регламентируются Минфином РФ. В настоящее время в России формируется
четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
1 - й уровень. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая (приняты
Госдумой 21 октября 1994 г . и 22 декабря 1995 г.);
Федеральный закон РФ от 14 .06 . 95 г . № 88 - ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" ;
Федеральный закон РФ от 29 . 12 . 95 г . № 222 - ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения , учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства";
Закон о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации - принят
совсем недавно. До принятия закона действовало Положение о бухгалтерском
учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина РФ
от 26 декабря 1994 г. № 170, действует с 1 января 1995г.).
2 - й уровень - система национальных бухгалтерских стандартов - положений
по бухгалтерскому учету. В настоящее время утверждено четыре положения,
готовится к принятию еще ряд положений.
Утверждены и действуют - ПБУ 1 \ 94 « Учетная политика предприятия «
(утверждено приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г . № 100 , введено в
действие с 1 января 1995 г.);
ПБУ 2 \ 94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство",
утверждено приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г . № 167 , введено в
действие с 1 января 1995 г
ПБУ 3 \ 95 " Учет имущества и обязательств организации , стоимость которых
выражена в иностранной валюте" , утверждено приказом Минфина РФ от 13 июня
1995 г . № 50 , введено в действие с 1 июля 1995 г;
ПБУ 4 \ 96 "Бухгалтерская отчетность организации ", утверждено приказом
Минфина РФ от 8 февраля 1996 г . № 10 , формально вводится , начиная с
бухгалтерских отчетов 1996 г, фактически - начиная с отчета за первое
полугодие 1996 г .
3 - й уровень - различного рода методические указания, рекомендации, в
основном Минфина РФ, в том числе учитывающие и отраслевую специфику.
Например:
План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности
предприятий и инструкция по его применению ( утверждены приказом Минфина
СССР от 1 ноября 1991 г . № 56 и действуют с учетом нормативных актов
Минфина РФ от 19 декабря 1991 г . № 18 - 05 , 28
декабря 1994 г . № 173 , 28 июля 1995 г . № 81 , 25 сентября 1995 г . № 105
);
О годовой бухгалтерской отчетности за 1995 г . ( приказ Минфина РФ 19
октября 1995 г . № 115 );
О типовых формах бухгалтерской отчетности организации и указаниях по их
заполнению в 1996 году ( приказ Минфина от 27 марта 1996 г . № 31 );
Типовые методические рекомендации по планированию , учету и калькулированию
себестоимости научно - технической продукции ( Письмо Миннауки РФ от 15
июня 1994 г . № ОР22 - 2 - 46 ) и другие.
4 - й уровень - внутренние рабочие документы предприятия. Разработка
нормативных актов четвертого уровня входит в компетенцию руководства
организации. А значит, имея в виду, что система западного управленческого
учета - это в основном система внутреннего учета на предприятии, которая
регламентируется внутренними по отношению к предприятию нормативными
документами, можно подчеркнуть, что такая возможность у российских
предприятий есть. Основное условие - содержание рабочих документов
предприятия не должно противоречить нормативным актам более высокого
уровня. Кроме того, в п. 3 раздела 1 «Общие положения» Положения о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации говорится
«Организация осуществляющая постановку бухгалтерского учета, самостоятельно
устанавливает организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида
организации и конкретных условий хозяйствования; определяет в установленном
порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки
учетной информации; разрабатывает систему внутрипроизводственного учета,
отчетности и контроля; формирует в установленном порядке свою учетную
политику по другим вопросам ".
Аналогичный пункт содержался и в Положении о бухгалтерском учете и
отчетности в Российской Федерации, действовавшем с 1992 по 1994 год (приказ
Минфина РФ от 20 марта 1992 г . № 10 с рядом изменений и дополнений). Этот
пункт Положения принципиально отличает его от предшествующих нормативных
актов и фактически делает возможным самостоятельную организацию учета на
предприятии.
Рассмотрев вопрос о возможности организации на российских предприятиях
управленческого учета с точки зрения организационного аспекта действующих
нормативных актов, перейдем к методическим аспектам.
2.2.2. Связь с учетной политикой предприятия
Методические аспекты нормативны актов по бухгалтерскому учету связаны в
основном с обеспечением выполнения задач, соблюдением основных принципов и
правил.
Напомним , что одной из главных задач бухгалтерского учета является
«... формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процесах
и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для
оперативного руководства и управления, а также для ее использования
инвесторами, поставщиками, покупателями, финансовыми органами, банками и
иными заинтересованными организациями и лицами ...» ( п. 2 Положения о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации). В разделе 2
«Основные правила ведения бухгалтерского учета» того же Положения говорится
«Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и
хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Планом
счетов бухгалтерского учета. При формировании учетной политики
предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности
организации, последовательность применения учетной политики, а также
временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Учетная
политика предприятия должна отвечать требованиям полноты, приоритета
содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.» Содержание
этих требований в свою очередь , раскрывается в ПБУ 1\ 94 « Учетная
политика предприятия «. Реализация этих требований и допущений (основных
принципов учета) на Западе осуществляется в сфере финансового учета. Так
как в России существует в настоящее время единая, интегрированная система
учета, то такое явление, как учетная политика, неизбежно затрагивает и те
элементы современной системы учета , которые на Западе входят в систему
внутреннего (управленческого ) учета.
