2. Займы для беднейших стран, которые являются обычно не
кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить
проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может
привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых
рынках.
В этих случаях займы предоставляются Международной Ассоциацией
Развития - членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР
периодически предоставляют деньги для финансирования подобных кредитов (об
этом еще будет сказано подробнее в следующей главе).
Основными партнерами Банка являются правительства государств-членов.
Дело в том, что в соответствии с Уставом, Банка предоставляет займы только
правительствам государств-членов или под их гарантии. Кроме того, именно
правительства обладают большей частью информации, необходимой для
нормальной работы Банка и все проекты реализуются в соответствии с
национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией. Банк
поощряет правительства работать в тесном контакте с неправительственными
организациями (в настоящее время они сотрудничают в приблизительно половине
поддержанных банком проектов). Многие из Миссий Банка даже имеют в штате
специалистов по связи с неправительственными организациями, чтобы облегчить
это сотрудничество.
Одним из приоритетов Банка - содействие стимулированию частного
сектора. Причиной подобного внимания является то обстоятельство, что
частный сектор - основной источник экономического роста и высоких доходов.
Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному
сектору. Этим занимается другой член Группы Всемирного Банка -
Международная Финансовая Корпорация. Она создана специально для вложения
капитала в предприятия частного сектора. Так, в 1997 финансовом году, МФК
вложила больше чем $8 миллиардов. Подобная деятельность, в частности,
помогает правительствам приватизировать принадлежащие государству
предприятия и укрепляет финансы предприятий.
Предоставление займов - значительная составляющая деятельности
Всемирного Банка. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР
обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие
может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения
финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или
рекомендации по использованию дорогого строительного оборудования. Ежегодно
Банк финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению
специалистов. Помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает
людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития.
Критерии Банка, по котором оценивается успешность реализация его
проектов исключительно строги. Например, прежде, чем проект может
квалифицироваться как успешный, он должен обеспечивать не менее чем 10-ти
процентную экономическую отдачу. Этот тариф намного выше чем минимум,
который требуется в соответствии со многими двусторонними двустороннего
заимствования, по которым обычно экономическая отдача должна
соответствовать 5-6 процентам.
Экономическое развитие и риск - часто две стороны одной и той же
медали. Если бы проекты, необходимые для подъема жизненного уровня в
развивающихся странах были бы всегда свободны от проблем, потребность бы в
организациях типа Всемирного Банка была бы минимальной. В действительности,
наиболее необходимые проекты, часто обуславливаются высокими рисками.
Другой неизбежный источник неопределенности - система долгосрочных займов,
согласно которой Банк ссуды предоставляются на срок до 40 лет.
Оценка результатов выполнения проектов осуществляется в два этапа. На
первом, каждая операция по завершению оценивается персоналом, ответственным
за реализацию проекта. Далее , Департамент по оценке деятельности проводит
независимую оценку результатов завершенного проекта, его успешность и
уровень эффективности.
Существует только две оценки эффективности - удовлетворительная и
неудовлетворительная. Удовлетворительная эффективность означает, что проект
достиг большинства поставленных целей, без принципиальных замечаний.
Источники финансирования: МБРР, подписчиками капитала которого
являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным
образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за
счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.
Проектный цикл у МБРР состоит из шести этапов: определение объекта,
подготовительная работа, предварительная оценка стоимости, переговоры и
предоставление проекта руководству Банка, практическое осуществление и
контроль за ним, оценка результатов.
Инспекционная группа, состоящая из лиц, отбираемых на основе их знаний
и опыта в области развития, может при соответствующей просьбе рассматривать
жалобы о случаях несоблюдения Банком своих политики и процедур.
Институт экономического развития занимается организацией и провидением
учебных курсов и семинаров для служащих из развивающихся стран. Он
оказывает помощь учебным и исследовательским институтам управления,
подготавливает, издает и распространяет учебные материалы.
Банк осуществляет большую программу исследований для поддержки своей
оперативной деятельности и принятия надлежащих мер в ответ на острые
проблемы, с которыми сталкиваются его члены. С 1995 года МБРР является
членом консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Нидерландами,
США, АзБР, МФСР и Фондом развития капитала ООН для координации деятельности
стран-кредиторов по систематическому финансированию программ и для
обеспечения стран-кредиторов и стран-заемщиков необходимым инструментарием.
Фонд институционального развития представляет собой своего рода инструмент
быстрого реагирования для финансирования небольших, ориентированных на
динамичные действия планов, определяемых в ходе общеэкономической и
отраслевой работы Банка и его политического диалога, в странах с низким и
средним уровнем доходов населения. Глобальный фонд окружающей среды
является механизмом финансирования, с помощью которого развивающимся
странам предоставляются средства на проекты и деятельность по охране
окружающей среды.
