мире, и за прошедшие годы основная часть этих НИОКР происходила в Швеции.
В течение многих лет шведские промышленные предприятия входили в число
наиболее активных международных инвесторов в мире, что выражается в
показателях на душу населения или в отношении к ВВП. Число трудящихся,
занятых на предприятиях шведских компаний за границей, также резко
возросло. В настоящее время считается, что 60% занятых в шведских
многонациональных компаниях работают за пределами Швеции.
В течение многих лет объем шведских инвестиций за границей значительно
превышал объем иностранных инвестиций в Швеции. Этот разрыв был особенно
очевидным в конце 1980-х годов, когда высокие издержки и нехватка рабочей
силы затрудняли расширение производства для шведских компаний в самой
Швеции. Однако в 1990-х годах это положение изменилось, особенно в
результате резкого роста иностранных инвестиций в Швеции. В течение 1991-
1995 гг. объем прямых инвестиций, направленных в Швецию, превысил объем
шведских инвестиций за границей.
За период с середины 1989 г. до конца 1993 г. число занятых в
обрабатывающей промышленности Швеции сократилось на 260 тыс. человек. Это
означает, что за это время каждый четвертый занятый в промышленности
потерял свою работу. Следует подчеркнуть, что это сокращение не было
компенсировано соответствующим расширением объема производства шведских
компаний в других странах.
Зато резкое сокращение численности занятых в промышленности следует
рассматривать в контексте сокращения размеров компаний и резкого сокращения
объема капиталовложений. С 1990 по 1992 г. Объем производства в
обрабатывающей промышленности Швеции сократился на 10%, но затем резко
увеличился. В 1996 г. объем промышленного производства на 17% превышал
уровень 1990 г.
Очень сильное повышение производительности труда, сокращение взносов
предпринимателей с фонда заработной платы и фактическая девальвация
шведской кроны в ноябре 1992 г. резко улучшили положение с издержками в
Швеции. Рост экспорта привел к заметному повышению доходов в промышленности
Швеции. В своих отчетах компании также сообщали о высоких по международным
стандартам прибылях. Быстрый рост объема производства в обрабатывающей
промышленности стал приводить к появлению "узких мест". С 1993 по 1996 г.
промышленные инвестиции увеличились более чем в два раза.
|Изменение объема спроса и производства в 1980-1996 гг. (в %) |
|Годы |1980-199|1990-199|1994 |1995 |1996 |
| |0 |3 | | | |
|ВВП |2,0 |-1,6 |3,3 |3,6 |1,1 |
|Импорт |3,6 |-2,1 |13,2 |10,3 |3,5 |
|Личное потребление |1,5 |-1,2 |1,8 |0,8 |1,5 |
|Государственное |1,6 |1,0 |0,7 |1,0 |1,7 |
|потребление --- | | | | | |
|Совокупные |2,8 |-14,2 |12,0 |13,6 |-1,8 |
|капиталовложения | | | | | |
|Экспорт |4,1 |2,5 |14,0 |12,6 |5,6 |
Развитие транспорта
В экономической жизни страны всегда играло важную роль море.
Судоходство морским путем идет 9:10 внешней торговли. Перевозки грузов
Шведскими судами между иностранными портами служат также важным источником
валютных поступлений. Торговый флот контролируется монополистическими
группами. Более половины прибываемых в Швецию грузов составляют нефть и
нефтепродукты, а среди отправляемых преобладают железная руда и
лесопромышленные товары. Крупнейший порт Швеции и всей Скандинавии
Гетеборг, через который проходят до 1:3 всего морского грузооборота страны.
Морские паромы связывают железные дороги Швеции с железнодорожной сетью
Дании, ФРГ. Главные порты (грузооборот в1975 году): Гетеборг (20,2 млн.
тонн), Стокгольм (5,5 тонн).
Главный международный аэропорт - Арланда близь Стокгольма.
Во внутреннем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки,
которые, однако, испытывают быстрорастущую конкуренцию со стороны
автомобильного транспорта. Длина
железнодорожной сети сократилась с 16 тыс. км. в начале 1950 года до 12,1
тыс. км. (в 1976 году), из которых 7,5 тыс. км. (62 %) электрофицированны.
