принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный
комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. Концерн
- это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством
системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений,
финансирования, тесного производственного сотрудничества.
Характер "вертикальных" или "горизонтальных" объединений. Финансовая группа
объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия различных
отраслей хозяйства - промышленные, торговые, транспортные, кредитные и др.
Во главе финансовой группы стоит один или несколько банков. Государственные
фирмы В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно
весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь
созданный. В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице
какого-либо министерства или держательской компании может владеть
значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило,
осуществляет контроль за их деятельностью. Государственные промышленные
фирмы занимают довольно прочное положение в производстве развитых стран.
Государственные торговые фирмы, осуществляющие только экспортно-импортные
операции, имеют большое значение в международной торговле. Кооперативные
фирмы (союзы) в развитых странах представляют собой паевые объединения
потребителей, фермеров или мелких производителей для осуществления
хозяйственной деятельности, преследующей коммерческие цели. Одной из
основных задач кооперативных союзов является устранение посреднических
звеньев на внутреннем и внешнем рынках. Сейчас они имеют не только
потребительскую, но и производственную направленность. Крупнейшим
кооперативным союзом, выступающим на мировом рынке, является английское
Кооперативное оптовое общество. Оно владеет не только большим числом
промышленных предприятий, но и банками, страховыми обществами, гостиницами,
кинотеатрами, товарными складами, судами, железнодорожными станциями, сетью
автобаз.
11. Классификация фирм по капиталу и контролю. Национальными называют
фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Пример:
"Дженерал моторе", "Форд мотор", "Крайслер" и др. европейские "Фольксваген"
и "Даймлер-Бенц" в Германии; "Бритиш Лейланд мотор корп." в Англии; "Рено"
и "Пежо" во Франции; "ФИАТ" в Италии; "Вольво" в Швеции Иностранными
называют фирмы, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям
полностью или в определенной части, обеспечивающей им контроль. Иностранные
фирмы создаются в форме филиалов дочерних и ассоциированных компаний
заграничных головных фирм и регистрируются в стране местонахождения.
Организация и деятельность иностранных компаний в стране местонахождения
определяются законодательством каждой страны, которое устанавливает порядок
регистрации компаний. Иностранные фирмы образуются либо путем создания
акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных
фирм, ведущих к изменению национальности контроля. Смешанными по капиталу
называют фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или
нескольких стран. Регистрация смешанной фирмы осуществляется в стране
одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства.
Смешанные по капиталу компании называют совместными предприятиями в тех
случаях, когда целью их создания является осуществление совместной
предпринимательской деятельности. В форме смешанных компаний создаются
международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.
Многонациональные фирмы: англо-голландские концерны - нефтяной "Ройялдатч-
Шелл" и пищевой "Юнилевер".
12. Классификация фирм по сфере деятельности. К международным относятся
фирмы, сфера производственной и коммерческой деятельности которых
распространяется на зарубежные страны. По принадлежности капитала и
контролю большинство из них - национальные. Филиал не имеет юридической
самостоятельности не может вести дела от своего имени: заключать сделки,
вести бухгалтерский учет, отчитываться перед аудиторами. В обязанности
заграничного производственного филиала обычно входит выпуск тех видов
продукции, в которых заинтересована материнская компания. Дочерние
компании, обладая юридической самостоятельностью, сами подписывают
контракты с покупателями и несут ответственность за их исполнение, а также
отвечают юридически по своим обязательствам. Материнская компания не несет
никакой ответственности за выполнение заказов и обязательств дочерней
компанией. К категории международных фирм, именуемых транснациональными
корпорациями -ТНК, эксперты ООН относят любую компанию, имеющую
производственные мощности за границей. ТНК - это особая форма организации
хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников
многих предприятий, расположенных в разных странах и объединенных единым
титулом собственности на средства производства, деятельность направлена на
подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках,
что выражает суть экономической политики ТНК. Важной отличительной чертой
ТНК является наличие огромного числа производственных и сбытовых дочерних
компаний в широком круге стран. Важная характерная черта ТНК состоит в
организации международного по своему характеру производства, основанного на
разделении труда. В зависимости от отраслевой принадлежности это
производство либо строится на включении заграничных предприятий в общую
технологическую цепочку от добычи сырья до выпуска конечного продукта, либо
основывается на подетальной специализации. Внутрифирменные поставки имеют
особо большие размеры у компаний автотракторной, военно-космической,
химической, фармацевтической, радиоэлектронной промышленности. ТНК имеют
возможность оказывать непосредственное воздействие на состояние платежного
баланса стран местонахождения своих предприятий. Усиление концентрации
производства и капитала как на национальном, так и на международном уровне
сопровождалось приобретением национальных и заграничных предприятий.
