низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх
резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992
г. 30% квоты страны. Фактически величины дополнительного кредита
определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с
учетом “степени радикальности” программы макроэкономической стабилизации и
структурной перестройки соответствующей страны.
4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных
преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к
рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.
Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение
поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на
рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение
стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-
третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном
случае обусловливается выполнением страной - заемщицей набора более
“мягких” макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано
получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены
могут получать средства в рамках “промежуточного”, или “переходного”,
кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями
по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован
главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в
условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять
обычные жесткие требования МВФ.
Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это
дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных
фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее
национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для
получения кредитных долей.
Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически
создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем
международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные
средства из различных внешних официальных источников. К временным
специальным фондам относятся:
1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976
гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных
расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов.
Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры
нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей
кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми
государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были
жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых);
обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной
энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся
стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они
покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;
2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976--
-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части
золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее
развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-
заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной
валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти
условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55
стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была
передана развивающимся государствам пропорционально их квотам:
3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена - по имени
директора-распорядителя МВФ; время действия 1979-1984 гг. Цель этого фонда
— предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам,
испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и
исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8
млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-
членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого
фонда получили 26 стран:
4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда
дополнительного кредитования, функционировал в 19811992 гг. Цель фонда
предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы
неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами
их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в
средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех
кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более
продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при
большем периоде погашения кредита. Источником ресурсов фонда являлись
собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у
других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд
прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.; 5) Фонд структурной
перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим
развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в
целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной
перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны,
имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР,
или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение
10 лет; т рационный период до 5'/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты.
Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) — погашение кредитов, предоставленных
доверительным фондом;
6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г.
предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда
структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд.
СДР). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является
преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения
кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам,
включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993
г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет
возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при
исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для
заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в
дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).
В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки
— правопреемник предыдущего. Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7
млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд.
СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим
займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились участвовать в формировании
этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут
осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания
социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных
расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки —
до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут
предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.
Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем
заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений
процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного
регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль
посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных
стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах.
Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран
- заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.
РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами
своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой
валютной системы.
За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную
организацию, добился широкого признания в качестве главного
наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных
отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора
межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран -
заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений
“семерки” ведущих государств Запада, становится ключевым звеном
формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной
координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд
зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,
накопил большой и полезный опыт.
МВФ – КЫРГЫЗСТАН
В Центральной Азии Кыргызстан выделяется тем, что избрал западную
модель политического и экономического развития. В отсталой, слаборазвитой
азиатской республике бывшего СССР предпринята попытка построить общество,
основанное на западных ценностях. С 1993 по 1996 год республика получала на
душу населения в виде кредитов больше долларов чем любая другая страна СНГ.
Только на поддержание национальной валюты - сома - Кыргызстана ежегодно
выделалось примерно по 100 миллионов долларов. В 1996 году МВФ предоставил
Кыргызстану режим наибольшего благоприятствования и увеличил размеры
помощи. Несмотря на это экономическое положение страны непрерывно
ухудшалось. Поступаемые в КР средства используются главным образом для
освоения ресурсов страны, создания инфраструктуры для вывоза сырья и
подпитку местной элиты.
Низкий платежеспособный спрос, ослабление производственных связей,
неконкурентноспособность отдельных видов выпускаемой продукции, отсутствие
материальных и финансовых ресурсов, рост кредиторской и дебиторской
задолженности - все это подорвало основы и без того весьма слабой экономики
страны. Темпы спада промышленного производства в 1992 г. составили 26,4 %,
в 1993 - 24,6, в 1994 - 27,9. (по другим данным до 50%), в 1995 -50% В 1997
г. деиндустриалилизация в КР завершилась.
В обществе произошло резкое имущественное расслоение. В стране
установился значительный разрыв между богатыми (3% населения) и бедными
(97%). Местные коммерсанты вывезли из страны все что можно - цветные
металлы, машины, станки, свинцово-цинковую руду, шерсть, кожу и т.д. В
отсутствие наличности бараны превратились в денежную единицу. Расчеты на
периферии, особенно в отдаленных населенных пунктах, нередко производятся с
помощью баранов. Внедрение западной модели, проведенное прямолинейно, без
учета местных традиций и особенностей, привело к обострению внутренних
противоречий и проблем. Наиболее опасной из них является регионализм.
Политическая и хозяйственная элита Киргизии с давних пор была разделена на
два региональных клана - северный и южный. В 70-80 годах между ними
установилось равновесие. Сферы влияния были разделены и сложившееся
положение устраивало обе стороны. Последовавший в 1992-1995 годах передел
собственности привел к нарушению равновесия. При А.Акаеве северный клан
стал быстро набирать силу. Он и раньше превосходил южный по численности и
потенциалу. Но в настоящее время это положение закрепилось еще больше.
Представители севера держат в своих руках основные рычаги власти и
собственность.
Противоречия между севером и югом уже стали причиной
внутриполитического кризиса в 1994 году. Сегодня приходится констатировать,
что А.Акаев и его окружение не контролируют в полном объеме обстановку на
юге страны. Город Ош сегодня является перевалочным центром наркоторговли.
Его называют региональной столицей наркобизнеса. Время от времени
появляются сообщения о действующих в труднодоступных, горных районах южной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|