Под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность
способов бухгалтерского учета. К способам ведения бухгалтерского учета
относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,
погашения стоимости активов, приемы организации документооборота,
инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы
учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы,
методы и приемы ( ПБУ 1 \ 94 « Учетная политика предприятия «).
Методические аспекты учетной политики - это те способы бухгалтерского
учета, порядок применения которых оказывает непосредственное влияние на
формирование финансовых результатов предприятия, отражение его имущественно
- финансового состояния.
Так как отечественный учет финансовых результатов неразрывно связан с
системой учета затрат на производство и калькулирование себестоимости
продукции (работ, услуг), (что на Западе является объектом управленческого
учета ), выделим те элементы методики учетной политики, которые оказывают
непосредственное влияние на формирование себестоимости продукции ( работ,
услуг ) и финансового результата от основной деятельности , выявляемого на
счете 46 « Реализация продукции ( работ , услуг )».
Например, они могут быть следующими:
установление стоимостной границы между основными средствами и средствами
труда в обороте; вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимости
отпущенных в производство материальных ресурсов; вариант погашения
стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов; порядок начисления
износа ( амортизации ) по основным средствам; порядок начисления
амортизации по нематериальным активам; перечень и порядок создания резервов
предстоящих расходов и платежей; порядок учета и финансирования ремонта
основных производственных фондов; оценка незавершенного производства на
предприятиях массового и серийного производства; способ (база)
распределения косвенных расходов между объектами калькулирования; вариант
учета выпуска продукции; оценка готовой продукции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что через механизм учетной
политики в силу единого интегрированного характера отечественного
бухгалтерского учета решается часть вопросов, которые на западных
предприятиях входят в систему управленческого учета.
2.2.3. Варианты учета
Традиционный для отечественного учета так называемый калькуляционный
вариант. При этом в течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат
на производство ( 20 « Основное производство 23 "Вспомогательные
производства" , 25 "Общепроизводственные расходы" , 26 « Общехозяйственные
расходы « и др.) с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты
отчетного периода с подразделением на прямые, относимые в дебет счетов 20 и
23 ( то есть непосредственно связанные с производством данного конкретного
вида продукции , оказанием услуги или выполнением работы ) , и косвенные
(накладные ) , относимые в дебет собирательно - распределительных счетов 25
и 26 ( не связанные непосредственно с конкретным продуктом ( работой ,
услугой ), а обусловленные процессами организации , обслуживания
производства и управления им . Расходы , собранные на счетах 25 и 26 ,
подлежат описанию в конце периода в дебет счетов 20 и 23 по принадлежности
с одновременным их распределением между объектами калькулирования, в
разрезе которых организуется аналитический учет пропорционально той или
иной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая
себестоимость готовой продукции.
Другой принципиально новый для отечественной теории и практики вариант
предполагает разделение всех затрат за отчетный период на производственные
, обусловленные протеканием производственного процесса , и периодические ,
связанные более с длительностью отчетного периода. Прямые
производственные затраты собираются по дебету счетов 20 и 23 , косвенные
производственные затраты - по дебету счета 25 с кредита счетов учета
производственных и финансовых ресурсов . В конце отчетного периода в
расчет себестоимости отдельных видов продукции , работ , услуг , помимо
прямых производственных затрат , включаются и косвенные производственные
затраты , учтенные в течении отчетного периода на счете 25 , что
отражается записью по дебету счетов 20 или 23 и кредиту счета 25 .
Периодические же затраты , собираемые на счете 26 , при этом варианте не
включаются в себестоимость объектов калькулирования, а списываются в конце
отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации
продукции: дебет счета 46 « Реализация продукции ( работ, услуг) «кредит
счета 26 ( см . пояснения к счету 26 « Общехозяйственные расходы «
Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово -
хозяйственной деятельности предприятий в редакции до 1995 г . , приказ
Минфина РФ от 8 февраля 1996 г . № 31 квартальной бухгалтерской отчетности
в 1996 г .).
Второй вариант учета затрат и результатов как раз и предполагает
применение на практике основной идеи системы «директ - костинг» -
разделение издержек производства по признаку их взаимосвязи с производством
на производственные и периодические (не связанные непосредственно с
производством) и калькулирование на этой основе неполной ограниченной
себестоимости по носителям затрат. Впервые в истории отечественного учета
официально с 1992 по 1994 год был разрешен иной по сравнению с традиционным
подход к формированию себестоимости продукции, работ, услуг, временно
ограниченный для применения в 1995 г . по причине отсутствия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|