реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовой статус иностранных инвестиций в России

реферат

инвестора в данном государстве.

Анализ национального законодательства различных государств и

международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему

времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-

правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий

защиты иностранных инвестиций:

• гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего

иностранную инвестицию на территории государства — реципиента капитала;

• гарантии недискриминации;

• гарантии стабильности условий инвестирования;

• гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться

результатами своей деятельности;

• гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с

осуществлением инвестиций.

В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все

перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых

документов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральные

законы "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999

г. и "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме

капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г., который предусматривает также,

что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему

в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,

органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в

соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст.

5).

Гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с

осуществлением инвестиций, имеют особое значение, так как они представляют

собой одно из наиболее важных средств реализации всех других видов

гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам.

Согласно ст. 10 “Закона об иностранных инвестициях” 1999 г. спор с

участием иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением

инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России,

разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными

законами в суде, арбитражном суде либо в международном арбитраже

(третейском суде).

Большинство международных договоров о поощрении и защите

капиталовложений, в которых участвует Россия, оговаривают процедуру

передачи споров относительно толкования и применения таких соглашений на

рассмотрение изолированных третейских судов (арбитражей ad hoc), которые

формируются самими сторонами для каждого конкретного случая.

Соответствующие положения содержатся, в частности, в договорах, заключенных

нашим государством с Австрией, Бельгией, Люксембургом, Болгарией,

Великобританией, Грецией, Данией, Испанией, Канадой, КНР, Кореей, США,

Францией и др.

Кроме того, часть таких договоров предусматривает особую процедуру

рассмотрения споров между инвестором одного государства — участника

соглашения и другим государством-участником, касающегося обязательств

последнего по данному договору. В соответствии с этой процедурой

соответствующие споры могут передаваться по выбору инвестора на

рассмотрение:

1) компетентного суда или арбитража государства — реципиента капитала;

2) третейского суда "ad hoc";

3) постоянно действующего международного коммерческого арбитражного

органа (например, Арбитражного института Стокгольмской торговой

палаты);

4) Международного центра по урегулированию инвестиционных споров,

созданного в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г.

Каждый договор устанавливает свой собственный перечень таких органов.

В тех случаях, когда международным договором или соглашением сторон не

предусмотрено иное, а также в случае отсутствия соответствующего

международного соглашения, инвестиционные споры могут быть рассмотрены

арбитражными судами или судами общей юрисдикции страны истца или ответчика

на основе процессуального законодательства этого государства.

Значительную часть опасений инвесторов при вкладывании капиталов в

экономику зарубежных государств составляют так называемые некоммерческие

риски. Связанные с ними неблагоприятные последствия являются, как правило,

следствием неконституционной смены власти, изменения политического режима,

проведения неконтролируемой национализации или конфискации собственности,

отказа государства от своих международных обязательств и т. д. Поэтому

вполне естественным является желание иностранных инвесторов создать систему

дополнительных гарантий, которая функционировала бы независимо от

политических катаклизмов. Одним из элементов такой системы является

страхование инвестиций. Эта деятельность может осуществляться частными

компаниями, государственными органами или международными организациями.

Объектом договора страхования, заключаемого частной страховой

компанией, являются ресурсы, вкладываемые физическими или юридическими

лицами за рубежом, а страховым случаем — финансовые потери, связанные с

политическими рисками, которые эти страхователи понесли в соответствующем

иностранном государстве. Преимуществами данной формы организации

страхования инвестиционных рисков считаются гибкость и маневренность,

присущие деятельности частных компаний. Кроме того, такие компании

независимы от государства и, следовательно, инвестор может рассчитывать на

возмещение убытков, невзирая на позицию тех или иных государственных

органов.

Вместе с тем подобная независимость имеет определенные границы. Бели

страховая компания, к примеру, сама находится в стране, переживающей

серьезные экономические и политические проблемы, то ее положение тоже будет

нестабильным. Нельзя забывать и о том, что довольно часто инвестиции,

вкладываемые в экономику зарубежных государств, исчисляются сотнями

миллионов долларов. Поэтому при наступлении страхового случае сумма

возмещения, подлежащая выплате, может оказаться непосильной даже для

крупных страховых компаний с мировым именем. Наконец, следует иметь в виду,

что частное страхование иностранных инвестиций обычно ограничено сроком в

3—5 лет и на многие некоммерческие риски не распространяется.

