реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международные валютно-финансовые отношения

реферат

постепенно некоторые из этих стран переходят во вторую группу.

Поскольку основным критерием при распределении ОПР является уровень

экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в

расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них

приходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей

суммы ОПР. Однако, например, Израиль получает более 1/20 льготных

кредитов и субсидий. хотя его население составляет лишь 0.1% населения

развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии

распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от

экономических, но и политических факторов.

Таким образом, двухсторонняя ОПР - специфический финансово-кредитный

механизм перераспределения ресурсов в мировом масштабе. сложившийся в

послевоенный период и цементирующий отношения между центром и периферией

мирового хозяйства. Это финансирование не связано с состоянием мирового

рынка ссудных капиталов, поскольку средства поступают из государственных

бюджетов. При выделении их правительства и парламенты руководствуются

преимущественно не коммерческими, а социально-экономическими, политическими

и военно-стратегическими соображениями. Однако они реализуется в рамках

общей стратегии Запада, которая разрабатывается Комитетом содействия

развитию при ОЭСР. Принципы распределения ОПР являются объектом

противоречий между странами-донорами и получателями (реципиентами).

ОПР оказывает не однозначное. но в целом позитивное воздействие на

социально-экономические процессы в развивающихся странах. способствуя

преодолению экономической отсталости и смягчению острых кризисных ситуаций.

5(4 ОФИЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НА МНОГОСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ.

На долю ОФР на многосторонней основе в начале 90-х годов приходилось

около 1/4 ссудного капитала и субсидий. поступивших в развивающиеся

страны. Они были получены от группы МБРР, региональных банков развития,

МВФ из различных многосторонних фондов (в рамках ООН, ЕС и т.д.). Важную

роль в ОФР на многосторонней основе играет группа МБРР, которая с 60-х

годов кредитует только развивающиеся страны, выступая как посредник между

ними и мировым рынком ссудных капиталов, МБРР. Пользуясь высокой

репутацией, размещает свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке.

выплачивая примерно по 7% годовых, и взимает по своим кредитам 5%,

т.е. меньше. чем частные международные банки. Но для беднейших

развивающихся стран такие кредиты дороги, и они не осуществляют

заимствование в МБРР. Основная задача МБРР - кредитование конкретных

объектов (обычно инфраструктуры). которые тщательно отбираются и

проходят серьезную экспертизу. При этом МБРР берет на себя только расходы

в конвертируемых валютах, а затраты в местной валюте несет кредитуемая

страна. С 1980 г. МБРР стал предоставлять кредиты на структурную

адаптацию под программы экономических реформ, направленные на

стимулирование частного предпринимательства, рыночных отношений,

адаптации к мировому хозяйству. Эти перемены во многих развивающихся

странах протекают болезненно и не всегда успешно.

Стратегия Международной ассоциации развития - МАР (с 1960 г.,

филиала МБРР) определяется тем же принципами, что и МБРР, с поправкой на

то, что она кредитует только страны с низкими доходами (менее 650 долл.

на душу населения) на льготных условиях. Деятельность МАР позволила МБРР

расширить круг связанных с ним стран и осуществлять контроль за льготным с

ним стран и осуществлять контроль за льготным многосторонним

кредитованием.

Международная финансовая корпорация - МФК (1956 г.) содействует

притоку частных инвестиций преимущественно в наименее развитые страны, в

иных случаях МАР предоставляют кредиты только на межправительственной

основе или под гарантию правительства. МФК осуществляет инвестиции в

частный сектор. Роль МФК значительно усилилась с середины 80-х годов в

связи с расширением приватизации в развивающихся странах и подключением к

этому процессу МБРР.

Функция третьего филиала МБРР - Многостороннего инвестиционно-

гарантийного агентства (МИГА) заключается в предоставлении инвесторам

гарантий против некоммерческого риска. МИГА оказывает содействие

правительствам развивающихся стран в реализации инвестиционной политики.

выступает в качестве инициатора диалога по вопросам зарубежных инвестиций.

Развивающиеся страны получают кредиты также в региональных банках

развития - Межамериканском банке развития, Африканском банке развития и

Азиатском банке развития. Эти банки уделяют особое внимание региональному

сотрудничеству, осуществляя первоочередное кредитование региональных

объектов; они разрабатывают стратегию развития с учетом региональной

специфики и дают развивающимся странам соответствующие рекомендации.

МВФ выдает кредиты (сроком до 3 - 5 лет) на покрытие дефицитов

платежных балансов. Первоначально Фонд кредитовал преимущественно западные

страны. В средине 70-х годов промышленно развитые и развивающиеся

государства получали от него примерно размерно равные суммы, а с 80-х

годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних. Этот

поворот в значительной степени обусловлен тем. что получение кредитов

Фонда в основном связано с принятием определенных обязательств в области

макроэкономической политики. Поэтому западные страны предпочитают

заимствовать ресурсы на покрытие дефицита платежного баланса на мировом

рынке ссудных капиталов. Ни одна другая международная организация не

подверглась столь резкой критике со стороны развивающихся стран. как

МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические

процессы в этих регионах. особенно в условиях долгового кризиса. Однако

без активного вмешательства Фонда в долговой кризис последствия его для

развивающихся стран и мировой кредитной системы были бы гораздо более

серьезными.

5(5 ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ СТРАН, НЕ ВХОДЯЩИХ В ОЭСР.

