самом верхнем. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса
ценностей, в который входят справедливость, равенство, беспристрастность,
целостность, честность, доверие. Каждый человек может определить свою и
чужую пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:
1) непрерывное самосовершенствование;
2) ориентация на служение другим;
3) излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от
восприятия отрицательной энергии и конфликтов,
4) вера в других;
5) рациональное распределение времени и усилий;
6) внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события,
восприятие жизни как приключения;
7) самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг
других и их равного права на самовыражение;
8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.
2. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление
соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления
лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей
степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и
самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития
лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в
той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их
использование помогает «стать лидером», обрести признание группы,
коллектива. Эти процедуры таковы.
a) выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером,
уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя
ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей,
сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;
b) развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских
качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся прежде
всего профессиональная компетентность, порядочность (честность,
соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило,
трудно, а то и вовсе невозможно завоевать авторитет; развитый интеллект,
который проявляется в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы,
гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели и
т.д.;
c) обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в
отношениях с членами группы полагает культуру общения, умение ясно и
четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать
замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других
людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами,
оказывать им поддержку и т.п.;
d) приобретения умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию,
знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов
группы.Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих
сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности не
достижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.
3 Тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов
группы с организационными целями, реализация потребностей,
представительство и защита интересов как отдельных членов группы, так и
коллектива в целом Это устраняет почву для возникновения деструктивных
групп и лидеров, деятельность которых наносит ущерб организации, а также
повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового
лидерства по отношению к эмоциональному лидерству.
4. Сочетание в деятельности руководителя формального и неформального
лидерства. Подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только
начальника или лишенного эмоций и переживаний сухого технократа, но и
человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не
только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках
5. Организационная интеграция лидеров, обеспечение конструктивной
направленности их деятельности и устранение деструктивного лидерства.
Интеграция лидеров предполагает обеспечение лояльности существующих
руководителей, отбор наиболее способных работников, мотивированных на
реализацию целей организации, поощрение их профессионально-должностного
роста, налаживание добрых отношений и сотрудничества со стихийно
сложившимися группами и их лидерами, формализация, если это возможно и
целесообразно, лидерства.
Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации в целом
способны нанести деструктивные лидеры, например лидеры групп противников
нововведений, собутыльников, расхитителей собственности, взяточников и т.п.
Для устранения такого рода лидерства возможны различные способы действий.
Первый и самый простой из них — разрушение системы «лидер —
последователи» с помощью административных мер. С этой целью могут
использоваться разные средства: увольнение деструктивного лидера или
перевод его на другое место работы, изменение его социальной роли за счет
перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников,
изоляция лидера, расформирование группы последователей и прежде всего
перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному
лидеру. Ослаблению влияния негативного лидера может способствовать
сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за счет перевода
лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное
общение, и т.д.
Второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его
характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера
с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью
индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему
особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой
способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной
реакции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а
эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои
ориентации и подчинить свою активность целям организации.
Третий способ ликвидации деструктивного лидерства — перехват его
основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех
потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер.
Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения
внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному
информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений
относительно их будущего.
Четвертый способ устранения негативного для организации лидерства —
подрыв репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах и
особенно в глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть
достигнуто, в частности, за счет вежливого, но постоянного показа на
собраниях низкой профессиональной компетентности лидера, сомнительности его
нравственных качеств, беспер-спективности или опасности тех действий, к
которым он побуждает, и т.п.
Внешние и внутренние условия лидерства постепенно меняются,
обусловливая новые потребности в соответствующих лидерских качествах.
Факторами эволюции качеств лидера можно считать:
. изменение внешних условий;
. возникновение новых проблем;
. внутренние изменения организации;
. изменения индивидуальных и групповых ожиданий и интересов в
организации;
. изменение ожиданий и интересов самого лидера.
Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью
пребывания у власти и развитием определенных качеств у лидера. Исследование
этой зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:
1) повышение эффективности лидерства;
2) постепенное падение эффективности деятельности лидера;
3) полная утрата лидером способности к выполнению собственных
функций.
Профессиональное долголетие лидера и продолжительность каждого из
этапов его лидерства зависят от многих социально-психологических факторов,
но можно сознательно уберечься от столь печального развития ситуации: (1)
постоянно самосовершенствоваться, развивая собственную компетентность,
сомоконтроль и самокритичность; (2) поощрять творческую атмосферу и
командный дух в организации.
И тем не менее для любого лидера наступает время, когда надо
освободить место для нового лидера, в котором нуждается организация. Для
самого лидера и организации будет лучше, если это произойдет вовремя.
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
Лидерство и культура представляют собой два взаимосвязанных понятия.
Известный исследователь организационной культуры Э. Шейн отметил:
«Уникальный талант лидера заключается в способности создавать и управлять
культурой; это единственная роль лидера, имеющая реальную важность».
Организационная культура – это совокупность доминирующих стереотипов,
ценностей и правил, которые находят свое логическое воплощение в типичных и
поощряемых моделях поведения, взаимодействия членов организации друг с
другом и с представителями внешней среды, а также в различных продуктах
организационной деятельности.
Элементами организационной культуры являются:
o совокупность типичных стереотипов восприятия, убеждений,
переживаний, ценностей, норм и правил, ритуалов и традиций;
o наблюдаемые и ненаблюдаемые общие модели поведения и
взаимодействия членов организации друг с другом, а также с
представителями внешней среды;
o технология производства товаров и услуг;
o любые материальные продукты деятельности, включая планировку
офисов и производственных помещений, рекламу, книги и т. д.;
o любые продукты социальной реальности нематериального характера
(идеи, оценки, рейтинги и т. д.).
Организационная культура отражается в способах интеграции членов
организации и в методах ее взаимодействия с внешней средой. Организационная
культура формирует определенный стиль взаимодействия членов организации с
постоянно изменяющейся внешней средой, позволяющей организации выжить и/или
развиваться.
Организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и
совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется
под влиянием многих факторов, которые обуславливают спонтанность изменения
черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого
удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры,
является лидерство. Лидерство можно прежде всего воспринимать как процесс
совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие
элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную
деятельность организации по реализации стратегических целей. Если нет
заботы о повышении эффективности организационной деятельности, то
воздействие лидера на организационную культуру теряет смысл. С учетом
вышеупомянутой роли лидера его задачами являются:
1. Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных
социальных групп и интеграция этих особенностей в ведущую
культуру.
2. Культивирование таких черт культуры, которые определяют
эффективность организации (посредством мотивации и обучения
персонала).
3. Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной
группы, которые препятствуют эффективной деятельности
организации.
Существование связи между организационной культурой и степенью
эффективности организационной деятельности отмечали многие исследователи.
Специалисты Мичиганской бизнес-школы разработали модель организационных
культур и их эффективности. Эта модель основана на взаимосвязи
организационной культуры с определенной моделью управленческого лидерства.
Тип культуры: клановая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|