уровня эффективности.
Матричная – это комбинация двух видов структур по функциям и по продукту.
Пример: разрабатывается 4 разных продукта за каждый из которых отвечает
отдельных руководитель. Каждый выполняет цепочку функций от создания нового
продукта до его пр-ва и продажи. Здесь имеется двойное подчинение
руководителю проекта и руководителю функционального отдела. Руководитель
функционального отдела принимает участие в орг-ции, контролирует ход
работы, сроки. Менеджер по продукту отвечает за интеграцию всех видов
деятельности, за стратегию проекта и рез-ты работы.
11
История развития М. И его школы
Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор
сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа
научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт,
Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом
производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению
производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-
50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют
“универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в
любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо,
Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и
достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4)
поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис,
Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации
требует максимального использования человеческого потенциала на основе
данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее
время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения
ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей
ситуации.
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на
практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ
М. “цели человек-эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М.,
обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует
ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней -
на персонал”
В науке современного М. Выделяются следующие черты: 1) системный подход к
управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль
организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих
процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация М.
12
Системность в М.
Система - совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во
взаимодействии как единое целое. Системность присутствует во всех элементах
управления. Различные системы, используемые для обеспечения планирования,
контроля, организации, мотивации, принятия решений, - самый действенный
инструмент фирмы.
Система целей включает деловые установки, принципы, духовные ценности,
долгосрочные цели.
Система планирования компании в целом. Уровни планирования:
1)стратегические планы; 2)тактические планы; 3)оперативные планы; 4)анализ,
разработки, маркетинг.
Система показателей, к которым стремится фирма: 1)рост фирмы;
2)рентабельность; 3)платежеспособность; 4)доля рынка; 5)гибкость,
устойчивость.
Система факторов успеха фирмы, например: 1)выбор продукта с потенциалом
роста; 2)выбор продукта с высокой конкурентоспособностью.
Система показателей деятельности фирмы: экономичность, действенность,
качество; производительность; условия труда, инновативность; прибыльность.
Система контроля, система мотивации.
Системы управления - системы, реализующие процесс управления для
достижения целей.
Система управления организацией:
Система управления состоит:
. из субъекта управления - управляющая часть системы, которая вырабатывает
управляющие воздействия и подает их на объект;
. объекта управления - управляемая часть системы, представляющая собой
часть системы, состояние которой приводится к желаемому результату.
Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект
и объект являются одним целым, то в этом случае мы имеем дело с
самоуправлением.
13
Сущность организационной и управленческой структуры
В любой фирме существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Причиной этого является специализация - повышается эффективность. Структура
системы управления представляет собой в самом простом виде субъект
управления, воздействующий на объект управления. Субъект управления - это
управляющая часть системы, она вырабатывает управляющие воздействия и
подает их на объект. Это top-менеджмент, а также исполнительные
руководители. Объект управления - управляемая часть системы управления -
это часть системы управления, состояние которой приводится к желаемому
результату. Объект и субъект управления появились по причине разделения
труда: 1)по управленческим функциям; 2)по исполнительным функциям.
Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект
и объект являются одним целым, то в этом случае мы имеем дело с
самоуправлением.
Часть кибернетики, которая изучает процессы управления в экономике,
называется “экономической кибернетикой”, основоположник - американский
ученый Норберт Винер. Кибернетика исходит из единой схемы управления,
характерной для всех форм и видов. Согласно этой схеме субъект управления
вырабатывает управляющее воздействие в виде повеления, команды, сигнала,
которое передается объекту управления. Объект управления, воспринимая
управляющее воздействие, изменяет свой образ действия в соответствии с
сигналом о том, что объект выполнил команду, субъект узнает, получая
обратную информацию по каналу обратной связи. В зависимости от этой
информации субъект вырабатывает новые управленческие воздействия. Канал
обратной связи может быть зрительным, слуховым, телефонным, в виде
электрических сигналов, письменных отчетов. Обратная связь гарантирует
контроль. В качестве субъекта выступают хозяйственные руководители, органы
управления. В качестве объекта - трудовые коллективы, отдельные работники,
факторы производства, природные ресурсы, научно-технический и
информационный потенциал. Управляющие воздействия регулируются законами,
указами, планами, программами, постановлениями, рекомендациями,
инструкциями и финансовыми стимулами, моральным воздействием. Обратные
связи - это результаты непосредственных наблюдений и контроля со стороны
субъекта управления, статистическая и текущая отчетность, бухгалтерская
документация.
Организационная структура - форма управления, представляющая собой
механизм и способ разделения труда и кооперации труда.
14
Постановка вопроса о методах управления
Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и
подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия
субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка
вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих
взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.
Существует 3 вида методов управления. 1)командный; 2)экономический;
3)социально-психологический.
Приоритетное положение того или иного метода в организации придает ей
черты, характерные для данного метода.
В практике вопрос распределения приоритетов между этими методами очень
важен, потому что эффективность организации определяется 1)системой методов
управления; 2)механизмами управления.
15
Характеристика методов управления
Методы управления являются инструментом взаимодействия субъекта на объект
и одновременно способом их взаимодействия. Существует 3 вида методов
управления: 1)командный; 2)экономический; 3)социально-психологический.
1)Метод командный. Используемые механизмы:
Административные: приказ, распоряжение, указание. Нормативные: закон,
положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для
выполнения. Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта
(назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные
сверху. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе,
награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе,
план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.
2)Метод экономический. Механизмы: договорной процент отчисляемой прибыли,
договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции,
предусмотренные договором.