Всемирный банк является одним из спонсоров Консультативной группы по
международным сельскохозяйственным исследованиям (КГМСИ), созданной в
целях использования современной науки в интересах развития устойчивого
сельского хозяйства в бедных странах.
Региональные миссии Банка функционируют в Африке, Азии, Европе и
Латинской Америке.
3. Международная Ассоциация развития
Международная ассоциация развития была создана в 1960 году как филиал
МБРР. В качестве специализированного учреждения она принадлежит к системе
Объединенных Наций. МАР во многих отношениях не отличается от МБРР. Обе
организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а
президент Банка является одновременно президентом МАР. Главное различие
между этими двумя организациями заключается в том, как они приобретают
финансовые средства для кредитования, и в условиях, на которых они
предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих
финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет
займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные
сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. В отличие от МБРР, МАР
предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Ее источниками
финансирования являются взносы стран-доноров.
3.1 Цели и структура МАР
Целями МАР является:
Содействие экономическому развитию.
Повышение производительности труда.
Повышение уровня жизни в развивающихся странах (членах МАР)
Членами МАР являются 159 государств[3]. Членство открыто для всех
стран - членов МБРР в сроки и на условиях, которые могут устанавливаться
МАР.
Структура МАР:
Совет управляющих.
Исполнительный директорат.
Президент.
Члены Совета управляющих, Исполнительного директората и президент в
силу занимаемой должности, а также должностные лица и штатные служащие МБРР
по совместительству выполняют аналогичные обязанности в Международной
ассоциации развития. Штат сотрудников МАР разделен на четыре сектора:
операции, финансирование, политика, планирование и исследования.
3.2 Деятельность МАР
Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных
стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на
душу населения и степени эффективности экономической политики. Только
страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее чем 1305
долл. США, могут пользоваться займами МАР. Большинство кредитов МАР
предоставляются странам с годовым доходом на душу населения в размере 800$
США или меньше. Погашение займов начинается по истечении 10-летнего
льготного периода; они предоставляются на 35 или 40 лет и без процентов.
Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической
экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.
Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его
территории.
В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран
южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами. Директора-исполнители
публикуют нормы и условия предоставления кредитов МАР.
Основная часть финансовых ресурсов МАР поступает из трех источников:
переводов из прибыли МБРР; капитала, подписчиками которого являются
госсударства8члены; взносов в основном более богатых членов МАР, включая
ряд стран со средним уровнем доходов (пополнение средств происходит, как
правило, каждые три года). 34 государства-члена согласились предоставить 18
млрд. $ США в ходе Десятого привлечения средств МАР (МАР-10), проходившего
в 1993-1996 годах, в целях наращивания усилий по борьбе с нищетой,
проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и обеспечения
экологически устойчивого развития.
4. Международная финансовая корпорация
МФК была создана в качестве филиала МБРР в 1956 году путем ратификации
устава МФК. Эта учреждение является самостоятельным юридическим лицом и
финансовой организацией, входящей в Группу Всемирного банка и принадлежащей
к системе Объединенных наций в качестве специализированного учреждения.
170 государств являются членами МФК[4]
Цель МФК - содействие экономическому росту стран-членов путем
поощрения предпринимательства в производственной сфере, дополняя таким
образом деятельность МБРР.
4.1 Структура МФК
1. Совет управляющих.
2. Директорат.
3. Президент, исполнительный вице-президент.
4. Банковская консультативная комиссия.
5. Деловой консультативный комитет.
Высшим органом МФК является Совет управляющих. Каждый управляющий и
заместитель управляющего МБРР, назначаемые членом Банка, являющимся
одновременно членом МФК, являются в силу занимаемой должности управляющим и
заместителем управляющего в составе ее совета управляющих. За исключением
отдельных полномочий, сохраняемых согласно уставу МФК только за членами
Совета, управляющие делегировали свои полномочия Директорату. Ежегодное
собрание МФК проводится одновременно с ежегодным собранием МБРР.
Директорат, состоящий из 24 директоров, которыми по должности являются
все директора-исполнители Банка (и их заместители), назначаемые и
избираемые членом или группой членов Корпорации, отвечает за проведение
текущей деятельности МФК.
Президентом Корпорации является президент Всемирного Банка.
Исполнительный вице-президент отвечает за общее управление и текущие
операции. В процессе планирования и принятия решений он опирается на группу
менеджеров, включающую семь вице-президентов. Три вице-президента по
операциям осуществляют надзор за работой региональных и отраслевых
департаментов. Кроме того, каждый вице-президент курирует отдельную сферу
Страницы: 1, 2, 3
|