гражданами определенных прав и обязанностей.
В литературе по международному и государственному (конституционному)
праву, как правило, выделяют в различных сочетаниях три вида правовых
режимов: национальный, специальный и наибольшего благоприятствования.[20]
Национальный режим
Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных
договорах, заключенных ПМР с другими странами (торговых договорах,
консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам
налогообложения, и т. д.). В этих договорах закрепляется уравнение
иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление
национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с
которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление режима
наибольшего благоприятствования).
Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении
гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, то
есть он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без
требования взаимности[21].
Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят
правовой статус иностранных граждан со статусом собственных граждан. Однако
иностранцы практически никогда полностью не уравниваются с собственными
гражданами в правах и обязанностях, т. е. объем их правового статуса в
любом случае несколько меньше.
Специальный режим
Очевидно, что помимо национального существует иной режим, называемый
специальным, которым предусмотрены особые правила обращения с иностранцами.
При этом следует учесть, что сущность специального режима сводится к
установлению не только ограничений, но и определенных льгот,
предоставленных государством иностранцам.
Если подробнее остановиться на вопросе о льготах, которые
устанавливает государство для иностранных граждан, то можно отметить, что
граждане определенных государств могут на основе взаимности полностью или
частично освобождаться от уплаты подоходного налога[22]. Сегодняшнее
положение дел в этом вопросе несколько изменилось. Связано это с тем, что
наше государство по вполне понятным причинам стремится форсировать
поступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и современных
технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные
льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного контроля.
Режим наибольшего благоприятствования
Как было отмечено, в юридической литературе упоминается и так
называемый режим наибольшего благоприятствования. Он означает
предоставление иностранцам прав, которыми уже пользуются или будут
пользоваться граждане любого третьего государства. Особо следует сказать и
о том, что названные нами виды правового режима обычно не применяются к
иностранцам, пользующимся по роду служебной деятельности привилегиями и
иммунитетами.
В настоящее время национальный режим широко распространен, причем, его
применение в ПМР носит безусловный характер, т. е. он предоставляется
иностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши граждане
аналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, что
действующее законодательство все же предусматривает возможность
использования ответных ограничительных мер, так называемых реторсий[23]. Но
их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных
государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к нашим
гражданам. Впрочем, в современных условиях реторсионные меры носят редкий и
исключительный характер.
Границы применения национального режима
Что касается границ применения национального режима, то они становятся
почти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных граждан.
Поэтому не случайно иностранцы пользуются практически всеми правами наравне
с нашими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личную
неприкосновенность и т. д. Они принадлежат человеку как члену гражданского
общества, и в силу этого ими обладают собственные граждане и иностранцы.
Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным
правом, практически не имеют ограничений.
Государство устанавливает в сфере личных прав для иностранцев лишь
некоторые ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства, что
в принципе соответствует нормам международного права и международной
практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие
национального режима не имеет столь широкого применения. Это обусловлено
тем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные
ограничения для иностранных граждан. В сфере политических прав эти
ограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и право
членства в политических партиях. Эти права связаны с участием в
политической жизни государства, в управлении государственными делами и
поэтому на обладание ими не могут претендовать иностранные граждане.
Подобная практика характерна для большинства стран мира.
В свою очередь, в сфере социально-экономических прав существуют
ограничения на определенные виды трудовой и коммерческой деятельности
иностранных граждан. В литературе имеются различные объяснения
необходимости таких ограничений (соображения государственной безопасности,
особые экономические интересы государства, обеспечение суверенных прав
государства на национальные природные ресурсы.
Нельзя не признать, что в последнее время, во многом под давлением
возрастающих экономических проблем и необходимости привлечения в экономику
страны иностранных инвестиций, технологий и опыта, имеются примеры
уменьшения ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранных
граждан. В то же время анализ действующего законодательства показывает, что
эти ограничения все еще довольно широко распространены. Такое положение
можно объяснить и тем, что во многих случаях продолжают действовать
перестраховочные стереотипы. Видимо, определяющим в этой области должен
стать критерий максимально возможного приближения к национальному режиму,
но не исключающий установления в ряде случаев разрешительной
(лицензированной) системы допуска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иностранцем считается любое физическое лицо, которое, находясь в
определенной правовой связи с государством, не является его гражданином и
состоит в гражданстве (подданстве) иного государства.
Всех постоянно проживающих и временно пребывающих иностранцев можно
разделить на:
— иностранцев, не обладающих иммунитетами и привилегиями.
— иностранцев, наделенных определенными иммунитетами и привилегиями
(пользующихся полным или частичным иммунитетом от юрисдикции ПМР).
— иностранцев, получивших убежище (беженцев).
Сущность конституционно-правового статуса иностранцев определяется,
прежде всего, основными правами и обязанностями, которые взаимодействуют с
иными правовыми компонентами (гражданство, правоспособность, гарантии) и
образуют в единстве содержание конституционно-правового статуса
иностранцев.
Таким образом, иностранцы имеют в ПМР такие же имущественные и личные
неимущественные права, что и наши граждане. Эти права должны осуществляться
ими таким же образом, как и приднестровскими гражданами. Реализация
указанных прав должна соответствовать их назначению в обществе.
Иностранцы, как и граждане ПМР, могут владеть, пользоваться и
распоряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленных
нашим законом.
