НАФТА как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе во внешней политике Канады
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Университет
Факультет международных отношений
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: НАФТА, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ, ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КАНАДЫ
работа студента 5 курса
белорусскоязычного отделения
исторического факультета
Коренковича Вадима
научный руководитель
Минск 1998 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение стр.3
Глава 1. НАФТА в действии стр.6
Глава 2. НАФТА и Канада : результаты
деятельности стр.19
Заключение стр.29
Список литературы стр.33
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие уходящего двадцатого века развитие
экономических и политических процессов в различных регионах современного
мира происходило под влиянием многочисленных факторов и событий, и все же
анализ изменений в экономической и политической картинах мира к настоящему
времени , позволяет выделить две превалирующие тенденции: сепаратизм и к
интернационализация. Примерами могут служить, в первом случае,
сепаратистские движения в Квебеке, Шотландии, Уэльсе и Испании , а во
втором тенденции к интернационализации и транснационализации экономических
процессов, объединительный процесс в Европе. Эти две на первый взгляд
противоречивые тенденции значительным образом влияют на формирование
внешней и внутренней политики стран мира, высвечивают новые аспекты
исторически сложившихся конфликтов, но одновременно с этим во многом
помогают найти новые решения и новый взгляд на существующие проблемы, как
это происходит в Шотландии или в Канаде, где во время обострения
квебекского сепаратизма наряду с рассматрением варианта как выделения
провинции в суверенное государственное образование как националисты, так и
сторонники федерального правительства не могли сбросить со счетов роль,
играемую объединенной Канадой в интграционных процессах на континенте и
проблемы, такие как усложнение и ослабление экономических связей с другими
провинциями, с которыми Квебеку неминуемо пришлось бы столкнуться при
выделении его в самостоятельное государственное образование.
В связи с вышеизложенным представляется важным рассмотрение
проявления тенденции к интернационализации на региональном уровне для
получения более четкого представления о ее движущих силах, побудительных
мотивах стран, втянутых в эти процессы, и выявления возможных перспектив
развития данных процессов.
Данная работа ставит перед собой целью рассмотрение тенденций к
глобализации и интернационализации в Североамериканском регионе на примере
Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), анализ
механизма его действия и рассмотрение результатов, достигнутых экономиками
стран участниц в результате действия данного соглашения в период с 1994
года по сегодняшний день. Значительное место в работе уделяется изменениям
в экономиках стран- участниц НАФТА, так как это является неотъемлимой
частью анализа результатов НАФТА, как соглашения имеющего в первую очередь
экономический характер.
Несмотря на то что процесс развития Соглашения сложно рассматривать
разрезе лишь одной из стран-участниц, акцент в данной работе сделан на
анализ процессов происходивших в Канаде, так как эта страна, уступая в
экономическом потенциале Соединенным Штатам, значительно опрежает в этом
отношении Мексику. Это дает возможность оценить результаты, которые
принесла деятельность НАФТА в данном регионе, не делая значительных скидок
на показатели экономического развития страны и являясь, в следствие этого,
своего рода стандартом.
Работа в основном основана на материалах, предоставляемые
глобальной сетью Интернет в сайтах “НАФТА”, “Оранизации американских
государств”, “Канада”, среди которых можно выделить “Сборник отчетов
изданных офисом Торгового представительства Соединенных Штатов Америки и
связанных с ним организаций” за 1997 год [1], обзор Североамериканского
соглашения о свободной торговле, изданный Организацией Американских
Государств и содержащий детальное и постатейное изложение Соглашения,[2]
обзор деятельности НАФТА, изданный канадским Департаментом Иностранных дел
и международной торговли[3], а также ряд публикаций в таких американских и
канадских периодических изданиях, как “Washington Times”, “Washington Post”
и “Montreal Gazette”
ГЛАВА 1. НАФТА в действии
Североамериканскиое соглашение о свободной торговле (НАФТА) между
Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексикой вступило в силу 1 января
1994 года. Созданное для поощрения увеличения торговли и инвестиций между
партнерами по НАФТА, Соглашение содержит грандиозный план уничтожения
тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными
положениями по ведению бизнеса в зоне свбодной торговли. Это включает в
себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности,
конкуeренции и передвижения деловых людей через границы.[4]
НАФТА увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки, а
также повысила привлекательность канадской экономики для иностранных
инвесторов. С момента вступления НАФТА в силу, канадский экспорт на эти
рынки впечатляюще вырос, а прямые заграничные инвестиции в Канаду изо всех
источников устойчиво росли.