В их числе преимущественно две группы стран - государства бывшего

социалистического содружества и страны ОПЕК - предоставляли ОПР.

Максимальных размеров эта помощь достигла в середине 80-х годов.

Составив около 1/5 общей суммы. Причем эти обе группы стран предоставляли

примерно одинаковую ОПР. В последующие годы в связи с экономическими и

политическими преобразованиями в бывших социалистических странах и

падением цен на нефть эти потоки ресурсов в развивающиеся страны

значительно уменьшились. На долю СССР приходилось от 3/4 до 2/5 ОПР

социалистических стран. СССР стал выступать а качестве донора и кредитора

развивающихся стран с середины 60-х годов, подорвав монополию Запада в

этой области. Причем Советский Союз оказывал содействие в развитии

базовых отраслей промышленности. Однако, поскольку при предоставлении ОПР

политические соображения часто брали верх над экономическими.

эффективность ряда объектов была низка. Кредиты и особенно ОПР Советского

Союза концентрировались на сравнительно ограниченном круге развивающихся

стран, которые провозгласили социалистический путь развития (Монголия,

Куба, Вьетнам).

Значительная часть ресурсов в эти страны поступала из СССР также

через механизм заниженных импортных (или завышенных экспортных) цен. Россия

является правопреемницей СССР в сфере международных кредитно-финансовых

отношений с развивающимися странами. Эти отношения. Освободившись от

идеологических и политических наслоений. приобрели деловой характер.

Однако вынужденная утрата позиций России в сфере кредитно-финансовых

отношений с развивающимися странами имеет для нее негативные

последствия. Она ведет к ослаблению экономических позиций в этих регионах.

Особенно это касается рынков. где реализовалась значительная доля

экспортируемых машин и оборудования.

Нефтедобывающие страны, главным образом арабские, значительно

увеличили кредиты и субсидии другим развивающимся странам в середине 70-х

годов. Это было обусловлено резким повышением цен на нефть и появлением

нефть и появлением нефтедолларов. Большая часть нефтедолларов была

направлена на мировой рынок ссудных капиталов, но одновременно возросли

масштабы арабской ОПР. Эта помощь сконцентрирована в основном на соседних

арабских государствах. Предоставление ее зачастую определяется не

столько экономическими. сколько военно-политическими факторами. ОПР

арабских стран. обладающих избыточным капиталом. достигла в

середине 80-х годов 1.8% их ВНП, т.е в пять раз выше, чем у промышленно

развитых стран. Эти средства выделяются в несвязанной формы располагают

денежными средствами и не имеют товаров. которые они хотели бы продавать

на внешних рынках. Преобладающая часть средств выделяется на двухсторонней

основе. Вместе с тем функционирует большое число фондов. банков. через

которые ресурсы перераспределяются на многосторонней основе (Арабо-

Африканский международный банк. Арабский фонд экономического и

социального развития. Исламский банк развития и т.д.).

Кредиторами других развивающихся стран являются также Республика

Корея, Ирак, Индия, Китай и некоторые другие государства. Однако

выделяемые ими ресурсы невелики. составляя примерно 1% общей суммы ОПР.

5(6 Мировой рынок ссудных капиталов и развивающиеся страны.

Развивающиеся страны участвуют в операциях мирового рынка ссудных

капиталов. заимствуя экспортные кредиты. банковские ссуды. кроме

того. они размещают свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке. До

70-х годов основным каналом. связывавшим эти государства с мировым

рынком ссудных капиталов. были экспортные кредиты. Экспортные кредиты.

предоставляемые экспортером импортеру. выделяются в особый вид

кредитования. который не относится ни к официальному. ни к частному.

Эти “смешанные” кредиты формируются за счет частных и государственных

средств. Поскольку экспортные кредиты. как правило. связаны с

поставками машин и оборудования и имеют среднесрочный характер. то они не

могут быть предоставлены экспортером. Поэтому источником экспортного

кредита служат кредиты банков или государственных фондов либо параллельно

те и другие. Участие банков в экспортных кредитах определяет зависимость их

условий от тенденций на мировом рынке ссудных капиталов. Но участие

государства в экспортных кредитах позволяет смягчать их условия.

используя эти кредиты в качестве средства завоевания рынков сбыта.

Чтобы избежать кредитной войны. ведущие страны-кредиторы заключили

джентльменское соглашение (консенсус) о допустимых пределах льготного

кредитования. В соответствии с тенденциями на мировом рынке ссудных

капиталов каждые полгода устанавливаются нижний предел процентной

ставки. максимальный срок кредита и максимальный льготный период. Страны-

получатели разделены на три группы-с низкими. средними и высокими

доходами. Наиболее льготные условия предоставляются странам с низкими

доходами. самые жесткие- странам с высокими доходами Однако уклонение от

согласованных правил не является редкостью. Но стабилизирующая роль

данного джентльменского соглашения несомненна.

Объем экспортных кредитов непосредственно связан с инвестиционной

активностью стран-заемщиц.

Глава 6(ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК

6(01 «Что такое валютный рынок?»

В сделках внутри страны люди используют национальную валюту, но для

проведения операций за границей им нужна иностранная валюта. Например, если

украинская фирма заключает контракт с американской на поставку

оборудования, то ей нужна американская валюта для оплаты сделки. Для этих

целей существуют специальные рынки, на которых может быть куплена или

продана иностранная валюта и которые называются валютными рынками.

Для своих участников они предоставляют клиринговые услуги, возможность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.