IV. Общий рынок:
. Свобода перемещения товаров, услуг и факторов производства (капитал и
рабочая сила)
. Межгосударственные перемещения
. Высокий уровень межгосударственной системы координации экономической
политики
V. Экономический союз:
. Координационная макроэкономическая политика, унификация законодательства
в банковской, страховой, бюджетной сферах
. Образование надгосударственных органов, способных принимать решения от
всего экономического союза
VI. Валютный политический союз:
. Проведение единой экономической политики
. Использование единой валюты
. Наднациональные органы урегулирования
. Подготовка к образованию м/н конфедерации
19. Международное разделение труда.
Под МРТ понимается специализация отдельных стран в рамках мирового
хозяйства на производстве отдельной продукции и услуг, предназначенных для
обмена на мировом рынке. Главным фактором формирования МРТ становится НТП,
а также растущее число приборов, машин, оборудования. Большое влияние
оказывает особое общественно-политическое устройство государства, социально-
экономическая структура, взаимодействие различных экономических
интеграционных группировок. Основным побудительным мотивом МРТ для всех
стран мира является стремление к получению экономических выгод.
Различают 3 типа МРТ:
1) Общее – разделение труда по сферам производства: добывающая,
обрабатывающая. В этом случае МРТ находит свое проявление в делении стран
экспортеров на индустриальные, аграрные, сырьевые.
2) Частное – разделение внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям
производства. В этом случае выражение МРТ происходит через специализацию
стран по отдельным отраслям производства.
3) Единичное - разделение труда внутри предприятия. Это означает
специализацию отдельных стран на изготовлении отдельной продукции. В
настоящее время решающая роль принадлежит единичному разделению труда.
20. Рынок товаров (Рынок сырья и с/х продукции. Рынок промышленных
товаров).
Рынок промышленных товаров, оборудования и машин: быстро развивался после
II МВ. Сейчас на него приходится большая часть мировой торговли. Особое
место имеют торговля машинами, оборудованием, тс. Эта группа товаров
характеризует уровень промышленного развития стран-экспортеров. Лидеры:
США, Япония, ФРГ. В целом на индустриально развитые страны приходится свыше
80% мировой торговли машинами и оборудованием.
Мировой рынок топливно-сырьевых товаров: м/н торговля сырьевыми и с/х
товарами имеет особое значение для развивающихся стран. Экспорт топливно-
сырьевых товаров, полуфабрикатов обеспечивает 50-100% экспортных доходов
государств.
21. Международная специализация производства. Основная форма проявления
МПС.
МРТ логически предполагает м/н специализацию. МПС развивается по 2
направлениям производства:
1. Производственное:
. межотраслевое(30-е гг., характеризовалась обменом продукции одной
отрасли на продукцию другой комплексной отрасли)
. внутриотраслевое (70-е гг., обмен товарами-аналогами, которые имеют
различные потребительские характеристики),
. специализация отдельного предприятия
2. Территориальное:
. специализация отдельных стран
. групп стран
. регионов на производстве отдельных продуктов, товаров и их частей.
В результате МС произошло разделение стран на 4 группы:
- Страны, производящие продукцию обрабатывающей промышленности (США,
ФРГ, Великобритания, Канада). Эти страны поставляют
высокотехнологичное оборудование, бытовую технику, химические
товары
- Страны, дающие добывающую промышленность: обладают значительным
запасом минеральных ресурсов – страны БВ, ЛА, Австралия, Канада,
Норвегия, Китай.
- Страны, специализирующиеся на производстве продукции с/х. Бразилия
– поставщик кофе, Аргентина – мяса, Куба – сахара.
- Страны с добывающей, обрабатывающей и с/х продукцией: США, Канада,
некоторые страны ЗЕ.
К числу основных видов международной специализации производства относятся:
1) предметная (производство продуктов);
2) подетальная (производство частей компонентов продуктов);
3) технологическая или стадийная специализация (т. е. осуществление
отдельных технологических процессов, например, сборка, окраска, сварка,
производство отливок, заготовок и и т.п.).
Международная специализация производства - динамическая форма
международного разделения труда.
22. Международные торговые организации: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД и др.
В настоящее время в мире около 300 МТО.
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) – преемник ВТО. Это
многостороннее соглашение, которое содержит принципы, правовые нормы,
правила, которыми руководствуются во взаимной торговле страны-участники.
ГАТТ вступило в силу 1 января 1948г. Входят 23 страны. В течение 27 лет это
соглашение выполняло роль м/н организации и являлось центральным м/н
учреждением, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за
выполнением этого соглашения.
Деятельность ГАТТ осуществлялась по основным направлениям:
1. М/н многосторонние торговые переговоры - до 1994г. было проведено 8
раундов 1986 – 1993гг. Уругвайский раунд – самый важный (111 государств).
Главные направления Уругвайского раунда:
- Снижение таможенных тарифов
- Соглашение создания ВТО
- Генеральное соглашение по услугам
- Разработка торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.
2. Урегулирование торговых споров
3. Наблюдение за национальной торговой политикой
4. Работа с развивающимися странами.
