готовности поддерживать мир в Европе. Более того, членство в Объединении
предлагало прекрасную возможность реализации политики взаимной экспансии.
Доступ к большой торговой зоне Европы также открыл новые возможности для
сельского хозяйства Франции. Бельгия, также как и Германия, в большой
степени зависела от внешней торговли и состояния экспортных рынков,
поэтому идея общего рыночного пространства была очень привлекательной с
экономической точки зрения. Ее интерес к тесным экономическим узам с
другими странами Европы был вызван еще и тем, что в 1950-х годах экономика
Бельгии почти целиком была сконцентрирована на угле и стали. Единое
рыночное пространство в Европе потенциально имело большую важность, частью
потому, что открывало большие возможности для угольной и стальной
промышленности, но в большей степени потому, что открывало перспективы для
создания и развития новых отраслей промышленности. Италия к тому времени
начала активно развивать свою промышленность, и Европейский внутренний
рынок воспринимался ею как уникальная возможность роста. Она также
рассчитывала на определенную финансовую помощь от организаций Объединения
для того, чтобы развивать большее количество направлений и снизить высокий
уровень безработицы в этих сферах. Нидерланды вошли в Объединение по
подобным причинам. Вовлечение в процесс интеграции должно было дать толчок
к развитию промышленности и — в качестве крупнейшего в Европе перевозчика
грузов морем с разветвленной портовой структурой — открыть для себя новые
перспективы. И, наконец, немцы, столкнулись с проблемой защиты и
расширения их сельскохозяйственных рынков. Политика Европейских
правительств нашла широкую поддержку, не достаточную, однако, если
учитывать экономические преимущества, которые предлагались, сохранение мира
и безопасности в Европе, а также упрощение процедуры въезда-выезда из
соседних стран. На протяжении всей истории Люксембург, по причине его
географического положения, всегда оказывался в очаге конфликтов между
большими соседними странами. Европейская интеграция позволила защитить как
политические, так и экономические и социальные интересы страны.
Но еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство
Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран
по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции.
Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной
торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны
национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут
упразднены, но предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим
странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-
участницами ECSC, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать
схему ЕЕС. Дальнейшие усилия Великобритании по создании свободной торговой
зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения,
окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Консенсусом явилось создание
Европейской Зоны Свободной Торговли в 1959, в которую вошли Великобритания,
Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Португалия, Исландия и Швейцария, и
Финляндия как ассоциированный член.
Правительство Великобритании, вскоре, замечая заметные успехи ЕЕС,
начало проводить активную политику участия в процессах Европейской
интеграции, так как при существующей политике у нее не было достаточно
возможностей, чтобы влиять на общие процессы в Сообществе и проводить свои
решения. EFTA в свою очередь, была не совсем удобным средним, с помощью
которого можно было осуществлять деятельность, но только пока это касалось
экономических аспектов — в отличие от Сообщества, чьи цели были в
определенной степени политическими. Существовало даже мнение, что
Великобритания изолирует себя политически, оставаясь в стороне от
Сообщества. И, наконец, принимая во внимание изменяющуюся реальность
мировой торговли, как и большинство остальных торговых стран,
Великобритания довольно сильно начала ощущать проблемы с защитой уже
освоенных экспортных рынков, и с освоением новых. Быстро расширяющийся
рынок Сообщества дал хорошую возможность оздоровления национальной
экономики в целом, заставив компании мобилизовать имеющиеся средства для
выживания в условиях конкуренции на рынке Сообщества. Поэтому в августе
1961 года Великобритания официально заявила о своем желании вступить в
Сообщество. Остальные страны EFTA — Дания и Норвегия, и Ирландия —
последовали ее примеру. Скандинавские страны членство в Сообществе
привлекало потому, что они могли больше выиграть, вступив в него, чем
потерять. Одним из сильнейших факторов, который повлиял на вступление Дании
в Сообщество, была перспектива свободного доступа на единый рынок. Пищевая
промышленность Дании была в состоянии накормить 15 миллионов людей — в три
раза больше, чем население страны. Поэтому нет ничего удивительного, что
возникла заинтересованность в свободном экспорте своей продукции по
гарантированным ценам. На этот фактор в большой степени повлияла
Великобритания своим заявлением о вступлении в Сообщество, так как она
являлась для Дании крупнейшим рынком экспорта. Другим важным фактором
явились перспективы открытия датских промышленных товаров. Одного года
членства в EFTA для Дании было достаточно, чтобы понять, как можно
использовать те или иные возможности в промышленных целях. Все эти факторы
оказались весомее сомнений и страхов по поводу издержек интеграции и потери
национального контроля над большинством аспектов экономической политики. У
Ирландия традиционно сложились тесные культурные, религиозные и военные
взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны к
процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Ирландцы также
увидели в этом возможности для экспорта своей сельскохозяйственной
продукции, так как со времени обретения независимости в 1922 году торговля
сельскохозяйственной продукцией Ирландии в большой степени зависела от
рынка Великобритании. Но сам этот рынок не был достаточно большим для
раскрытия всех возможностей сельского хозяйства Ирландии. О том, какое
значение для Ирландии имеет фермерство, говорит тот факт, что в нем занят
каждый пятый рабочий и на него приходится одна треть всего экспорта страны,
а также то, что на пищевую промышленность приходится четверть всех
промышленных работ. Процесс индустриализации, начатый в середине 1930-х
г.г., повлек за собой сильный рост промышленности, но также потребовал
освоения новых рынков. Полученная таким образом конкурентоспособность
позволила надеяться на увеличения уровня благосостояния и улучшение условий
торговли путем вступления в единое рыночное пространство. Другим важным
фактором, оказавшим влияние на желание Ирландии вступить в Сообщество стало
создание Социального и Регионального фондов, которые могли предложить
вполне конкретные экономические выгоды.
