реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией

реферат

самом верхнем. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса

ценностей, в который входят справедливость, равенство, беспристрастность,

целостность, честность, доверие. Каждый человек может определить свою и

чужую пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:

1) непрерывное самосовершенствование;

2) ориентация на служение другим;

3) излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от

восприятия отрицательной энергии и конфликтов,

4) вера в других;

5) рациональное распределение времени и усилий;

6) внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события,

восприятие жизни как приключения;

7) самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг

других и их равного права на самовыражение;

8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.

2. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление

соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления

лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей

степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и

самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития

лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в

той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их

использование помогает «стать лидером», обрести признание группы,

коллектива. Эти процедуры таковы.

a) выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером,

уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя

ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей,

сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;

b) развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских

качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся прежде

всего профессиональная компетентность, порядочность (честность,

соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило,

трудно, а то и вовсе невозможно завоевать авторитет; развитый интеллект,

который проявляется в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы,

гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели и

т.д.;

c) обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в

отношениях с членами группы полагает культуру общения, умение ясно и

четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать

замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других

людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами,

оказывать им поддержку и т.п.;

d) приобретения умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию,

знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов

группы.Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих

сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности не

достижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.

3 Тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов

группы с организационными целями, реализация потребностей,

представительство и защита интересов как отдельных членов группы, так и

коллектива в целом Это устраняет почву для возникновения деструктивных

групп и лидеров, деятельность которых наносит ущерб организации, а также

повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового

лидерства по отношению к эмоциональному лидерству.

4. Сочетание в деятельности руководителя формального и неформального

лидерства. Подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только

начальника или лишенного эмоций и переживаний сухого технократа, но и

человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не

только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках

5. Организационная интеграция лидеров, обеспечение конструктивной

направленности их деятельности и устранение деструктивного лидерства.

Интеграция лидеров предполагает обеспечение лояльности существующих

руководителей, отбор наиболее способных работников, мотивированных на

реализацию целей организации, поощрение их профессионально-должностного

роста, налаживание добрых отношений и сотрудничества со стихийно

сложившимися группами и их лидерами, формализация, если это возможно и

целесообразно, лидерства.

Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации в целом

способны нанести деструктивные лидеры, например лидеры групп противников

нововведений, собутыльников, расхитителей собственности, взяточников и т.п.

Для устранения такого рода лидерства возможны различные способы действий.

Первый и самый простой из них — разрушение системы «лидер —

последователи» с помощью административных мер. С этой целью могут

использоваться разные средства: увольнение деструктивного лидера или

перевод его на другое место работы, изменение его социальной роли за счет

перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников,

изоляция лидера, расформирование группы последователей и прежде всего

перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному

лидеру. Ослаблению влияния негативного лидера может способствовать

сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за счет перевода

лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное

общение, и т.д.

Второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его

характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера

с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью

индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему

особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой

способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной

реакции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а

эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои

ориентации и подчинить свою активность целям организации.

Третий способ ликвидации деструктивного лидерства — перехват его

основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех

потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер.

Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения

внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному

информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений

относительно их будущего.

Четвертый способ устранения негативного для организации лидерства —

подрыв репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах и

особенно в глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть

достигнуто, в частности, за счет вежливого, но постоянного показа на

собраниях низкой профессиональной компетентности лидера, сомнительности его

нравственных качеств, беспер-спективности или опасности тех действий, к

которым он побуждает, и т.п.

Внешние и внутренние условия лидерства постепенно меняются,

обусловливая новые потребности в соответствующих лидерских качествах.

Факторами эволюции качеств лидера можно считать:

. изменение внешних условий;

. возникновение новых проблем;

. внутренние изменения организации;

. изменения индивидуальных и групповых ожиданий и интересов в

организации;

. изменение ожиданий и интересов самого лидера.

Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью

пребывания у власти и развитием определенных качеств у лидера. Исследование

этой зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:

1) повышение эффективности лидерства;

2) постепенное падение эффективности деятельности лидера;

3) полная утрата лидером способности к выполнению собственных

функций.

Профессиональное долголетие лидера и продолжительность каждого из

этапов его лидерства зависят от многих социально-психологических факторов,

но можно сознательно уберечься от столь печального развития ситуации: (1)

постоянно самосовершенствоваться, развивая собственную компетентность,

сомоконтроль и самокритичность; (2) поощрять творческую атмосферу и

командный дух в организации.

И тем не менее для любого лидера наступает время, когда надо

освободить место для нового лидера, в котором нуждается организация. Для

самого лидера и организации будет лучше, если это произойдет вовремя.

4. Роль лидера в управлении организацией

4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой

Лидерство и культура представляют собой два взаимосвязанных понятия.

Известный исследователь организационной культуры Э. Шейн отметил:

«Уникальный талант лидера заключается в способности создавать и управлять

культурой; это единственная роль лидера, имеющая реальную важность».

Организационная культура – это совокупность доминирующих стереотипов,

ценностей и правил, которые находят свое логическое воплощение в типичных и

поощряемых моделях поведения, взаимодействия членов организации друг с

другом и с представителями внешней среды, а также в различных продуктах

организационной деятельности.

Элементами организационной культуры являются:

o совокупность типичных стереотипов восприятия, убеждений,

переживаний, ценностей, норм и правил, ритуалов и традиций;

o наблюдаемые и ненаблюдаемые общие модели поведения и

взаимодействия членов организации друг с другом, а также с

представителями внешней среды;

o технология производства товаров и услуг;

o любые материальные продукты деятельности, включая планировку

офисов и производственных помещений, рекламу, книги и т. д.;

o любые продукты социальной реальности нематериального характера

(идеи, оценки, рейтинги и т. д.).

Организационная культура отражается в способах интеграции членов

организации и в методах ее взаимодействия с внешней средой. Организационная

культура формирует определенный стиль взаимодействия членов организации с

постоянно изменяющейся внешней средой, позволяющей организации выжить и/или

развиваться.

Организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и

совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется

под влиянием многих факторов, которые обуславливают спонтанность изменения

черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого

удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры,

является лидерство. Лидерство можно прежде всего воспринимать как процесс

совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие

элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную

деятельность организации по реализации стратегических целей. Если нет

заботы о повышении эффективности организационной деятельности, то

воздействие лидера на организационную культуру теряет смысл. С учетом

вышеупомянутой роли лидера его задачами являются:

1. Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных

социальных групп и интеграция этих особенностей в ведущую

культуру.

2. Культивирование таких черт культуры, которые определяют

эффективность организации (посредством мотивации и обучения

персонала).

3. Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной

группы, которые препятствуют эффективной деятельности

организации.

Существование связи между организационной культурой и степенью

эффективности организационной деятельности отмечали многие исследователи.

Специалисты Мичиганской бизнес-школы разработали модель организационных

культур и их эффективности. Эта модель основана на взаимосвязи

организационной культуры с определенной моделью управленческого лидерства.

Тип культуры: клановая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.