необходимые условия; установить непосредственную связь результат –
вознаграждение. Теория справедливости – соизмерение вознаграждения с
затраченными усилиями и соотношение этого вознаграждения к вознаграждению
других людей выполняющих аналогичную работу. Руководитель должен:
установить размеры оплаты на основе объективной оценки уровня
ответственности, квалификации, сложности, трудоемкости и результативности
труда, разъяснить сотрудникам принципы оплаты.
Модель Портера-Луренса включает элементы теории ожидания и теории
справедливости. 3 переменные – затраченные усилия, способности и
характерные особенности, осознание своей роли в процессе труда. Уровень
затраченных усилий зависит от ценности вознаграждения и от веры в связь
усилия с вознаграждением. Удовлетворение – результат внутренних и внешних
вознаграждений с учетом их справедливости. Это мера ценности вознаграждения
на самом деле. Это оценка будет влиять на восприятие человеком будущих
ситуаций.
25 Управленческое решение - результат конкретной управленческой
деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления.
Выработка и принятие решений включает: •выработку и постановку цели,
изучение проблемы на основе получаемой информации, •выбор и обоснование
критериев эффективности (результативности) и возможных последствий
принимаемого решения, •обсуждение со специалистами различных вариантов
решения проблемы (задачи), •выбор и формулирование оптимального решения. На
стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ
ситуации: поиск, сбор и обработка информации, выявляются и формулируются
проблемы, требующие решения. На стадии принятия решения осуществляются
разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на
основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального
решения; выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации решения
принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей,
осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые
коррективы и дается оценка полученного результата. Методы принятия решений:
метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у
него ранее накопленного опыта и суммы знаний; метод, основанный на понятии
"здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их
последовательными доказательствами; метод, основанный на научно-
практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе
переработки больших количеств информации.
26 процесс принятия решений находится в руках одного линейного
руководителя, который подчинен вышестоящему руководителю. Здесь создается
иерархия в принятии решений по линейным должностям.
Правила принятия решений разрабатываются и издаются самими фирмами:
формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в
определенных условиях. Цель - осуществление координации между различными
подразделениями. Оперативные правила формулируются в среднем управленческом
звене в виде различных инструкций.
Стратегические правила, или деловая политика, включают: определение типа
выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организации сбытовой сети,
способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий фирмы и
др. Стратегические правила обычно формулируются на высшем уровне управления
при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.
Организационные правила основываются на местном или государственном
законодательстве, касаются определения целей и характера деятельности
фирмы. Планы являются средством координации деятельности различных
подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются
имеющиеся ресурсы, охватывают деятельность производственных отделений.
Преимущество планов перед правилами: они являются более гибкими и их легче
приспособить к изменившимся условиям. Вариант плана обсуждается
руководителем производственного отделения с вышестоящим руководителем.
Результаты выполнения плана оцениваются руководителем производственного
отделения.
11 В мировой практике управленческой деятельности широко используется
управление по целям (англ. management by objectives, "MBO"). Этот метод
управления позволяет объединить такие функции менеджера, как планирование и
контроль. Управление по целям подразумевает, что руководители будут
формулировать на своем уровне цели, с тем, чтобы довести их до своих
подчиненных. Те, в свою очередь, будут формулировать свои цели,
руководствуясь целями руководителей. Таким образом, управление по целям
помогает увязать цели подчиненных с целями начальников и всей организации в
целом. В отдельной литературе "MBO" именуется как философия управления,
ориентированная на результаты.
27. Методы принятия управленческих решений: 1)Коллективно коллегиальные:
или метод мозговой атаки, совместное генерирование идей, а затем принятие
решения, Основное правило при данном методе все решения записываются без
осуждающей критики. Этот метод делится на: 1) Метод Делфи ( многоуровневая
система анкетирования) 2) Метод принятия решения при помощи фокуса групп 3)
метод принятия решения руководителем которое передается подчиненным и если
есть замечания подчиненные указывают свои решения им. 2)Экон.
математические: 1)Метод линейного программирования с помощью этого метода
решаются следующие задачи: а) Определение оптимального ассортимента
выпускаемой продукции б) Определение оптимальной загрузки оборудования в)
Оптимальное размещение нового предприятия г) Транспортная задача д) Модель
теории массового обслуживания.
28. Организационная структура менеджмента- это совокупность элементов,
звеньев, ступеней управления и их взаимосвязь и соподчиненность, которые
служат для достижения поставленных целей. Основные принципы влияющие на
орг. структуру: 1)Разделение труда (специализация)- в соответствии с этим
принципом все работники выполняют ту работу, в которой они более
квалифицированы. 2)Иерархия (директор( зам. директор(начальник
цеха(мастер(рабочий) данная цепь описывает отношение прав и
ответственностей, объединяющее руководителей и подчиненных связями, которые
охватывают всю орг-цию. 3)Единство распорядительства- каждый работник орг-
ции ответственен перед одним начальником, 4)коммуникационные каналы-
отражает функциональные связи. Приказы, распоряжения идут сверху вниз, а
вся остальная инфа наоборот. 5)Структурное деление- большим коллективом
управлять сложно, если его не разбить на небольшие группы. 6) Иерархические
уровни- схема орг. структуры орг-ций показывает уровни управления,
существующая в ней дополнения в цепи команд и отношение отчетности.
