Таблица 3.8.
Регионы и их доля в общем объеме продаж вина
|Регионы |97год |98год |99год |доля в |доля в |доля в |
| | | | |обшем |обшем |обшем |
| | | | |объеме |объеме |объеме |
| | | | |97год. |98год. |99год. |
| |тыс. |тыс. |тыс. |% |% |% |
| |дал. |дал. |дал. | | | |
|Близлежащие регионы |
| | | | | | | |
|Республика Адыгея |82 |40 |30,8 |52,2% |30,1% |22,1% |
|Краснодарский край |8,9 |10,1 |2,8 |5,7% |7,6% |2,0% |
|Ставропольский край |1,5 |2,8 |1,8 |1,0% |2,1% |1,3% |
|Всего |92,4 |52,9 |35,4 |58,8% |39,7% |25,4% |
|Дальние регионы |
|Московская область |20,6 |32,1 |42,5 |13,1% |24,1% |30,5% |
|Астраханская область|13,9 |11 |7 |8,8% |8,3% |5,0% |
|Санкт-Петербург |2,8 |7,2 |9,1 |1,8% |5,4% |6,5% |
|Иркутская область |0,9 |1,2 |17,1 |0,6% |0,9% |12,3% |
|Волгоградская |0,3 |1,2 |0,3 |0,2% |0,9% |0,2% |
|область | | | | | | |
|Всего |38,5 |52,7 |76 |24,5% |39,6% |54,6% |
|Все остальные |26,3 |27,5 |27,8 |16,7% |20,7% |20,0% |
|Всего |157,2 |133,1 |139,2 |100,0% |100,0% |100,0% |
Как видно из приведенных выше данных, республика Адыгея является
основным потребителем продукции предприятия (64,1% - 97год, 51,2% – 98 год,
30,4% – 99год от общей реализации ликеро-водочной продукции, 52,2% - 97год,
30,1% – 98 год, 21,1% – 99год от общей реализации вина плодово-ягодного).
Таблица 3.9.
Изменение доли рынка ликероводочной продукции
|Регионы |изменение доли в 98 году |изменение доли в 99 году |
| |% |% |
|Близлежащие регионы |
|Республика Адыгея |-12,0% |-18,1% |
|Краснодарский край |-0,3% |-9,1% |
|Ставропольский край |0,4% |-0,1% |
|Ростовская область |1,1% |-1,0% |
|Всего |-10,8% |-28,3% |
|Дальние регионы |
|Московская область |-8,8% |16,3% |
|Мурманская область |1,6% |2,0% |
|Волгоградская |0,7% |-0,6% |
|область | | |
|Санкт-Петербург |6,5% |-3,8% |
|Иркутская область | |10,4% |
|Братск | |1,3% |
|Всего |1,5% |25,6% |
|Все остальные |9,3% |2,8% |
Таблица 3.10.
Изменение доли рынка вина
|Регионы |изменение доли в 98 |изменение доли в 99 |
| |году |году |
| |% |% |
|Близлежащие регионы |
|Республика Адыгея |-22,1% |-7,9% |
|Краснодарский край |1,9% |-5,6% |
|Ставропольский край |1,1% |-0,8% |
|Всего |-19,0% |-14,3% |
|Дальние регионы |
|Московская область |11,0% |6,4% |
|Астраханская область |-0,6% |-3,2% |
|Санкт-Петербург |3,6% |1,1% |
|Иркутская область |0,3% |11,4% |
|Волгоградская область |0,7% |-0,7% |
|Всего |15,1% |15,0% |
|Все остальные |3,9% |-0,7% |
В настоящее время видна тенденция понижения доли рынка Республики
Адыгея и близлежащих регионов (в 98 году – на 10,8% и 19% ликероводочной и
продукции и вина плодово-ягодного соответственно, в 99году – на 28,3% и
14,3% ликероводочной и продукции и вина плодово-ягодного соответственно) и
повышения доли рынка других регионов Российской Федерации (в 98 году – на
1,5% и 15,1% ликероводочной и продукции и вина плодово-ягодного
соответственно, в 99году – на 25,6% и 15% ликероводочной и продукции и вина
плодово-ягодного соответственно)
В настоящее время этот рынок является наиболее емким и прибыльным как
с точки зрения оптового сбыта продукции так и через сеть фирменных
магазинов.
Для местного рынка эффективным является мелкооптовая реализация
наряду с оптовой реализацией и естественно расширение сети фирменных
магазинов немаловажным. Так же не маловажным преимуществом местного
регионального рынка является присутствие единого экономического
пространства и единых нормативных актов, связанных, как с производством так
и с реализацией товаров.
В 1998 году в целях увеличения сбыта продукции предприятия
Правительство республики ввело квоты на распределение и реализацию
определенного количества готовой продукции ОАО ВВЗ “Майкопский” по районам.
Результатом этой необходимой акции явился более высокий уровень продаж
путем непринужденного навязывания продукции.
Таблица 3.11.
