совершенствование на основе улучшения методов управленческого учета и
автоматизированной обработки информации, применения аналитических методов
принятия решений, системного анализа.
По существу в любой сфере деятельности промышленной фирмы, включая
управление производством, сбытом, финансами, кадрами и т.д.,могут быть
найдены общие и специфические методы и процедуры контроля. В то же время
различные уровни управления имеют совершенно различные потребности в
информации.
Эффективность управленческого контроля играет важнейшую роль в
обеспечении жизнедеятельности промышленной фирмы. Задача управленческого
контроля состоит в обеспечении достижения намеченных целей, реализации
плановых решений путем организации потоков производственной информации.
Контроль включает в себя сбор, обработку и оценку информации о результатах
деятельности различных производственных подразделений, составление
отчетности, выявление отклонений от установленных целей и причин этих
отклонений и определение действий, необходимых для достижения целей.
Мотивация как ключ к успеху
При планировании и организации работы руководитель определяет, что
конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто,по его
мнению должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно,
руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и
сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников.
Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен
координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто
называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их
деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной
организации.
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике
основные принципы мотивации. В отношении управления можно дать такое
определение:
МОТИВАЦИЯ - это процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения личных целей или целей организации.
На сегодняшний день существуют различные теории мотивации. Наиболее
известные из них - это теории Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлеланда И
Фредерика Герцберга, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений,
которые мы называем потребностями. Потребностями мы называем осознанное
отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности можно
удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек
считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения
(денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения
(чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.
Продолжая разговор о мотивации на предприятиях, обратимся к российской
действительности. Долгое время существовало традиционное отчуждение
работника от целей, задач, интересов предприятия, отчуждение которое
являлось основной преградой на пути к добросовестному, инициативному,
творческому труду. Каковы же основные причины этого отчуждения?
- отсутствие собственности на средства производства, и, следовательно
мотивации собственника, хозяина;
- несовершенная система распределительных отношений, получение
материальных и культурных благ;
- отстраненность от управленческого процесса, в результате которой
работник выполняет чужие команды, не всегда им понимаемые и для него
приемлемые;
- обеднение содержания труда, его монотонность, однообразие,
оторванность от конечного результата;
- неблагоприятный “климат” предприятия, система льгот и привилегий,
порождающая недоброжелательность, зависть, отсутствие общности интересов.
Перечисленные выше причины отчуждения персонала являются следствием
системы авторитарных методов управления, что затрудняет достижение высоких
показателей деятельности приватизированных предприятий.
Сейчас разработано три мотивационных варианта - это участие персонала
в собственности, участие в прибылях и участие в управлении. И, только решив
проблему отчуждения персонала, можно ожидать превращения пассивного
рабочего-собственника, благосостояние которого в какой-то мере зависит от
прибыльности фирмы, но который сам на конечные результаты работы
предприятия не влияет, в активного и заинтересованного члена “единой
команды”, стремящегося к процветанию фирмы. Только на этой базе можно будет
развивать творческие способности персонала в той мере, которая обеспечит
конкурентноспособность приватизированных российских предприятий на мировом
рынке.
УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ - социальный аспект в теории менеджмента
Для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих,
промышленных и действующих в сфере услуг управление людьми имеет важное
значение. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация
не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление
трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики
управления.
Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в
крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных
работников отделов кадров. Для того, чтобы такие специалисты могли активно
содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и
компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах
руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители ризшего звена
не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма,
возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться
услугами специалистов-кадровиков. Поэтому важно, чтобы все руководители
знали и понимали способы и методы управления людьми.
Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:
1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих
потребностей в людских ресурсах.
2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем
должностям.
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из
резерва, созданного в ходе набора.
4. Определение заработной платы и льгот: Разработка структуры
заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.
5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в
организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что
ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам,
требующимся для эффективного выполнения работы.
7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой
деятельности и доведения ее до работника.
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов
перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью,
развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности
или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.
9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе:
разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение
эффективности труда руководящих кадров.
Рассмотрим теперь эти этапы более подробно.
Планирование потребности в трудовых ресурсах
При определении целей своей организации руководство должно также
определить необходимые для их достижения ресурсы. Необходимость в деньгах,
оборудовании и материалах является вполне очевидной. Редко кто из
руководителей упустит эти моменты при планировании. Потребность в людях -
тоже кажется вполне очевидной. К сожалению, зачастую планирование людских
ресурсов ведется ненадлежащим образом или же ему не уделяется того
внимания, которого оно заслуживает.
Планирование людских ресурсов по существу представляет собой
применение процедур планирования для комрлектации штатов и персонала.
Процесс планирования включает в себя три этапа:
1. Оценка наличных ресурсов.
2. Оценка будущих потребностей.
3. Разработка программы удовлетворения будущих потребностей.
Набор
Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все
должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее
подходящих для нее работников. Эта работа должна проводиться буквально по
всем специальностям - конторским, производственным, техническим,
административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере
определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в
ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть,
увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы
деятельности организации. Набор обычно ведут из внешних и внутренних
источников.
К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах
и профессиональных журналах, обращение к агенствам по трудоустройству и к
фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт
людей на специальные курсы при колледжах. Некоторые организации приглашают
местное население подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем
вакансии.
Большинство организаций предпочитают проводить набор в основном внутри
своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится
дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный
климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории
ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в
существование зависимости их служебного роста от степени эффективности
работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде.
Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет
внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди
со свежими взглядами, что может привести к застою.
Популярным методом набора за счет внутренних резервов является
рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашением
квалифицированных работников. Некоторые организации практикуют уведомление
всех своих служащих о любой открывающейся вакансии, что дает им
возможность подать заявление до того, как будут рассматриваться заявления
людей со стороны. Великолепным методом является и обращение к своим
работникам с просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых.
Отбор кадров
На этом этапе при управлении планированием кадров руководство
отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе
набора. В большинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую
квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а
не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по
службе. Объективное решение о выборе,в зависимости от обстоятельств, может
основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков,
опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к
разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания
(например, научный работник), то наиболее важное значение, видимо, будут
иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих
должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки
налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с
вышестоящими начальниками и с его подчиненными. Эффективный отбор кадров
представляет собой одну из форм предварительного контроля качества
человеческих ресурсов.
К трем наиболее широко применяемым методам сбора информации,
требующейся для принятия решения при отборе, относятся испытания,
собеседования и центры оценки.
Определение заработной платы и льгот
Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют
важное значение для оценки качества трудовой жизни. Различные исследования
показывают, что вознаграждения влияют на решения людей о поступлении на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|