международным документам
в области прав человека.
В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики все граждане
Кыргызской Республики имеют права на защиту своих прав и свобод независимо
от национального и социального происхождения, пола, расы, национальности,
языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким
либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера.
Конституционное право является основополагающей отраслью
законодательства Кыргызской республики. Именно в Конституции любого
государства закреплены основные принципы и приоритеты деятельности
государственной власти в области прав человека.
В статье 1 Конституции Кыргызской республики, принятой 5 мая 1993 года
Кыргызская Республика утверждает себя демократическим, светским, правовым и
социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его
жизнь, права и свободы.
Принципиальным важным аспектом новой Конституции является то, что она
основана на идеях и ценностях правового государства и общепризнанных нормах
международного права, закрепленных в таких правовых документах, как
Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт о
гражданских и политических правах и многих других.
Целый раздел в Конституции Кыргызской Республики посвящен правам и
свободам человека.
Конституция Кыргызской Республики исходит из того, что основные права
и свободы человека принадлежат ему от рождения, признаются абсолютными и не
могут нарушаться государством или отчуждаться, кроме как решением суда.
Жизнь человека и его здоровье, личная неприкосновенность и безопасность,
собственность являются высшими ценностями государства. Обеспечение
соблюдения прав и свобод человека – главная обязанность государственной
власти. Содержание и применение законов и иных нормативных актов определяют
именно права и свободы человека.
Принимаются все необходимые меры, чтобы права человека не только
провозглашались, но и защищались законом.
Так, недавний Референдум в Кыргызской республике внес такую важную
поправку в Конституцию Кыргызской Республики, как запрещение ограничения
свободы средств массовой информации.
Законодательством Кыргызской Республики в достаточно полной мере
урегулированы вопросы прав человека.
Этому примером может служить принятие в Кыргызстане основополагающих
нормативных актов – Уголовного кодекса Гражданского кодекса, Трудового
кодекса, Кодекса об административной ответственности. Разработаны проекты
Уголовно-исполнительного кодекса, Семейного кодекса, Гражданско-
процессуального кодекса.
Совершенствование законодательства предусматривает принятие
законодательных норм и мер по их применению, которые учитывали бы
общепризнанные стандарты по правам человека. При разработке новых норм
законодательства в Кыргызстане учитываются международные документы по
правам человека.
Также при разработке новых законодательных актов необходимо продолжать
развивать практику привлечения в качестве экспертов представителей
международных и неправительственных организаций.
Так, Кодекс об административной ответственности, введенный в действие
с 1 октября 1998 года предусматривает также целый раздел об ответственности
за правонарушения, посягающие на права и свободы граждан, в том числе
касающихся избирательного права граждан, охрана труда и социальная защита
граждан, в сфере социального страхования, охрана здоровья граждан и другие.
Субъектами защиты прав человека являются граждане Кыргызской
Республики.
Хочется отметить, что в современном обществе забота о самых
обездоленных людях, о тех, кто не в состоянии защитить себя сам, являются
неотъемлемой функций государства, что защита прав и свобод лиц, относящихся
к социально уязвимым группам граждан должна стать одним из приоритетов
политики Кыргызской Республики в области прав человека. Так проверяется
степень нашей гуманности и цивилизованности. Это чувствительный барометр
нравственного здоровья общества и социальный критерий верности выбранного
им пути.
Приоритетство защищая права социально незащищенных, государство
проявляет высшую степень гуманности, дальновидности и способности видеть
перспективы своего развития. Эта истина должна стать фундаментальным
положением общественной психологии и сознания для всех граждан, для
институтов власти и управления. В этой связи в законодательстве уделяется
особое внимание проблемам защиты прав и свобод женщин, ребенка, молодежи,
инвалидов, пенсионеров и других социально незащищенных групп нашего
общества.
Так, например, блок вопросов, посвященных проблемам женщин и
законодательному их решению.
Кыргызстан является участником 5 Конвенций по проблемам женщин:
- Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении
женщин;
- Конвенция о политических правах женщин;
- Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и
регистрации брака;
- Конвенция о гражданстве замужней женщины;
- Конвенция об охране материнства.
Главными достижениями женщин Кыргызстана являются отсутствие открытой
дискриминации по половому и этническому признаку, высокий уровень
образованности женщин, их свободное волеизъявление и высокая доля участия в
общественной жизни государства. В Кыргызской Республике создана нормативно-
правовая база, определяющая права и интересы женщин с соблюдением
международных норм. Так законодательно закреплены права и интересы женщин в
Конституции Кыргызской Республики: согласно Конституции (статья 15)
гарантируется равноправие женщин и мужчин, запрещается дискриминация,
ущемление прав и свобод по признаку пола. Статья 22 конституции
предусматривает одинаковое применение законов о правах граждан ко всем
гражданам без создания для какого-либо преимуществ и привилегий, кроме
предусмотренных Конституцией и законами о социальной защите граждан.
