Японский и американский менеджмент
Оглавление
Введение
Управление персоналом в Японии
1.1. Система «пожизненного найма» рабочих и служащих.
Система оплаты и служебного продвижения «по старшинству»
Система принятия решений «рингисэй»
Организационные структуры управления
Подготовка кадров
Сравнительный анализ японского и американского менеджмента
2.1. Кадровая политика
Оплата и стимулирование труда
2.3. Подготовка и переподготовка кадров менеджеров в США и Японии
Основные тактические задачи
Стиль управления
Контроль и оценка результативности деятельности работников
Сравнительные характеристики американской и японской моделей управления
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «Управление персоналом”, или кадровая политика, охватывает
широкий диапазон мероприятий, определяющих положение занятых работников и
их взаимоотношение с организационной структурой фирмы.
К ним относятся проблемы найма и расстановки кадров, система
заработной платы (и мотивация в широком смысле), производственное обучение,
социально-бытовые мероприятия (включая систему пенсионного обеспечения) и
другие.
Социальные, «человеческие» аспекты управления во многом определяют как
выбор методологии принятия управленческих решений, так и их эффективность,
т.е. серьезно влияют на выработку и реализацию управляющих воздействий.
Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента,
так как человек был, и остается основной производительной, творческой
силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека
возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации
предъявляются все более высокие требования.
Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов
труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления
персоналом, направления на повышение эффективности использования людских
ресурсов.
Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали
целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного
функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной
важности.
В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей
исторического, социально-политического, научно-технического развития этих
стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения
людей, а также их воспитания, традиций и устоев.
В последние десятилетия в развитых капиталистических странах, а в
последние годы и в России, интерес к социально-психологическим аспектам,
«человеческому» фактору управления резко возрос.
Практическое использование новейших научно-технических достижений как
в области технических средств, так и в области методологии показало, что
главная роль в процессах управления принадлежит не техническим средствам, а
людским ресурсам. Это наглядно демонстрирует, например, опыт использования
в управлении вычислительной техники. После появления таковой активно
выдвигались заявления о том, что в скором времени управляющие функции в
полном объеме перейдут от человека к ЭВМ. Представляется очевидным, что
этим надеждам вряд ли суждено сбыться в обозримом будущем.
Практика подтверждает, что существует широкий круг проблем управления,
которые на современном уровне развития науки в принципе не поддаются
формализации, тех проблем, при разрешении которых необходим нестандартный
творческий подход.
Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по
следующим причинам. Во-первых, это та область менеджмента, где наиболее
разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно хорошо
изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах
западного (американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики,
как и конкретные методы ее проведения на японских предприятиях, значительно
отличаются от американских.
Во-вторых, результаты, полученные на японских предприятиях (например,
темпы роста производительности труда), свидетельствуют о том, что
используемые там методы управления персоналом достаточно эффективны. Именно
эффективность привлекает все большее внимание зарубежных исследователей,
которые, изучая японские методы управления персоналом, рассматривают
возможность их использования в своих странах.
Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных
черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и
американского стилей управления персоналом. Выявление наиболее эффективных
методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их
использование в менеджменте других стран, в том числе и России.
1. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ЯПОНИИ.
Большое внимание специалистов во всем мире привлекают особенности японской
системы управления персоналом, использование которой обуславливает
достаточно высокую эффективность функционирования крупных японских
компаний. Рассмотрим особенности этой системы.
1.1.Система «пожизненного найма» рабочих и служащих.
Это система, согласно которой работник, принимаемый на службу после
окончания учебы, работает в данной корпорации вплоть до выхода на пенсию. В
самых общих чертах механизм функционирования системы «пожизненного найма»
обычно действует следующим образом. Ежегодно компания или государственное
учреждение нанимает определенное число выпускников высших или средних
учебных заведений, которые в торжественной обстановке принимаются в число
работников фирмы на испытательный срок. Они проходят в течение года полный
курс подготовки к определенной должности в том или ином подразделении
компании под руководством специально выделенного сотрудника. По истечении
года сотрудники, зарекомендовавшие себя положительно, обычно включаются в
постоянный штат компании, а через пять или более лет (и при достаточно
высоких показателях работы) могут быть назначены на различный руководящие
должности на среднем уровне иерархической лестницы в системе управления
фирмой. По достижении 55-60-летнего возраста все работники, кроме
управляющих высшего уровня, должны выйти на пенсию, а на освободившиеся
места назначаются более молодые работники, имеющие необходимую квалификацию
и соответствующий стаж работы в данной компании.