Однако что более важно, НАФТА и его предшественник, Канадско-
американское Соглашение о свободной торговле (FTA) стимулировали
значительный прогресс в производительности и специализации в канадской
экономике и способствовали повышению масштаба экономики, качества
продуктов, конкурентноспособности цены. Результатом стало повышение общей
конурентноспособности канадского экспорта как товаров, так и услуг.
Широкая сфера торговли является основной движущей силой
экономического роста и создания новых рабочих мест в окрытой экономике,
примером которой является Канада. Отношение экспорта товаров и услуг к
валовому национальному продуту (ВНП) в 1996 составило 38.4 процента[5] и
сделало Канаду самой глобально интегрированой изо всех стран большой
семерки.
В результате четырех лет претворения в жизнь, НАФТА развило
существующие тенденции к конвергенции рынков в Северной Америке. Это
демонстрируют показатели 1997 года, которые отражают 388.3 миллиарда
долларов США в общей двусторонней торговле Канады с партнерами по НАФТА,
более 200 миллиардов долларов США исходящих и входящих иностранных прямых
инвестиций и более 50 милиардов долларов США в торговле и услугах между
Канадой и США.[6] Эти цифры показывают, что важные рынки для широкого
спктра товаров, услуг, финансовых ресурсов и технологий уже существуют и
процветают во в значительной мере интегрированой коммерческой среде.
НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным
институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят
представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия
наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает
разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также
наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих груп НАФТА. Последние
собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мексико в
начале 1998 года.
Министры согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать
содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого
планировалось на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван
служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего
секретариата при Комиссии.
НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в
достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением,
с целью способствования торговле и инвестициям. обеспечения эффективного
претворения в жизнь норм НАФТА и их администрирования были созданы более 30
рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по
созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю
сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики,
стандартизацию товаров, госпоставки и передвижение деволых людей через
границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет
Комиссии НАФТА.
Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс
претворения НАФТА в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для
изучения способов дальнешей либерализации торговли между странами-
участницами. Примером может служить последовательная политика Канады,
направленная на ускоренное снижение тарифов на некоторые виды товаров.
Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА создают арену для обсуждения
спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем на
ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров.
В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной
Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно
установившимися нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО).
Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба неизменно
возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА
выступает за дружеское разрешение спора государствами, чьи интересы
затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других
консультативных органов. В случае если взаимоприемлимое решение не будет
найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффекттивное рассмотрение проблемы
группой экспертов.
Администрирование положений НАФТА, связанных с разрешением споров,
возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции
Секритариата НАФТА. В первые девять месяцев 1996 - 97 финансового года
Секретариат назначил 14 рассмотрений группами экспертов в соответствии с
Главой 19 Соглашения и одно арбитражное рассмотрение согласно Главе 20.
В 1996 были приняты восемь решений группой экспертов согласно Главе 19 и
один отчет группы экспертов согласно Главе 20.
Двадцатая глава Североамериканского солашения о свободной торговле
установливает институциональный механизм и процедуру разрешения споров. На
конец 1996 года в соответствии с этой главой были затребованы 11
консультаций по 10 случаям, один из которых был передан для арбитражного
рассмотрения. В четырнадцатой главе дополнительно оговариваются специальные
процедуры для разрешения любых споров, касающихся финансовых услуг.[7]
Основываясь на Канадско- американском соглашении о свободной торговле
(FTA), НАФТА включает в себя (в Главе 19) уникальную систему рассмотрения
экспертами, представляющими две страны, национальных решений по вопросам
антидемпинга и компенсационной пошлины, замещая тем самым юридическое
рассмотрение и каждой из трех стран.[8] Со времени принятия НАФТА поступило
уже 73 запроса на расмотрение вопроса группой экспертов, в соответствии с
Главой 19 Соглашения.
Что же касается разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА
использует процедуры “смешанного “ арбитража между инвестором, чьим
интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь
на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите
иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров,
связанных с инвестициями. НАФТА также требует от национальных агенств
Страницы: 1, 2, 3
|