Законодательство Кыргызской Республики по вопросам прав и интересов женщин
заключено и в следующих нормативных правовых актах.
Например, вступающий в силу в январе текущего года Трудовой кодекс
запрещает применение труда женщин на вредных , тяжелых и поземных видах
работ. Привлечение женщин, имеющих детей до восьми лет на ночные работы,
без их согласия, не допускается. Также не допускается привлечение к работам
в ночное и сверхурочное время беременных женщин, которые имеют право
переводиться на более легкие работы с сохранением среднего заработка.
Кроме того, Законом Кыргызской Республики «О государственном
пенсионном социальном страховании» предусмотрено включение в страховой
стаж, дающий право выхода на пенсию, времени ухода за ребенком,
предусмотрен дополнительный неоплачиваемый отпуск по уходу за детьми до
трех лет, который засчитывается в общий непрерывный стаж работы. Законом
Кыргызской Республики «О занятости населения» безработным женщинам оплата
периода по беременности и родам производится органами социального
обеспечения за счет средств Фонда социального страхования.
Большие результаты по деятельности государства по защите прав женщин
были достигнуты благодаря объявлению 1996 года в Кыргызской Республике –
годом женщины и выполнению мероприятий по программе «Аялзат». Итоги этих
мероприятий были отмечены Президентом Кыргызской Республики А.Акаевым на
торжественном форуме «Аялзат» и была отмечена важность продолжения работы
по улучшению положения женщин в Кыргызстан.
Большой блок мероприятий по проблемам женщин уделен и в Национальной
программе преодоления бедности «Аракет». Это социальная поддержка беднейших
слоев женщин, создание центров переобучения безработных женщин, создание
рабочих мест для женщин на государственных предприятиях и общественных
работах, участие женщин в процессах принятия решений на политическом,
законодательном и исполнительном уровнях предполагает вовлечение женщин в
общественно-политическую деятельность – является одним из важнейших
инструментов достижения равноправия.
Анализ законодательства Кыргызской республики показывает, что женщина
как равноправный гражданин имеет конституционное право обратиться в суд и
правоохранительные органы по поводу защиты ее прав и свобод.
Гражданским законодательством не установлено никаких ограничений в
правоспособности женщин вступать в гражданско-правовые отношения,
предусмотренные законом, в том числе нести права и обязанности сторон в
договорах. Женщинам предоставляется одинаковая гражданская правоспособность
и дееспособность.
Действующий Кодекс о браке и семье представляет одинаковые личные и
имущественные права мужчинам и женщинам. Не допускается прямое или
косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ
при вступлении в брак и в семейных отношениях в зависимости от пола. Кроме
того, КОБС регламентирует признание недействительным брака, заключенному по
принуждению и Уголовный кодекс предусматривает наказание за принуждение
женщины к вступлению в брак или воспрепятствованию вступлению в брак.
Следующий блок – права ребенка.
С учетом ратифицированной Кыргызской Республикой Конвенции о правах
ребенка разработан и одобрен проект Закона «Об охране и защите интересов
несовершеннолетних». 17 июня текущего года приняты изменения и дополнения в
действующий закон Кыргызской Республики «Об образовании как обязательное и
бесплатное.
Впервые в новом Уголовном кодексе, вступившем в силу с начала 1998
года предусмотрен целый раздел «Уголовная ответственность
несовершеннолетних». Введение этого раздела отвечает одному из главных
требований Конвенции о правах ребенка: ни один ребенок не может быть лишен
свободы незаконным или произвольным.
В проекте нового Семейного кодекса Кыргызской республики предусмотрена
отдельная глава «Права несовершеннолетних детей», закрепляющая также
основные права несовершеннолетних – жить и воспитываться в семье, право на
общение с родителями, право на защиту и выражение своего мнения, право на
имя, отчество и фамилию, а также имущественные права ребенка. Новый способ
защиты прав и интересов детей в соответствии с международной практикой –
право детей с 14 лет обращаться в суд.
Положения нового Трудового кодекса направлены на защиту ребенка от
экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может
представлять опасность для его здоровья, морального и социального развития.
Хочется отметить, что задача эффективной защиты прав человека носит
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|