Электро тягой обслуживается более 9:10 грузооборота железных дорог. В
начале 1978 года в стране насчитывалось более 2,8 млн. легковых и около 200
тысяч грузовых машин и автобусов. Машины шведского производства составляют
2:5 автомобильного парка страны. Южная и Северная Швеции имеют густую сеть
хорошо оборудованных автомобильных дорог. С юга на север на полторы тысяч
километров от Хельсинборга через Стокгольм и далее побережье Ботнического
залива протянулась более оживленная магистраль. Другая магистраль идет
вдоль западного побережья Швеции до Мальше через Гетеборг к Шведско-
Норвежской границы
Рынок труда
В течение многих лет Швеция имела одну из самых высоких в мире долей
рабочей силы в общей численности трудоспособного населения. В то время,
когда в других странах безработица продолжала расти после нефтяных кризисов
1970-х годов, Швеция оставалась редким исключением. Доля населения в
возрасте от 16 до 64 лет, имеющего оплачиваемую работу, резко увеличилась
примерно с 70% в начале 1950-х годов до 82,6% в 1990 г. Непрерывное
расширение государственного сектора является одной из важнейших причин этой
тенденции. После 1950 г. весь прирост занятости происходил за счет
государственного сектора.
С 1990-х годов ситуация на рынке труда резко изменилась. Швеция утеряла
свое лидерство. С 1990 по 1994 г. численность рабочей силы сократилась
более чем на полмиллиона человек. В итоге доля рабочей силы в общей
численности трудоспособного населения снизилась до 77,6%. Удельный вес
трудоспособного населения, имеющего оплачиваемую работу, упал до 71,5%.
Сокращение занятости, приносящей доход, привело к резкому повышению доли
безработных. В 1994 г. официальная безработица составила 8,0% по сравнению
с 1,7% в 1990 г. Однако увеличение официальной безработицы было намного
меньшим по сравнению с сокращением занятости, поскольку многие люди,
потерявшие свою работу, стали участвовать в программах на рынке труда,
стали студентами или начали получать пенсии по инвалидности.
Положение на рынке труда Швеции не претерпело значительных изменений в 1995
и 1996 гг. Несмотря на экономический рост, составивший в среднем 2,5% в
год, занятость не возросла. Поэтому занятость и доля рабочей силы в общей
численности трудоспособного населения находятся на тех же самых низких
уровнях (смотри таблицу). В 1996 г. официальная безработица составила 8,1%
рабочей силы. Если включить занятых в программах на рынке труда, то
показатель безработицы составил 12,6%.
|Занятость и предложение рабочей силы в % от численности населения|
|в возрасте от 16 до 64 лет |
| |1990 г.|1996 |
| | |г. |
|Занятые |82,6 |71,6 |
|Безработные |1,4 |6,3 |
|Участники программ на рынке труда (не входят в |0,7 |2,8 |
|рабочую силу) | | |
|Другие категории |15,3 |19,3 |
|Итого |100,0 |100,0|
Внешнеэкономические связи
По размеру внешнеторгового оборота Швеция занимает 10-е место среди
развитых капиталистических стран. Стоимость (в 1976) экспорта - 80,2 млрд.
крон, импорта 83,3. В экспорте преобладают (1976) продукция, машиностроения
и металлообработки ((49 %) по стоимости), целлюлозно-бумажной и
деревообрабатывающей промышленности (20 %), металлургии (8 %). Главные
статьи импорта: машины и оборудования (36 %), топливо (18 %), химическая
промышленность (8 %), металлы (7 %). Географическое направления внешней
торговли свидетельствуют о сильной экономической и торгово-политической
привязанности Швеции к Западной Европе, на долю, которой приходиться 3/4
Шведского экспорта и импорта. Важнейшие торговые партнеры (доля экспорта и
импорта в %, 1976): ФРГ (10 и 19), Великобритания (11и 10), Норвегия (11 и
6), Дания (10 и 6), Финляндия (6,6), США (5 и 7). Расширяется производство
коопераций между Шведскими и советскими предприятиями в промышленности,
энергетике и транспорте.