29. Линейная структура – во главе руководитель-единоначальник, единоличное
руководство, все функции управления. Базируется на вертикальном разделении
труда, управление по уровням. Линейная структура управления обеспечивает
прямое воздействие на объект управления и предусматривает принцип
единоначалия. Каждый руководитель имеет субъект управления, подчинен только
одному руководителю и ему подотчетен. Преимущества :обеспечивать принципы
единоначалия, не появляется противоречивых команд, обеспечивается быстрое
решение оперативных вопросов, исключается дублирование полномочий,
обеспечивается полная ответственность руководителя за результат работы.
Недостатки: используется один канал связи, руководитель не в состоянии
увидеть в комплексе всю проблему, руководитель должен обладать
распространенными знаниями по всем функциям управления, структура менее
гибкая и недостаточно быстро учитывает изменяющиеся условия.
30. Функциональная структура управления. Возрастание сложности и масштабов
деятельности предприятий привело к разделению управленческого труда, в
результате этого образовался функциональный управленческий аппарат, взявший
на себя ряд функций управления. При функциональной структуре общее
руководство подразделениями и отдельными исполнителями осуществляется
руководителями через руководителей функциональных органов. Каждый
функциональный орган руководит и несет ответственность за отдельные стороны
работы подразделениями. При такой структуре управления исполнитель
подчиняется не одному руководителю, а нескольким функциональным.
Преимущества: обеспечивается компетентное решение задач относящиеся к тем
или иным функциям, линейные руководители освобождаются (разгружаются ) от
глубоких знаний по каждой функции и упрощается их работа. Недостатки:
нарушается единство распорядительства, имеет место противоречивые указания,
несогласованные решения, усложняется контроль за деятельность аппарата
управления в целом, имеет место дублирование решения вопросов управления.
31. Линейно функциональная структура – это результат объединения линейных
и функциональных структур. В ее основе лежит линейная структура, но при
линейных руководителях предусматривается создание специальных подразделений
– функциональных служб и отделов. Эти службы не обладают правом принятия
решения и являются консультативным органом. Предложение функциональных
подразделений реализуется через каналы линейных руководителей.
Преимущества: возрастает возможность управления видом предприятия,
усиливается по сравнению с функциональной структурой принцип единоначалия,
повышается персональная ответственность линейных и функциональных
руководителей, более оперативно решаются практические вопросы, создаются
хорошие условия для профессионального и служебного роста работников.
Недостатки: усиление тенденций к выполнению только своих функций,
появляется необходимость в частных согласованиях, увеличивается сроки
принятия решений, создается необходимость в координации функциональных
служб.
32.Линейно-штабная. Штаб – функциональная служба, в которой работают
специалисты, готовят квалифицированные решения. Рекомендации утверждаются
руководителем-единоначальником. К ним относятся социологическая,
юридическая службы, отделы координации и анализа. Преимущества: более
глубокая подготовка решений, освобождение главного линейного менеджера от
глубокого анализа проблемы, возможность привлечения специалистов и
экспертов. Недостатки: нет взаимосвязей на горизонтальном уровне,
недостаточно четкая ответственность, система взаимодействия по вертикали –
тенденция к чрезмерной централизации.
33. Информация в процессе управления. Инфа- это данные которые
характеризуют состояние объекта управления или внешнюю среду. Инфа
поступает в виде сведений, различных явлений, событий и фактах. Источниками
и потребителями инфы явл-ся конкретные структурные подразделения, аппарат
управления и отдельные работники. Инфа- это предмет управленч. труда. В
результате ее анализа и обработки появляется продукт управленческого труда-
управленческое решение. Чем точнее и объективнее отражает инфа состояние
объекта управления, тем обоснованнее решения. Качественная х-ка инфы:1)
Целевые назначения, 2)Периодичность и ритмичность, 3)Своевременность
4)Полнота 5)Достоверность. Фазы обращения инфы:1) сбор и передача инфы, 2)
обработка и регистрация инфы, 3)хранение инфы, 4)воспроизведение инфы.
Методы сбора инфы: 1)Изучение документа, 2)использование справочников 3)
Чтение литературы, спец. издания, 4)СМИ, Интернет, 5)беседы с работником,
анкетирование.
34. Коммуникации- это процесс обмена информации между людьми. Классификация
коммуникаций: 1) Внешние комм.: - между орг-цией и гос-вом, - между
орг-цией и покупателями, - между орг-цией и поставщиками, - между орг-цией
и конкурентами. 2)Внутренние: -руководитель и подчиненный, -руководитель и
рабочая группа, - коммуникации между инстанциями, - коммуникации между
подразделениями. 3)Неформальная коммуникации.
35. Все причины неэффективности делятся на: - Межличностные: 1) причины
обусловленные восприятием одной и той же инфы у людей по разному. 2)причины
обусловленные соц. установками(не желание общатся с людьми, общение с
Страницы: 1, 2, 3, 4
|