Несмотря на все это, процесс объединения был заблокирован в 1963
году, когда Генерал Де Голль прервал переговоры, не доверяя намерениям
Великобритании. Второе заявление Великобритании о вступлении — опять с
Ирландией, Данией и Норвегией — опять потерпело неудачу по похожим
причинам. И только когда в 1969 году Де Голль ушел в отставку, на Саммите в
Гааге годом позже в этом вопросе наметился прорыв. И в завершение
затянувшихся переговоров 22 января 1972 года были подписаны Соглашения по
объединению. И 1 января 1973 года, после успешного проведения референдумов
в Ирландии и Дании и ратификации соглашений национальными парламентами,
Великобритания, Дания и Ирландия вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне
Сообществ после того, как на национальном референдуме “против” вхождения в
Сообщества проголосовало 53,49 %.
Во время переговоров, безусловно возникал вопрос об остальных странах-
членах EFTA (Швеция, Швейцария, Австрия, Португалия, Финляндия и Исландия).
Некоторые из них не хотели входить в Сообщество по причине своего
нейтрального статуса, некоторые не могли быть приняты из-за правящих
антидемократических режимов. Решением проблемы для них стало подписание
Соглашений с Сообществом о свободной торговле, что и было сделано в 1972
году. Норвегия также была включена в эту зону свободной торговли, следуя
решению референдума о неприсоединении.
Греция после возвращения демократического правительства, заявила о
своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977
году Португалия и Испания. Греция видела в этом для себя путь стабилизации
вновь установившейся демократии, а также увеличения своего влияния на
международной арене. С экономической точки зрения членство в Сообществе
могло помочь модернизировать сельское хозяйство и промышленность,
следовательно, поставить национальную экономику на ноги. Широко
распространенные возражения о том, что это может затронуть национальный
суверенитет и вызвать иностранную интервенцию отступили перед интересами
экономики и 1 января 1981 года Греция стала 10-м членом Сообщества.
Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но
все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года
соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными
парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества.
Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций,
несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В
экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было
получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития
уже конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также
помогут развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания
надеялась, что результатом участия в региональных программах Сообщества
будет выравнивание уровня жизни во всех регионах. В промышленном секторе
предполагалось, что процесс структурной ломки, хотя и будет болезненным,
будет несомненно полезным, и при поддержке новых партнеров пройдет
значительно легче. Для Португалии членство в Сообществе после потери всех
колоний означало возвращение на обычные для Европы пути. Сообщество
предлагало с одной стороны уход от изоляции в Европе, с другой стороны —
наилучшую возможность для поднятия экономики. Членство в Сообществе вызвало
всплеск инвестиционной активности у крупных компаний, которые в последнее
время затормозили инвестиции, особенно после революции, и этот фактор во
многом повлиял на развитие экономики. Португальцы рассчитывали на
Сообщество как в плане помощи и поддержки (в т.ч. финансовой) в
реструктуризации экономики, в частности в сельском хозяйстве.
Объединение Германии означало, что с 3 октября 1990 года бывшая ГДР
становится неотъемлемой частью Европейского Сообщества. Это было принято 28
апреля 1990 года в Дублине, где Главы государств и правительств решили,
что присоединение ГДР не требует полной процедуры вступления, а только
некоторых поправок в ранее принятых Соглашениях.
Привлеченные в Сообщество выгодами единого рынка и подталкиваемые к
политическому объединению в Европейский Союз, многие европейские страны
почувствовали, что процесс интеграции пришел в движение, и поэтому гораздо
выгоднее принимать активное участие в построении нового порядка в
качестве равноправного партнера, чем на более поздних стадиях
присоединяться к этому процессу. После введения в действие Маастрихтского
Соглашения, новые страны-участницы в любом предпочтут Европейский Союз
Европейскому Сообществу.
Подобное предположение подтвердилось, когда Австрия, Финляндия, Швеция
и Норвегия начали переговоры по присоединению, которые успешно завершились
в 1994 году. Летом и осенью того же года в этих были проведены референдумы,
которые в Австрии, Финляндии и Швеции завершились в пользу присоединения, в
то время как в Норвегии опять проголосовали против членства, как и в 1972
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|