Подобно другим относительно малым промышленно развитым странам Швеция очень
зависит от внешней торговли для сохранения своей высокой производительности
труда и уровня жизни. В 1996 г. объем экспорта составлял 40% валового
внутреннего продукта (ВВП). Свыше 80% всего экспорта составляют
промышленные товары. Наиболее важные экспортные рынки находятся в Западной
Европе. Более половины шведского экспорта направляется в Европейский Союз
(ЕС). Важное значение имеют также соседние северные страны Финляндия и
Норвегия. Хотя в этих странах, а также Дании население в сумме составляет
лишь 14 -15 млн. человек, на них приходится почти одна пятая часть экспорта
Швеции. Важным изменением в политике стала подача Швецией заявки на
вступление в ЕС 1 июля 1991 г. Швеция вступила в Европейский Союз в
качестве полноправного члена с 1 января 1995 г.
До середины 1970-х годов экономика Швеции развивалась исключительно
высокими темпами, и по ним ее опережала лишь Япония. Можно считать, что эти
высокие темпы роста были в значительной мере достигнуты благодаря развитию
шведских промышленных предприятий. Уже на раннем этапе шведские компании
поняли важность присутствия на внешних рынках. Присутствие на местном рынке
позволяло легче увеличивать долю рынка, в то время как издержки и риски
могли быть распределены на больший объем продаж.
В настоящее время экономика Швеции сильно зависит от деятельности
ограниченного числа очень крупных международных компаний. Согласно оценке
ООН в 1992 г. в мире имелось примерно 35 тыс. многонациональных корпораций.
Среди них примерно 2700 имеют свои штаб-квартиры в Швеции.
Более половины всех промышленных товаров, идущих на экспорт, составляет
продукция машиностроения. Основными экспортируемыми продуктами являются
машинное оборудование, телекоммуникационные системы, электротовары и
автомобили. Другие важные составляющие экспорта - бумажная масса, бумажная
продукция, бумага, лесоматериалы, а также продукция химической
промышленности (включая фармацевтические товары). Если промышленность,
основанная на сырьевых материалах (например лесная промышленность и добыча
руды) экспортирует свою продукцию только на европейском рынке, то продукция
машиностроения возглавляет список товаров, экспортируемых за пределами
Европы.
В то время, как что шведские компании вели активную деятельность на
иностранных рынках, прямые инвестиции в шведскую промышленность были
невелики. Однако с 1990 года они резко возросли. В течение 1991-1995 годов
иностранные вложения в шведскую экономику впервые превзошли шведские
инвестиции за границей. В 1995 году общее число занятых в Швеции в
компаниях, принадлежащих иностранному капиталу, составило 246 тыс. человек.
В 1993, 1990 и 1980 эта цифра равнялась соответственно 210 тыс, 206 тыс. и
115 тыс. человек. Несколько произошедших в 1990 году слияний шведского и
иностранного капитала, а также крупных приобретений в обрабатывающей
промышленности отразились на доле иностранного капитала в шведской
промышленности.
Рост экспорта привел к заметному повышению доходов в промышленности Швеции.
В своих отчетах компании также сообщали о высоких по международным
стандартам прибылях. С 1993 по 1996 г. промышленные инвестиции увеличились
более чем в два раза.
РОССИЙСКО-ШВЕДСКИЕ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
С 1992 по 1997 гг., по данным Центрального статистического бюро Швеции
(SCB), объем российско-шведской торговли (в стоимостном выражении) вырос
более чем в три раза - с 4,3 млрд. крон (около 540 млн.долл.) до 13,9 млрд.
крон (около 1,7 млрд.долл.). Особенно заметным был рост шведского экспорта
в Россию, достигший в 1997 г. отметки в 7 млрд. крон (около 875 млн.долл.).