Конечно, совершенно не обязательно, что кандидат на ту или иную
должность по истечении испытательного срока будет зачислен в постоянный
штат компании, а тот или иной работник будет обязательно назначен на
должность руководителя подразделения. Чтобы заслужить повышение по
служебной лестнице, японец должен посвящать этому не только рабочее, но и
большую часть свободного времени, постоянно демонстрировать высокую
лояльность и преданность компании, поддерживать хорошие отношения с
коллегами по работе, т.е. доказать руководству, что именно он и никто
другой является лучшим претендентом на ту или иную руководящую должность.
Такой порядок не только не ослабляет конкуренцию среди персонала японских
компаний, но делает ее более жесткой и бескомпромиссной, хотя и носящей
скрытый характер.
При найме на работу большинство японских фирм использует довольно
жесткую систему отбора кандидатов в постоянный контингент работников,
которая включает:
- избранные каналы притока новых сотрудников за счет поддержания постоянных
связей с определенными учебными заведениями, использование при приеме на
работу системы заявок и рекомендаций
- систему экзаменов и собеседований при приеме не работу
- исследование семейного положения, оценку рекомендаций и отзывов
- обязательное использование испытательного срока с подведением итогов его
прохождения.
Важной составляющей японской системы управления кадрами является
своеобразный механизм принудительного обновления производственного
персонала и управляющих среднего уровня, который на практике действует
весьма эффективно. При этом гарантированная занятость даже для элитарной
прослойки постоянных работников обеспечивается далеко не на весь период
трудовой активности, а только на наиболее продуктивную его часть.
Работники, уволенные на пенсию, имеют в большинстве случаев возможность
вернуться на прежнее место работы, но при этом они автоматически попадают в
разряд временных работников, т.е. получают гораздо меньшую заработную плату
и могут быть в любой момент уволены. За счет использования такого механизма
обеспечивается значительная экономия средств, так как компании, во-первых,
не нужно нести расходы по профессиональной подготовке, а во-вторых, за
выполнение аналогичной работы пенсионер получает более низкую заработную
плату, чем постоянный работник.
Существует и совершенно особый вид повторного найма, который в Японии
называется «амакудару» (букв. «спуститься с небес на землю»). Это означает
поступление на службу в частные компании государственных служащих, вышедших
в отставку по возрасту (как правило, высокого ранга). Бывшие
правительственные чиновники занимают должности высшего уровня управления, и
оклады им назначаются также весьма высокие. Частный бизнес высоко ценит и
старается с максимальной пользой использовать знания этих людей, их связи в
государственном аппарате, промышленных и финансовых кругах, а также то
влияние, которое они продолжают иметь в деловом мире.
Система «пожизненного найма» существует в основном в крупных
компаниях. В средних и мелких фирмах работник чаще всего не застрахован от
увольнения, так как жесткие условия конкуренции на рынке не могут позволить
небольшим компаниям остаться на плаву, в случае кризиса не увольняя своих
сотрудников и тем самым уменьшая издержки компании.
Подобная система найма имеет свои положительные и отрицательные
стороны. К положительным аспектам такой системы можно отнести определенную
стабильность занятости, создание условий для сокращения текучести рабочей
силы и повышения производительности труда, достаточно высокую долю выплат
на социальные цели и т.д. Для предпринимателей преимущества системы
очевидны: она обеспечивает им возможность поддерживать у наемного персонала
дух лояльности компании, высокую трудовую дисциплину, заинтересованность в
росте производительности труда и позволяет культивировать традиционные
отношения патернализма.
К негативным сторонам системы относятся чрезмерные перегрузки рабочих
в результате сверхурочных работ, жесткие условия найма и продвижения,
дискриминация большей части работников и т.д. Система «пожизненного найма»
привела к гипертрофированному расслоению и без того чрезвычайно
многослойного общества, необычайно высокому даже по сравнению с другими
капиталистическими странами уровню конкуренции при поступлении в престижные
школы, университеты и даже детские сады. К недостаткам «пожизненного
найма» предприниматели относят следующее: невозможность увольнения
постоянного работника, увеличение среднего возраста занятых из-за
необходимости держать пожилых (до 55 лет) работников и ограниченность
возможностей привлечения способных работников со стороны.
1. Система оплаты и служебного продвижения «по старшинству».
Данная система тесно связана с принципом «пожизненного найма» и
основана на следующем основном принципе – преимущественной зависимости
величины заработной платы и возможности продвижения от возраста и стажа
работы. В условиях «пожизненного найма» это не лишено логики, так как
стимулирует привязку работников к одной и той же фирме в течение
длительного времени.
Коротко систему можно охарактеризовать следующим образом: постоянному
работнику крупной корпорации гарантируется устойчивое повышение заработной
платы из года в год по мере роста стажа работы в фирме. Выслуга лет
является основным фактором, влияющим на доходы и определяющим статус
работника на фирме. Для служащих по мере работы в фирме предусматриваются
возможности служебного роста и продвижения на более высокие уровни
иерархии, заполнения мест вышедших на пенсию сотрудников. Считается, что
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|