3)Социально-психологический метод. Механизмы также договорные: убеждение,
критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.
При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и
подчинения. Основные достоинства метода: 1)обеспечивается единство воли
руководства в достижении цели; 2)не требует крупных материальных затрат;
3)в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая
реакция на изменение внешней среды. Недостатки метода следующие:
1)подавляется инициатива, творческая работа; 2)отсутствуют действенные
стимулы труда и могут возникать антистимулы; 3)в крупных организациях:
а)менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в
дефиците; б)обюрокрачивается аппарат управления; в)требуется громоздкая
система контроля.
Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта -
договорные - товарно-денежные. Характеризуются: 1)свободой субъекта и
объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;
2)выполнение договорных обязательств. Достоинства метода: стимулируется
проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на
основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки: остаются
неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального
интереса, что снижает мотивацию.
3.Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и
объекта договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из
сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его. Достоинства
метода: 1)включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с
удовлетворением материальных потребностей; 2)практически не требуются
материальные затраты. Недостатки: 1)не используются стимулы, опирающиеся на
материальные потребности людей; 2)трудно прогнозировать результаты.
16
Целеполагание в планировании
Планирование - постановка целей и разработка путей их достижения.
Цель организации представляет собой направление, в котором осуществляется
ее деятельность. Основные цели воздействуют на стратегию, которая влияет на
структуру, систему управления и саму деятельность. Таким образом, цель -
есть “контур” плана. Цели образуют собой иерархическую систему. Основные
базовые цели, в направлении которых действует фирма при планировании
параметров эффективности: рост, рентабельность, платежеспособность, доля
рынка, гибкость, устойчивость.
При определении стратегии рассматриваются промежуточные цели и факторы
успеха фирмы, например: 1)выбор продукта с потенциалом роста; 2)выбор
продукта с высокой конкурентоспособностью и большой долей на рынке. Система
показателей, к которым стремится фирма: экономичность, действенность,
качество; производительность; инновативность; прибыльность.
Дерево целей - совокупность целей, увязанных в иерархическую систему.
Противоречие в целях может быть таким: краткосрочные цели могут не
совпадать с долгосрочными; общие цели могут не совпадать с частными; могут
не совпадать цели организации и внешней среды; организации и внутренней
среды. Поэтому для успеха организации цель должна: 1)соответствовать
системе ценностей, принятых в организации; 2)обеспечиваться адекватными ей
средствами; 3)не противоречить целям более высокого порядка; 4)быть реально
осуществимой; 5) достигаться способами, обеспечивающими эффективность с
учетом возможных побочных эффектов; 6)формулироваться доступно, конкретно,
ясно, кратко, однозначно пониматься; 7)сложные цели должны быть
структурированы и образовывать дерево целей, отвечающих требованиям
эффективности.
17
Потребности человека.
Американский Исс-тель ,психолог Абрахам, Маслоу (Пирамида Маслоу или
иерархия потребностей по Маслоу) выделил 5 структурных уровней, в настоящее
время - больше
|Самовыражение |Вторичные |
|Уважения | |
|Социальные | |
|Безопасности и |Первичные |
|защищенности | |
|Физиологические | |
Современная пирамида:
1 уровень - физиологический (явл. необходимыми для выживания, потребность
в еде, воде, отдыхе, и сексуальн. потребности)
2 уровень - безопасности и защищенности (защита от физ. и психол.
опастностей со стороны окружающего мира и уверенность в том ,что физиолог.
потребности будут удовлетв. в будущем - покупка страхов. полиса или поиск
надежной работы с хорош. видами на пенсию)
3 уровень - социальные (потребности общения), это понятие вкл. чувство
принадлежности к чему или кому либо, чувство, что тебя принимают другие,
чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки)
4 уровень - уважения (вкл. личные достижения, уважение со стороны
окружающих, признание)
5 уровень - познавательные
6 уровень - эстетические
7 уровень - самовыражения, самоактуализации (потребность в реализации
своих потенциальных возможностей в росте как личности)
Другие не согласились с пирамидой Маслоу
Потребности не вошедшие в пирамиду Маслоу:
. ощущение собст. значимости
. материальные
. власти (оказывать влияние на др.)
. потребность достижения успеха
. избегания неудач
. уверенность в будущем
. любви
. религиозные потребности
. садистские и т.д
18
Функция контроля в менеджменте
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Контроль - это непрерывный процесс совпадающий в своем развитии с
производственным циклом.
1.Контроль очень важен для успешного функционирования организации.
2.Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп
становится невозможно.
3.Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем
раньше сем они станут слишком серьезными.
4.Контроль используется для стимулирования успешной деятельности.
5.Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней
так и внешней. Неопределенность: изменение законов, социальных ценностей,
технологии, условий конкуренции и др.
6.Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Функция контроля
- это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и
скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти
проблемы перерастут в кризис. Любая организация обязана обладать
способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как
они повредят достижению целей организации.
7.Контроль поддерживает все то, что является успешным в деятельности
организации.
8.Широта контроля. Контроль должен быть всеобъемлющим.
Виды контроля:
1.Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ.
Основными средствами осуществления предварительного контроля является
реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Предварительный
контроль используется в трех областях - по отношению к человеческим,
материальным и финансовым ресурсам.
2.Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.
Объектом является подчиненные сотрудники.
3.Заключительный контроль основывается на обратной связи. Управляющие
системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, то есть
руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом,
может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее
работы.
Страницы: 1, 2, 3
|