Товарно-инновационная политика
Министерство образования Украины
Черкасский Институт Управления
Кафедра маркетинга
РЕФЕРАТ
по курсу: товарно-инновационная политика
|Проверил: | |ВЫПОЛНИЛ: |
|преподаватель | |студент 5 курса |
|Квасников | |гр. ММ-51 |
| | |Борисов Дмитрий |
Черкассы 1999 год.
В этой работе рассматривается процесс разработки нового товара — от
генерации его идеи до коммерческой реализации. Для каждого этапа
инновационного процесса раскрывается содержание инновационной
управленческой деятельности, цель которой — обеспечить постоянный и
систематический поиск новых идей, способность управленческого механизма
использовать эти идеи, возможность свести к минимуму шансы разработки
слабых идей и отсева (потери) перспективных.
Возможность оптимизации инновационного процесса
Любое предприятие поставлено перед дилеммой: с одной стороны инновации
необходимы, с другой — успехом на рынке завершается лишь часть (иногда
очень малая) разработок. Многочисленные, хотя довольно разнородные, данные
подтверждают, что уровень неудачной продукции на рынке довольно высок.
Так, согласно исследованиям, проведенным Стенфордским университетом в
химической промышленности из 540 новых идей до лабораторных исследований
дошло только 98, до получения прототипа изделия — 8, а коммерческий успех
имел только один продукт.
Ф. Котлер приводит следующие данные: на рынке товаров широкого
потребления терпит неудачу 40 процентов всех предлагаемых новинок, на рынке
товаров промышленного назначения — 20, а на рынке услуг — 18. Заметим, что
последние данные касались товаров, которые уже прошли через многочисленные
сита отсевов на всех этапах инновационного процесса и оказались одними из
немногих, доведенных до внедрения в производство и выхода на рынок.
Почему же новые товары часто терпят неудачу, оборачиваясь
колоссальными потерями? По данным американских экспертов 32 процента
коммерческих неудач предлагаемых новинок происходят из-за неверной оценки
требований рынка, 23 процента — по техническим причинам (несовершенство
дизайна, качества, технических параметров, удобств в эксплуатации и т.п.),
14 процентов — из-за слишком высокой цены, 13 процентов — за счет
неправильной политики сбыта, 10 процентов — из-за несвоевременного начала
продажи, 8 процентов — из-за противодействия конкурентов.
Многочисленные примеры подтверждают эту грустную статистику. Первое
место среди них принадлежит, пожалуй, одной из самых дорогих товарных
неудач всех времен — автомобилю "Эдзел" фирмы "Форд". Причин неудач было
несколько. Во-первых, многим потребителям не понравился внешний вид
автомобиля: сверкающие хромом детали выглядели претенциозно; передняя часть
машины была выстроена по вертикали, а задняя — по горизонтали, словно над
противоположными концами автомобиля работали разные группы дизайнеров;
решетка радиатора имела странный вид. Во-вторых, фирма "Форд" рекламировала
"Эдзел" как автомобиль нового типа. Однако потребители не усмотрели в нем
новизны. Для них он стал просто очередным автомобилем среднего класса
стоимости. Так что фирма оказалась жертвой собственных чрезмерных обещаний.
В-третьих, спеша выпустить новый автомобиль, фирма "Форд" ослабила внимание
к контролю качества, и многие "Эдзелы" оказались с браком.
Неудачным было и время выхода с автомобилем на рынок. "Эдзел" появился
в 1957 г., когда в экономике как раз наметился глубокий спад. Людям нужны
были машины подешевле, и они начали покупать "Фольксвагены" и модель
"Рамблер" корпорации "Америкэн моторз".
"Эдзел" пал жертвой несовершенного планирования и неудачного выбора
времени. Все это принесло фирме "Форд" убытки в 350 млн. долларов.
Не менее впечатляющи потери корпорации "Дюпон", связанные с ее
новинкой — синтетической обувной кожей "кофрам". В 100 млн. долларов
обошлись корпорации ее иллюзии относительно долговременных перспектив
своего товара. Фирма "Дюпон" недостаточно глубоко проанализировала
потребительский рынок и поведение лиц, приобретающих обувь. И это привело к
тому, что встреченная с энтузиазмом новинка была затем отвергнута
потребителями.
Хорошо известная в нашей стране фирма ИБМ после огромного успеха
персонального компьютера РС начала поставлять в начале 1984 г. упрощенную
модификацию этой модели. Однако через год компания вынуждена была объявить
о прекращении производства этого компьютера. Неудача объяснялась плохим
планированием. Фирма так и не определила четко, являются ли ее потребителем
коммерческие или конечные потребители. Интенсивная ценовая конкуренция
привела к тому, что фирма потеряла контроль над ценами. Память компьютера
была ограниченной, и ее было трудно расширить. Таким образом, нехватка
опыта у ИБМ в маркетинге, рассчитанном на конечного потребителя, нанесла
значительный ущерб фирме.
Приведенные данные и примеры подсказывают путь оптимизации
инновационной деятельности — обеспечить целенаправленную стратегию
предприятия, организационно приспособить его (в рамках определенной
стратегии инновации) к работе с новинками. В ходе инновационного процесса
предприятие создает новые потенциальные возможности, оценивает их,
устраняет наименее привлекательные, изучает представление потребителей о
них, разрабатывает продукцию, испытывает ее и внедряет на рынок.
Этот длительный процесс можно рассматривать состоящим из вполне
определенных этапов, на каждом из которых нужно принимать соответствующие
обоснованные решения. Назовем основные этапы инновационного процесса: —
генерация идей; — отбор идеи; — разработка замысла и его проверка; —
экономический анализ; — разработка товара; — пробный маркетинг; —
коммерческая реализация.