В отношении права собственности иностранцев действует принцип
национального режима. На иностранцев распространяются общие правила нашего
законодательства о собственности граждан. Это касается круга предметов,
которые вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов осуществления
иностранцами их права собственности. Установленные в этом отношении правила
законодательства должны соблюдаться на территории ПМР всеми лицами, в том
числе иностранцами.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики от 17 января 1996 г.
текущая редакция
2. Гражданский Кодекс Приднестровской Молдавской Республики часть
1 14 апреля 2000 г. № 279-ЗИД (СЗРМ 00-2)
3. Гражданский Кодекс Приднестровской Молдавской Республики часть 2 от
19.07.02 САЗ 02-29
4. Гражданский Кодекс Приднестровской Молдавской Республики часть 3 от
19.07.02 САЗ 02-29
5. Земельный Кодекс Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.02 САЗ
02-29
6. Кодекс о браке и семье Приднестровской Молдавской Республики (САЗ 02-29)
7. Закон ПМР «О гражданстве ПМР» от 23/07/2002 № 166-КЗ-III (САЗ 02-30)
8. Закон «О подоходном налоге с физических лиц» от 28 декабря 2001 г. № 87-
З-III (САЗ 01-53)
9. Указ Президента ПМР№ 601 от 19.12.2003 г. «Об установлении ответных
ограничений в отношении документов, выдаваемых госорганами РМ»
10. Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 05.03.03 г
№ 108 «Об установлении миграционного контроля за иностранными гражданами
и лицами без гражданства, въезжающими, выезжающими и следующими транзитом
через территорию ПМР» (САЗ 03-10)
11. Положения «О правилах пребывания на территории ПМР и транзитного
проезда через территорию ПМР иностранных граждан» утверждено приказом
Министра внутренних дел ПМР № 212 от 24 августа 2001 г (САЗ 02-5)
12. Временное Положеник «Об авторском праве и смежных правах, правовой
охране программ ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем в ПМР»
Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики от
18.11.94 № 298 (САМР 94-11)
Библиография:
1. Богуславский М. М. Международное частное право. – М.: Междунар.
отношения, 1994. – 416 с.
2. Герасименко Ю. В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-
правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. —
1996. — 28 с.
3. Ерпылеева Н. Ю. Международное частное право. – М.: Издательский дом
«NOTA BENE», 1999. – 368 с.
4. Звеков В. П. Международное частное право. Курс лекций. – М.:
Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.
5. Конституционное право. Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Новый юрист, 1998.
– 544 с.
6. Куракин А. В. К вопросу об административной ответственности иностранных
граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного
права. // Юрист. – 1999. — № 9. – С. 51 – 53.
-----------------------
[1] Ст. 7 Закона ПМР «О гражданстве ПМР» от 23/07/2002 N 166-КЗ-III (САЗ 02-
30).
[2] Иностранец при республиканской форме правления называется гражданином,
а при монархической — подданным.
[3] П. 2 Ст. 5 Закона ПМР «О гражданстве ПМР» от 23/07/2002 N 166-КЗ-III
(САЗ 02-30)
[4] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-
правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996.
— 28 с.
[5] утверждено приказом Министра внутренних дел ПМР N 212 от 24 августа
2001 г (САЗ 02-5)
[6] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-
правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996.
— 28 с.
[7] пример пп. е) п. 15 Положения «О правилах пребывания на территории ПМР
и транзитного проезда через территорию ПМР иностранных граждан»
[8] Ерпылеева Н.Ю. Международное частное право. – М.: Издательский дом
“NOTA BENE”, 1999. – 368 с.
[9] Ст. 1228 Гражданского Кодекса ПМР
[10] № 601 от 19.12.2003 г. «Об установлении ответных ограничений в
отношении документов, выдаваемых госорганами РМ»
[11] Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. – М.:
Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.
[12] Конституционное право. Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый юрист,
1998. – 544 с.
[13] Раздел 6 Кодекса о браке и семье Приднестровской Молдавской Республики
(САЗ 02-29)
[14] Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 05.03.03 г №
108 «Об установлении миграционного контроля за иностранными гражданами и
лицами без гражданства, въезжающими, выезжающими и следующими транзитом
через территорию ПМР» (САЗ 03-10)
[15] Куракин А.В. К вопросу об административной ответственности иностранных
граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного
права. // Юрист. – 1999. - №9. – С. 51 – 53.
[16] статья 5 Земельного Кодекса ПМР
[17] пункт 2 раздела I Положения "Об авторском праве и смежных правах,
правовой охране программ ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем
в ПМР" Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики от
18.11.94 № 298 (САМР 94-11)
[18] там же Раздел IV
[19] Богуславский М.М. Международное частное право. – М.:
Междунар.отношения, 1994. – 416 с.
[20] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-
правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996.
— 28 с.
[21] Богуславский М.М. Международное частное право. – М.:
Междунар.отношения, 1994. – 416 с.
[22] статья 8 Закона «О подоходном налоге с физических лиц» от 28 декабря
2001 г. N 87-З-III (САЗ 01-53)
[23] например, Указ Президента от 19.12.2003 г. № 601 «Об установлении
ответных ограничений в отношении документов, выдаваемых госорганами РМ»
-----------------------
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
Приднестровский Государственный Университет
им. Т.Г.Шевченко
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: Международное частное право
на тему: «Особенности правового положения иностранных граждан в МЧП»
выполнил:
студент 51 группы 5 курса
заочного обучения
юридического факультета
ПГУ им. Т.Г.Шевченко
______________Синицын Б.И.
рецензент:
________________________
дата выполнения работы:
27 марта 2004 г.
г. Тирасполь, 2004г.
Страницы: 1, 2, 3
|