Однако финансовый кризис в России в августе 1998 г. и последовавшие вслед
за ним девальвация рубля, а также значительное снижение покупательной
способности населения ослабили позиции шведских экспортеров на российском
рынке. С августа по декабрь 1998 г. шведский экспорт в Россию, по сравнению
с тем же периодом 1997 г., уменьшился на 48%. За весь 1998 г. Швеция
экспортировала в Россию товаров на сумму в 6,1 млрд крон (около 760
млн.долл.), что составляет всего 0,9% от общей стоимости шведского
экспорта. Российский экспорт в Швецию составил 5,3 млрд. крон (около 660
млн.долл.), 1% от общей стоимости шведского импорта.
Тенденция к уменьшению шведского экспорта в Россию была зафиксирована и в
1999 г. В январе-августе 1999 г., по сравнению с тем же периодом 1998 г.,
экспорт Швеции в Россию уменьшился на 45%. Вместе с тем, необходимо
отметить, что по наблюдениям шведских бизнесменов, работающих в России, в
последние месяцы происходит постепенное восстановление торговой активности.
Одновременно растет российский экспорт в Швецию. В январе-августе 1999 г.
рост составил 25%, по сравнению с тем же периодом 1998 г. Это означает, что
Россия, спустя несколько лет, восстановила традиционный для себя активный
баланс в торговле со Швецией.
Шведские компании строят долгосрочные отношения с российскими партнерами и
клиентами. Они убеждены в том, что значение России для шведской
промышленности возрастет уже в ближайшем будущем. Поэтому, несмотря на
снижение объемов продаж, практически никто из них не собирается уходить с
российского рынка. Более того, количество шведских компаний, имеющих
собственные представительства в городах России, постоянно растет. Сегодня
только в Москве и Санкт-Петербурге представлены около 200 шведских
компаний.
Шведские инвестиции в Россию носят устойчивый характер. В 1996-98 гг.
Швеция неизменно входила в первую десятку зарубежных государств-инвесторов.
При этом, по данным Росстатагентства, по объему прямых инвестиций в Россию
в 1998 году Швеция занимала седьмое место.
Среди шведских компаний, инвестирующих в российскую экономику, можно
выделить следующие:
- АББ, является владельцем/совладельцем 30 компаний в России.
- ДГА, владеет двумя заводами в России по производству промышленных газов.
- Альфа Лаваль, открыла две фермы и наладила производство теплообменников в
подмосковном Королеве.
- Асси Домэн, открыла завод по производству картона под Санкт-Петербургом.
- Аутолив, организовала производство автомобильных ремней безопасности в
подмосковной Дубне.
- Вольво, наладила сборочное производство автобусов Вольво в Омске.
- ИКЕА, крупнейший в мире производитель и продавец мебели, ведет
строительство гипермаркета (28 000 кв. метров) в подмосковных Химках.
Открытие должно состояться в марте 2000 года. Планируется также организация
собственного производства мебели/комплектующих в России.
- ПЛМ, построила в 1998 г. завод в Наро-Фоминске (Московская обл.) по
производству алюминиевых банок для прохладительных напитков.
- Сандвик, приобрела контрольный пакет акций Московского комбината твердых
сплавов.
- Скания, открыла под Москвой крупнейший и самый современный в России
сервисный центр для грузовых автомобилей.
- Сканска, участвует в нескольких крупных строительных проектах в Москве,
Санкт-Петербурге и других городах России.
- Телиа, приобрела около 15% акций одной из крупнейших в России холдинговых
компаний в области телекоммуникаций - Телекоминвест (Санкт-Петербург).
- Тетра Пак, ведущий производитель упаковочной техники, один из первых
шведских инвесторов в России.
- Фристадс, осуществляет управление двумя фабриками по производству
текстильной продукции под Санкт-Петербургом.
- "Шведская целлюлоза" (SCA), является владельцем Светогорской фабрики
(Ленинградская обл.) по производству гигиенической бумаги.
Список литературы:
«Шведская модель экономики», М. Э. Караманов
«Швеция вчера и сегодня», Е. В. Милюкова, А. Н. Залыгин
- «Большая Советская Энциклопедия» 1990 г.
- «Географический энциклопедический словарь» (Москва 1984 г.)
- Краткий географический справочник «Страны и народы»., 1992
- www.sweden.north.se
- www.sweden.ru
Страницы: 1, 2
|