В отличие от частных государственные программы страхования

предназначены, среди прочего, для проведения политики поощрения и защиты

капиталовложений, осуществляемых отечественными предприятиями и

организациями за рубежом. Государственные страховщики обычно оформляют

страхование от импортных и экспортных, краткосрочных либо долгосрочных,

рисков прямых инвестиций.

В числе международных организаций, занимающихся страхованием

иностранных капиталовложений, особую роль играет Многостороннее агентство

по гарантиям инвестиций, учрежденное в соответствии с Сеульской конвенцией

1985 г. Как и КЧЗИ, Агентство заключает договоры страхования от

некоммерческих рисков, перечень которых включает, в частности:

неконвертируемость; лишение правительством права собственности или

контроля; нарушение правительством договора в случаях невозможности

обращения в суд или арбитраж; потери вследствие военных действий или

гражданских волнений и др. Страхование может покрывать как инвестиции в

акции, так и в кредиты, выделенные или гарантированные держателями акций, а

также лицензирование, предоставление привилегий и договоры о разделе

продукции.

Иностранные инвестиции в Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях" является

основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует

из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений,

а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной

власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого

акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции

регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке

отдельных его положений.

Из недостатков действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях"

необходимо отметить следующие:

Во-первых - чрезвычайную декларативность многих его положений. В

частности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов"

является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм,

чётко определяющих последствия принятия органами государства мер,

нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов.

Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревшими практически

в момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию предприятий в

Министерстве Финансов РФ, или в "ином, уполномоченном на то

государственном органе". Ст 16. Сама идея правовой нормы, предписывающей

регистрацию "там, или в другом месте" исключает возможность её

использования в целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может

свидетельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законодатель не

представлял, или имел неправильное представление о возможных способах

регулирования данной области отношений. Эта формулировка привела в

последствии к некоторой неопределённости в процессе практической

регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся

проблему было призвано постановление Правительства РФ "О регистрации

предприятий с иностранными инвестициями" от 28.11.91 г.,

предписывающее осуществление регистрации предприятий с иностранными

инвестициями сначала в местных органах власти, а затем и в уполномоченном

органе. Разумеется, что если бы на момент принятия Закона законодатель

чётко представлял себе, каким должно быть регулирование деятельности

совместных предприятий, и как это регулирование должно соотноситься с

регламентацией предпринимательской деятельности на территории России, то,

возможно указанного недостатка можно было бы избежать.

До регистрации предприятия с участием иностранных инвесторов какие-

либо сделки с ним запрещены. Лишь после государственной регистрации такое

предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица.

На практике при решении этих вопросов возникают определенные

сложности. Неясно, прежде всего, какое ведомство занимается регистрацией

коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Бытует мнение - если,

скажем, иностранный инвестор участвует в учреждении предприятия или иной

коммерческой организации в Сибири или на Дальнем Востоке, он должен ехать в

Москву, чтобы решить вопросы с регистрацией совместного предприятия.

Следует сказать, что процедура государственной регистрации

предприятий с участием иностранного капитала меняется как в калейдоскопе.

Зарубежным инвесторам довольно трудно уследить за сменой полномочий

российских государственных органов, контролирующих вложение иностранных

капиталов в экономику страны.

Сначала государственными органами, осуществляющими регистрацию

предприятия с иностранными инвестициями, согласно ст. 16 Закона РСФСР "Об

иностранных инвестициях в РСФСР" являлось Министерство финансов РСФСР или

иные уполномоченные на это органы. Так, предприятия, объем иностранных

инвестиций в которых превышал 100 млн. рублей, регистрировались Минфином с

разрешения Правительства. В ноябре 1991 г. Министерство разделило свою

компетенцию с администрацией субъектов Федерации. Это означало, что,

например, регистрация всех совместных предприятий, в которых объем

иностранных инвестиций не превышает 100 млн. рублей независимо от

организационно - правовой формы, была возложена на заместителя главы

администрации Иркутской области.

Затем в мае 1992 г. функции по регистрации иностранных инвестиций

переданы Комитету по иностранным инвестициям при Минфине России.

Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. "О некоторых вопросах

ведения Государственного реестра предприятий" гласило: "Установить, что

Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов Российской

Федерации осуществляет государственную регистрацию предприятий с

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.