имеет исключительное право разведка, разработка естественных ресурсов и др.
вид деятельности, сохранение природных ресурсов, использование энергии воды
и ветра. В пределах 200 миль. 3. Континентальные шельф (1982 – максимум
350миль) - прибрежное гос-во может делать раздетку и разработку природных
ресурсови недр морского дна. Терр. Межд. пользования: Мед. реки, пролива,
каналы, а также острова – спец межд. договора – Шпицберген.
17. Понятие и произнаки субъектов МП.
СМП – участники межд. отношений, которые обладают правами и обязанностями,
непосредственно вытекающими из МП. Международная правосубъектность =
международной дееспособности. Категории СМП: 1. Первичные – это гос-ва, а
при определенных обстоятельствах народы и нации, которые самостоятельно
участвуют в межд. отношениях, и направлены на приобретение гос-ственности.
Это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые уже своим
существованием являются СМП (ipso facto). 2. производных (вторичных СМП) –
образования, источником правосубъектности которых является соглашение или
др. договоренности первичных СМП. Действуют ыв межд. отношениях не привышая
полномочия указанные в учредительных док-тах. Признаки: участвуют в
становлении и поддержании Межд. правопорядка; создают и реализуют нормы МП,
а также осуществляют меры по принуждению к их выполнению. Межд.
правосубъектность гос-ва – универсальна – полномоштабное его участие в
Межд. правоотношениях. Делятся : 1. Простые (унитарные) – имеет единое гос.
образование; 2.сложные – федерации. Где субъекты в определенной степени
могут участвовать в межд.отношениях. Они делятся на унии: 1. реальные –
слияние нескольких гос-ств; 2. Личные – союз 2 и > гос-ств связанные с
монархической формой правления. Каждое гос-во – СМП. Конфедерация –
постоянный союз суверенных гос-ств. Выступает как СМП но органиченно.
Только межд. межправительственные организации относятся к СМП. НПО – такими
не являются. Физ и Юр лица как и транснациональные компании СМП не
являются.
18. Международно-правовые средства мирового разрешения споров.
В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) в Декларации о принципах МП 1970
г. сформулированно: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с другими гос-
твами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе мир и
безопасность и справедливость”. Межд.спор - специфическое политико-
правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов МП
и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения. Спор
имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по
поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда,
когда столкновение интересов гос-ств не сопровождается взаимным
предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. “Ситуация” -
более широкое понятие. Мирное разрешение в виде: - переговоры; -
консультации сторон; - обследование (используется в тех случаях, когда
спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или
приведших к спору. В этом случае назначается на паритетных началах
межд.следственная комиссия иногда во главе с представителем третьего гос-
тва); - примирение; - добрые услуги (действия не участвующей в споре
стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами);
- посредничество (непосредственное участие третьей стороны в мирном
разрешении спора для содействия); - межд.арбитраж (добровольно выраженное
согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны
(третейское разбирательство), решение которой является обязательным для
сторон в споре); - судебное разбирательство (главное сходство с арбитражем
- в обязательности выносимых решений, различия касаются главным образом
порядка образования, способа формирования, численного и персонального
состава, функционирования и т.д. Основной суд - МС ООН). Важную роль в
урегулировании международных споров играют международные организации,
прежде всего ООН по сердством: - миротворчество (действия, направленные на
то, чтобы склонить спорящих к: оглашению с помощью мирных средств); -
поддержание мира (обеспечение присутствия ООН в районе международного
конфликта, которое может быть связано с развертыванием военного,
полицейского или гражданского персонала ООН); - постконфликтное
миростоительство (предупреждение рецидива подобного спора); - превентивная
дипломатия (действия, направленные на предупреждение споров между
сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и ограничение масштабов
возникших конфликтов); - использование в случае возникновение юр.споров МС
ООН.
19. Признание в МП. Признание гос-ва представляет собой односторонний акт,
которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-
прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва явл. полным
и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может
быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных
требований. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления гос-ва
затягивается, например в результате гражданской войны. В таких случаях
может быть предоставлено признание временное, ограниченное - признание “де-
факто» но сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр
оформления и может быть отозвано. Встречаются в международно-правовой
практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь
возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность,
без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить
какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного
взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании -
признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному делу: России
в отношении Чечни. Признание правительств. Признание вновь образованного
гос-ва означает признание и его правительства. Вопрос о признании
правительства возникает в случае создания правительства неконституционным
путем, в результате революции, переворота. Признание правительства
означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство зак и
единственным представителем гос-ва в межд отношениях.