ВТО (Всемирная Торговая Организация) - начала действовать с 1 января
1995г. 146 государств, развивающихся – 100, наименее развитых – 30, более
25 стран имеют статус наблюдателя (не имеют право голоса). Не имеет Устава:
правовой основой является пакет соглашений:
1. многосторонне торговое соглашение по торговле товарами:
a) соглашение по с/х товарам
b) соглашение по текстильным товарам
c) соглашение по инвестиционным мерам
d) соглашение по защитным мерам
e) генеральное соглашение по тарифам и торговле
2. генеральное соглашение по торговле услугами ГАТС
3. соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность
4. Процедуры разрешения споров
5. Механизм обзора торговой политики.
Главная цель ВТО – либерализация торговли товарами и услугами, сокращение
регулирования МТ тарифными методами при ликвидации нетарифных ограничений.
В ВТО большое внимание уделяется разрешению торговых споров. Основные
принципы ВТО:
- Принцип наибольшего благоприятствования
- Принцип национального режима
- Принцип защиты национальной промышленности
- Создание устойчивой основы торговли
- Содействие справедливой конкуренции (споры по антидемпингу, по
субсидированию)
- Общее запрещение в количественных ограничениях импорта
- Специальные условия для развивающихся стран.
Организационная структура:
. Высший орган ВТО – конференция министров (1 раз в 2 года). С 1 сентября
2002г. до 2005г. Супачай Паничпакди (таиландец, 56 лет) – генеральный
директор ВТО, штаб-квартира – в Женеве.
. Генеральный совет – следит за текущей работой ВТО.
. Совет по торговле товарами
. Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность
. Совет по торговле услугами.
ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) – постоянный специальный
орган ООН. 186 государств. Цели:
1. Содействие в развитии м/н торговли в целях ускорения экономического
роста в развивающихся странах
2. Содействие организации деятельности других учреждений в рамках ООН в
области м/н торговли
3. Согласование политики правительств и региональных экономических
группировок в области торговли
4. Установление принципов и политики, касающиеся м/н торговли.
Организационная структура:
1. Высший орган – Конференция, которая собирается на сессии – 1 раз в 4
года. Сессии представляют собой многосторонние экономические форумы.
Решение ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной
силы и носят рекомендательный характер.
2. Исполнительный орган – Совет по торговле и развитию. Этот Совет проводит
регулярные сессии – 1 раз в год. Осуществляет контроль за всей
деятельностью ЮНКТАД, наблюдает за реализацией различных программ,
направленных на ускорение экономического развития развивающихся стран
3. Рабочий орган Совета – Комиссия, которая осуществляет контроль за
закрепленными за ней областями – инвестиции, торговля товарами и
услугами.
4. Секретариат – часть Секретариата ООН и возглавляется генеральным
секретарем.
ЮНКТАД функционирует по 4 группам стран:
I. Афро-азиатские страны
II. Промышленно-развитые страны
III. Латиноамериканские страны
IV. Бывшие социалистические страны
23. Международная кооперация производства. Сущность. Основные методы
налаживания кооперированных связей.
В современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место
более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная
часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами
промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации
производства (МКП).
Международная кооперация производства – это скоординированная или
совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как
правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран,
основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и
взаимовыгодном сотрудничестве. В современном мире МКП занимает ведущее
место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей
объективных преимуществ. Суть МКП состоит в:
- объединении иностранных партнеров на основе общности экономических,
технологических, научно-технических и иных интересов;
- организации производства промежуточной продукции (применительно к
машиностроению – комплектующих деталей) на предприятиях – участниках МКП с
последующей сборкой из нее готовых изделий;
- увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей
взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов
международных организаций и стран-кооперантов.
Международное кооперирование производства в его развитых формах охватывает
различные сферы сотрудничества:
1. Производственно-технологическое сотрудничество, включающее:
а) вопросы передачи лицензий и использование прав собственности;
б) разработку и согласование проектно-конструкторской документации,
технологических процессов, технического уровня и качества продукции,
строительных и монтажных работ, модернизацию кооперирующихся предприятий;
в) совершенствование управления производством, стандартизацию, унификацию,
сертификацию, распределение производственных программ.
2. Торгово-экономические процессы, связанные с реализацией кооперированной
продукции, а именно: взаимосвязанную продукцию между кооперантами и
некоторым третьим лицом в странах-партнёрах.
3. Послепродажное обслуживание техники.
Выделяют три основных метода, которые используются при налаживании
кооперационных связей:
1) осуществление совместных программ;
2) специализация в договорном порядке;
3) создание совместных предприятий.
Осуществление совместных программ в свою очередь реализуется в д в у х
основных формах: подрядном производственном кооперировании и совместном
производстве.
Подрядное производственное кооперирование предполагает выполнение
определенной работы исполнителем по поручению заказчика. Подрядное
соглашение между двумя сторонами обусловливается сроками, объемами,
качеством исполнения и др.
Договорная специализация предполагает разграничение производственных
программ между участниками производственного кооперирования.
Договаривающиеся стороны стремятся устранить или уменьшить дублирование
производства и прямую конкуренцию между собой на рынке.
Совместные предприятия - это так называемая интегрированная кооперация,
получившая широкое распространение во всем мире. При такой организационной
форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных,
взаимно согласованных целей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|