Сведения о выборке квот по районам республики Адыгея
|Название районов |един. |Квоты |Фактически |Процент |
| |Измер. | |выбрано |выполне-ния|
| | | | |(%) |
|г. Майкоп |т. дал. |65,7 |55,3 |82,1 |
|Гиагинский район |т. дал. |5,1 |3,1 |32,1 |
|Красногвардейский район |т. дал. |0,9 |0,2 |6,5 |
|Шовгеновский район |т. дал. |2,1 |1,6 |22,4 |
|Кошехабльский район |т. дал. |10,1 |8,4 |70,9 |
|Тахтамукайский район |т. дал. |6,0 |1,9 |21,9 |
|Теучежский район |т. дал. |5,6 |2,0 |36,4 |
|Майкопский район |т. дал. |10,1 |3,8 |38,1 |
|ИТОГО : республика Адыгея |т. дал. |127,6 |92 |64,3 |
Из таблицы 3.11. видно, что проводимая правительственная политика в
сфере увеличения сбыта винно-водочной продукции реализуется всего на 64 %.
Следует отметить, что наиболее эффективное выполнение обеспечивалось
фирменными магазинами предприятия (93,3 %) Это явление можно объяснить
фактором засоренности рынков со стороны нелегально ввозимой продукцией на
их территорию. В связи с этим необходимо пересмотреть правовые нормы,
связанные с повышением уровня выполнения предложенного государственного
квотирования, в сторону определенного их ужесточения.
6. Анализ каналов распределения продукции ОАО ВВЗ “Майкопский”
ОАО ВВЗ Майкопский на данный момент использует смешанный канал
товародвижения винно-водочной продукции, т.е. имеет 2 канала распределения:
1) через оптовую торговлю; 2) через розничную торговлю - сеть фирменных
магазинов (фирменная торговля).
18. Оптовая торговля
Оптовая торговля включает в себя: а) сбыт продукции с территории
завода ; б) сбыт продукции через фирменные оптовые базы, расположенных как
на территории республики Адыгея, так и за ее пределами. До 1997 года имел
место только 1 ый вариант оптовой реализации пока предприятием не был
разработан план по созданию перевалочных оптовых баз для расширения
географии взаимодействия предприятия и покупателя (пример – Воронежская
база).
Данный канал распределения имеет трехсторонний характер:
1. При данном варианте реализуется основная часть произведенной
продукции (более 80% ) и используется принцип получения от масштабов сбыта,
но из-за большой дебиторской задолжности оптовая торговля приносит в
среднем (по трем годам) 23% наличных денежных средств от ощего объема
оптовых продаж (Таблица 3.13.);
2. Неординарность продукции в аспекте механизма отчисления акциза в
бюджет. После отгрузки оптовому покупателю продукции под реализацию на срок
от 10 до 20 дней (в зависимости от партии), акциз и НДС должны быть
оплачены предприятием на следующий день после отгрузки. Так как только
акциз составляет 22,7 % от оптовой цены предприятия, ОАО ВВЗ “Майкопский”
не в состоянии оплатить данный сбор через столь короткие сроки, в
результате чего формируются штрафы и растет пеня (задолженность перед
бюджетом на 1.01.99г. составила 41701 тысячи рублей) ;
3. Сложностью возврата денежных средств от своих дебиторов. Это
совершенно негативно сказывается на хозяйственной деятельности предприятия
(с 1997 года дебиторская задолженность повысилась с 5442 тысяч рублей до
25826 тысяч рублей) — данное явление является прежде всего результатом
отсутствия мощной законодательной базы на территории Российской Федерации и
неудовлетворительной деятельностью организации в области сбыта.
Этот канал сбыта является очень важным для предприятия. Для
сохранения этого канала распределения необходимы следующие мероприятия:
- достижение определенного компромисса между предприятием и Правительством
республики Адыгея в области пересмотра механизма уплаты налогов (
увеличение сроков);
- предоставление льгот для снижения нижнего предела цены;
- предпочтение работы с проверенным покупателем;
- переход на обслуживание крупных аккредитованных оптовых баз, в результате
чего данное направление, согласно проведенного Госдумой изменения в
законодательстве, Российской Федерации, связанного с оплатой 1/2 части
акцизов непосредственно базой, существенно повлияет на эффективность
основной деятельности производителя;
- увеличение оптовой торговли на территории Центрального, Западно-Сбирского
и других регионов России.
При сложившейся ситуации в 1999 году (нехватка собственных оборотных
средств 2579 тыс. руб.) было бы целесообразно ввести 100% предоплату для
того, чтобы оптовая торговля приносила, минимум, до 50% наличных денежных
средств от общего объема оптовых продаж.
В 1999 году процент наличных денежных средств от общего объема
оптовых продаж составил 11,8%. Для достижения 50-ти процентного минимума
необходимо увеличить существующие данные (11,8%) на 38,2%. В денежном
выражении эта цифра составит 45037,8 тыс. руб. - дополнительные оборотные
средства. Данная мера сведет на нет нехватку собственных оборотных средств.
19. Розничная фирменная торговля
В 1996 году руководство завода в целях обеспечения определенной
независимости от внешних факторов, на фоне неблагоприятных условий,
решилось на создание фирменной сети магазинов, что показало эффективность
этого направления.
Не располагая собственными помещениями и арендуя их у Комитета по
имуществу, завод в течение 4 х лет наращивало численность магазинов, как на
территории республики так и за ее пределами. Анализ состояния фирменных
каналов сбыта в динамики показан в нижеприведенной таблице.
Таблица 3.12.
География численность фирменных магазинов и оптовых баз предприятия
по регионам продаж
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|