Разработка нового товара должна быть четко спланирована и каждый этап
создания новинки тщательно проработан.
Такой подход, казалось бы, ведет к увеличению сроков разработки
новшеств и к их удорожанию. Вспомним, однако, что самыми дорогостоящими
являются завершающие этапы инновационного процесса. При тщательном и
систематическом планировании отсев менее перспективных идей происходит
раньше, большинство причин, ведущих к неудаче на рынке, вовремя
устраняется, значительно экономятся время и средства.
Так, по результатам специально выполненных исследований, американские
промышленные компании в 1969 г. должны были начинать работать в среднем с
58 идеями новых товаров, чтобы получить одну удачную новинку. А в 1981 г.
этим же фирмам для получения одного удачного товара потребовалось только 7
идей. Такое улучшение (и значительная экономия средств) явилось результатом
более тщательной разработки новинки на каждом этапе этой работы.
В отечественной практике разработки новых товаров этапам, предваряющим
НИОКР, уделяется, как правило, мало внимания. Нередко это приводило к
созданию неконкурентоспособных, дорогостоящих и малоэффективных в
эксплуатации новшеств, росту расходов на устранение ошибок, допущенных на
начальных этапах разработки.
Из всего вышесказанного не следует, однако, что каждый этап должен
хронологически следовать один за другим. Часто пользуются параллельно-
последовательной организацией инновационного процесса , что позволяет
сократить уровень затрат и сроки проведения работ на 15-20 процентов по
сравнению с последовательной организацией. Кроме того, параллельно
последовательная организация работ должна значительно уменьшить объем
доработок на этапе изготовления опытного образца.
Вместе с тем в результате совмещения этапов с целью сокращения времени
часто возникают, так называемые, издержки по ошибке, которые ведут к
увеличению затрат по сравнению с исходным параметром реализации новшеств.
Отсюда ясно, что инновационный менеджмент предназначен также для выбора и
обеспечения оптимального сочетания времени и затрат.
Этап генерации идей
Разработка любой инновации начинается с генерации идей — постоянного и
систематического поиска возможностей создания новых товаров. Этот этап —
задающий в инновационном процессе. Для успешной деятельности на рынке
предприятие должно иметь управленческий механизм, способный использовать
любые идеи, из какого бы источника они не появлялись.
Анализируя информационные потоки, стимулировавшие возникновение
нововведения, и выделяя те из них, характер которых имел наибольшее
значение для зарождения идеи новшества, исследователи выдвигают гипотезы
"технологического подталкивания" и "подтягивания спросом". В соответствии с
этими гипотезами обычно выделяют научно-техническую (технологическую) и
экономическую (коммерческую) информацию: первая содержит сведения о
существующих технологических возможностях решения той или иной проблемы,
вторая — о нуждах потребителя. Преобладающим фактором является
"подтягивание спросом". Так, за рубежом в среднем в 75 процентах случаев
источником нововведений являются рыночные факторы. Источники,
ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на определяемых
в ходе специальных исследований (опросы клиентуры, групповые обсуждения,
анализ поступающих писем и жалоб) желаниях и нуждах потребителей. Затем на
удовлетворение этих желаний ориентируются научные исследования и
конструкторские разработки, и результате появляются такие товары как
шариковые дезодоранты, светлое пиво, легко открываемые банки с
газированными напитками.
Существующие в данный момент научно технические плен и возможности
(гипотеза "технологического подталкивания") также представляют собой поле
для "сбора" идей новшеств. Не менее важным источником идей являются
фундаментальные научные исследования, которые направлены на получение новых
знаний и косвенно привадят к возникновению инноваций. Чаще всего, таким
образом, возникают совершенно новые товары и технологии (телевизоры,
видеомагнитофоны, антибиотики, синтетические волокна, лазерная обработка
металлов), порождающие затем лавинообразный процесс усовершенствований и
модификаций.
Важным источником инноваций может быть деятельность конкурентов.
Появление новинки на рынке чаще всего становится отправной точкой поиска
конкурирующего новшества. Отметим также, что имитация инноваций, а иногда и
прямое заимствование идей и разработок являются хоть и неэтичной, но
реальной практикой рыночного поведения предприятий.
Еще одним источником идей являются собственные проблемы техники и
технологии предприятия. Иногда, решая незначительную инженерную задачу,
касающуюся нужд предприятия, приходят к открытиям или изобретениям,
совершающим настоящий переворот в целой отрасли.
В последние десятилетия все более важными источниками идей стали
проблемы экологии, в частности утилизации отходов. Необходимость как-то
использовать мусор привадит к возникновению нужных людям новшеств.
Очень большой интерес представляют методы поиска идей. В настоящее
время таких методов существует свыше 100 и их количество постоянно
увеличивается.
Отбор идей
Целью исходного этапа разработки новых товаров является стремление
выработать как можно большее количество идей. Цель последующих этапов —
сократить это количество, не потеряв при этом ни одной из ценных идей.
Первым шагом на этом пути является отбор идей.
Цель отбора — как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи. В
большинстве фирм США разработаны и используются конкретные процедуры оценки
идей: специалисты излагают идеи новинок на стандартных бланках, где
содержится описание товара, целевого рынка и конкурентов, делаются грубые
прикидки относительно размеров рынка, цены товара, продолжительности и
стоимости работ по созданию новинки, стоимость ее производства и нормы
Страницы: 1, 2, 3
|