20. правовой режим международных проливов и каналов. Проливы - естественные
морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или
отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во
внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не
используются для межд.судоходства и в силу исторической традиции составляют
внутренние морские пути, не относятся к международным. Их правовой режим
определяется законами и правилами прибрежного гос-ства. Межд.считаются все
проливы, используемые для межд.судоходства и соединяющие между собой:-
части открытого моря (или экономических зон); - части открытого моря
(экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких гос-
ств. В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым
главным принципом для межд.проливов является принцип разумного сочетания
интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Прежде всего
это означает свободный транзитный проход через международные морские
проливы. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым
для межд.судоходства между частью открытого моря (исключительной
экономической зоны) и тер.морем другого гос-ства (например, пролив Тирана),
а также к проливам, образуемым островом гос-ства, граничащего с проливом и
его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же
удобный с точки зрения навигации путь в открытом море (Мессинский пролив).
В таких проливах применяется режим мирного прохода без невозможности
прибрежному гос-тву его остановить. Правовой статус и режим отдельных
наиболее важных межд.поливов регламентирован спец.конвенциями (Черноморские
поливы: Босфор - Мраморное море - Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и
Малый Бельты, Зунд).
21. Правопреемство в МП. Правопреемство - это переход прав и обязанностей
в результате смены одного гос-ва другим в несении ответственности за
межд.отношения какой-либо тер-рии. Правопреемство касается нескольких
аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопреемство в отношении
гос.собственности; правопреемство в отношении гос архивов; правопреемство в
отношении гос долгов. Правопреемство имеет место при обстоятельствах: а)
при смене гос-ного политического строя в результате гос-ного переворота
(например, правопреемство Советского гос-тва); б) при появлении в
результате национально-освободительного движения новых независимых гос-тв
(скажем, приобретение независимости бывшей колонией); в) при образовании
нескольких государств на территории их предшественника; г) при объединении
двух или более государств в одно (федеративное или унитарное); д) при
переходе части одного государства к другому. Венская конвенция о
правопреемстве гос-тв в отношении договоров 1978 года (далее по тексту -
Конвенция 1978 года) представляет собой многостороннее соглашение,
совершенное 23 августа на диплома-кой конференции в Вене. Конвенция 1978
года имеет своей целью регулирование последствий правопреемства гос-тв в
отношении межд. договоров, обеспечение стабильности договорных связей между
гос-вами, границ и режимов, относящихся к границам, а также особых
территориальных режимов. Конвенция 1978 года содержит положения,
формулировки и терминологию Венской конвенции о праве межд.договоров 1969
года, которые были использованы Комиссией международного права при
разработке текста Конвенции 1978 года в качестве основы. Вместе с тем
указанные Конвенции регулируют различные отношения в области МП и являются
самостоятельными документами, о чем свидетельстует статья 73 Конвенции 1969
года, где указывается, что положения конвенции не предрешают ни одного из
вопросов, которые могут возникнуть в отношении договора из правопреемства
государств. Следует отметить, что Конвенция 1978 года применяется к
последствиям правопреемтсва государств в отношении международных
соглашений, заключенных только между государствами и только в письменной
форме. Однако это правило не затрагивает применение между гос-твами норм
указанной Конвенции в отношении межд.соглашений, участниками которых могут
быть также другие субъекты МП, а также применение норм настоящей Конвенции
к случаям, которые подпадают под действие таких норм в силу МП независимо
от указанной Конвенции
22. Понятие международного экологического права, источника и принципы.
Предмет – международные отношения по поводу охраны Окружающей среды (ООС)
либо рационального использования. Предметные области Медж. ООС: 1.
ограничение воздействия на ОС; 2. Установление эколог. Целесообразного
(рационального) режима использования природных ресурсов; 3. охрана
природных памятников и резерватов; 4. регулирование НТ сотрудничества гос-
ств по ООС. Объекты входящие в ООС: 1. объекты естественной среды- флора и
фауна; 2. неживой среды – гидросфера, атмосфера, литосфера (почва), космос;
3. Объекты искусственной среды – созданной человеком. Источники: 1.
Стокгольмская конференция ООН по ОС 1972 (приняты декларация принципов,
план мер-тий, рекомендации по созданию UNEP); 2. К-ция ООН по ОС и развитию
(1992 Рио-де-Жанейро) – (Рамочная К-ция об изменении климата и К-ция о
биологическом разнообразии, Декларация по окружающей среде и развитию,
Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития
и сохранения всех форм жизни, и повестку дня на XXI век). Кроме основных
принципов МП как 1. уважение гос. суверинитета; 2. Суверенного равенство
гос-ств; 3. территориальная целостность и неприкосновенность; 4. Мирное
разрешение споров; 5. Добросовестное выпоснение обязательств. Экологисеское
право руководствуется специфическими принцапами: 1. Пр-п ООС на блао
нынешнего и бубущего поколений; 2. Пр-п международного
природоохранительного сотрудничествава 3. Пр-п предотвращение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|