13. Методика изучения фирм. Собираются следующие сведения: Общие сведения о
фирме: наименование фирмы; адрес фирмы, страна регистрации, номер
регистрации, номер телекса или телефакса. Показатели, характеризующие
экономическое и финансовое положение фирмы: величина акционерного капитала,
активов, продаж; число занятых; место в списке ведущих компаний своей
страны и место среди крупнейших компаний мира. • Вид хозяйственной
деятельности фирмы: промышленная; торговая; транспортно-экспедиторская;
инжиниринговая и др. Характер собственности фирмы: частная;
государственная, полугосударственная; кооперативная Правовое положение
фирмы: акционерное общество; корпорация (США), публичная компания; общество
с ограниченной ответственностью; частная компания; полное товарищество;
коммандитное товарищество; единоличная фирма. Принадлежность фирмы по
капиталу и контролю: национальная; иностранная; смешанная. История
образования и особенности развития фирмы: год создания; основные слияния,
поглощения; изменения наименований. Тип объединения, в которое входит
фирма, и ее положение в нем; материнская компания; филиал; дочерняя;
ассоциированная компания. Номенклатура производимой и реализуемой
продукции: основные товары или группы товаров; направление специализации;
номенклатура экспорта и импорта. • Место фирмы на мировом рынке по
важнейшим выпускаемым товарам. Значение и характер внешнеэкономической
деятельности фирмы: число заграничных дочерних компаний, их местоположение,
виды деятельности; значение (доля) экспорта из страны производства в
деятельности фирмы. Производственная и материально-техническая база фирмы:
число и местоположение производственных предприятий и их мощность.
Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты по основным видам
выпускаемой или реализуемой продукции. Производственно-технические и прочие
хозяйственные связи с другими фирмами. Структура аппарата управления фирмы:
численный состав совета директоров и правления; название производственных
отделений, закрепленная за ними номенклатура продукции, степень
хозяйственной самостоятельности и ответственности. Источники изучении фирм:
Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах.
Информация, публикуемая в американском журнале "Форчун" ("Fortune"),
содержит сводные таблицы по 500 крупнейшим фирмам США и по 500
внеамериканским компаниям. Годовые отчеты о деятельности фирм, которые
составляются к ежегодному собранию акционеров и утверждаются советом
директоров. Балансовые отчеты фирм, публикуемые ежегодно или ежеквартально,
дают сведения: о средствах, которыми располагает фирма; об источниках
финансирования; о размере акционерного капитала фирмы; об обязательствах
компании по облигационным займам; о размере основного капитала и т.п.
Проспекты фирмы содержат: подробную характеристику производственной
деятельности фирмы. Информация о фирмах от специализированных организаций:
кредитно-справочных бюро, союзов предпринимателей, торговых палат,
консультационных фирм, государственных организаций. Информация внутреннего
пользования. Собирается и систематизируется каждой фирмой, имеющей
специальные досье или картотеки по фирмам. На каждого действующего клиента
фирма заводит отдельную папку или карточку, в которых, помимо общей
характеристики фирмы, систематически делаются записи о состоянии деловых
отношений с клиентом и регулярно вносятся новые сведения о нем. Справочники
по фирмам. Содержат систематизированную информацию о промышленных,
торговых, транспортных, страховых и других видах фирм.
14. Порядок учреждения и регистрации фирмы. Регистрация фирмы предоставляет
защиту исключительного права на фирму, ее наименование и товарный знак.
Фирменное наименование, под которым фирма регистрируется в торговом реестре
своей страны, выбирает и присваивает себе каждая фирма самостоятельно.
Наименование фирмы обозначается на бланках коммерческой корреспонденции,
счетах, печати, вывеске, товарном знаке, рекламе. Фирменное наименование
указывается в преамбуле или тексте контракта, финансовых документах, при
регистрации на фондовой бирже. Фирма может быть создана юридическими и
физическими лицами путем объединения их вкладов (капиталов) для ведения
хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.
Регламентации: 1. определение правового положения фирмы; 2. устав фирмы,
устанавливающий порядок учреждения и функционирования фирмы; 3. образование
капитала фирмы; порядок эмиссии, приобретения и передачи паев или акций;
принадлежность капитала; 4. организационная структура фирмы. Регистрация
фирмы осуществляется государственными административными органами и является
обязательной. Она преследует цели: проведение государственного контроля за
предпринимательской деятельностью: возникновением и ликвидацией фирм;
выявление фактов незаконной коммерческой практики и тайного
предпринимательства; получение от предпринимателей сведений бухгалтерского
и финансового учета. Регистрация фирм осуществляется занесением их в реестр
с указанием следующих данных: полное наименование фирмы или торговое имя
предпринимателя, ее местонахождение; виды и основные направления
деятельности, осуществляемые фирмой; основной капитал фирмы;
организационная структура фирмы; фамилии предпринимателей, несущих личную
ответственность по обязательствам фирмы; фамилии должностных лиц,
обладающих полномочиями на ведение дел и правом подписи при заключении
сделок. Регистрация в большинстве стран обязательна и предполагает
представление фирмой ее устава и учредительного акта (меморандума). Порядок
регистрации фирм основывается на принципах публичности, общеизвестности и
достоверности. В качестве юридического лица может выступать только фирма,
зарегистрированная в торговом реестре в соответствии с установленным
законом порядком, имеющая определенные размеры и занимающаяся
деятельностью, разрешенной законом. Учредительные документы: фирменное
наименование; предмет и цели деятельности; местонахождение; состав
участников; представительство; размер уставного (акционерного или
оплаченного) капитала; размер долей участников (состав вклада); виды акций,
их номинальная цена и количество; порядок формирования уставного капитала
(внесение вклада каждым участником); число акционеров; структура, состав и
компетенция органов управления; порядок принятия решений и круг вопросов,
решение которых требует единогласия;
способ публикации информации о фирме; порядок ликвидации фирмы. Устав фирмы
разрабатывается ее учредителями и утверждается при регистрации фирмы
соответствующими органами (нотариусом или судом). Уставом устанавливается
максимальная сумма, на которую могут быть выпущены акции, именуемая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|