выполнению данной задачи. Руководители могут повысить мотивацию и
причастность своих подчиненных, предоставляя им возможность участвовать в
принятии решений, а также оказывая им помощь и не навязывая никаких
указаний.
Четвертый стиль характеризуется высокой степенью зрелости. В этой ситуации
подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего
подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать
низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения.
Этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями, так как
подчиненные знают, что и как делать, и сознают высокую степень своей
причастности к задаче. В результате руководитель позволяет подчиненным
действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания, так как они
способны делать все это сами по отношению друг к другу.
Модель жизненного цикла Херси и Бланшара рекомендует гибкий, адаптивный
стиль руководства. Но как и другие модели лидерства, она не получила
всеобщего признания. Критика подчеркивала отсутствие последовательного
метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление стилей и неясность в
отношении того, смогут ли руководители на практике вести себя с такой
степенью гибкости, как требует модель.
1.2.4 Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
Еще одной ситуативной моделью руководства стала модель, разработанная
Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном. Модель принятия решений руководителем
Врума-Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений.
Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства,
которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой
степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решении:
1. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у
вас на данный момент информацию.
2. Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных, и затем сами
решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать или не сказать
своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в
принятии решений - представление необходимой информации, а не поиск и
оценка альтернативных решений.
3. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается,
и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну
группу. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает
влияние ваших подчиненных.
4. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив
выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое
отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.
5. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе вы находите и
оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия касательно выбора
альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь влиять на
группу, чтобы она приняла “ваше” решение, а хотите принять и выполнить
любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.
Чтобы помочь руководителям оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь
критериев, по которым оценивается ситуация “подчиненные - руководитель”, а
также модель дерева решений. Эти критерии даны ниже:
1.Значение качества решения.
2.Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для
принятия качественного решения.
3.Степень структурированности проблемы.
4.Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности
для эффективного выполнения решения.
5.Определенная на основании прошлого опыта вероятность того, что
автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных.
6.Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они
выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы.
7.Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе
альтернативы.
Чтобы определить. который их этих пяти стилей подходит к конкретной
ситуации, руководитель использует дерево решений:
А) Имеются ли требования, предъявляемые к качеству решения и позволяющие
определить степень предпочтительности одного решения по сравнению с другим?
Б) Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять решение?
В) Структурирована ли проблема?
Г) Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для
его эффективного выполнения?
Д) Если бы вам нужно было принять решение самостоятельно, есть ли у вас
достаточная уверенность в том, что оно будет поддержано вашими
подчиненными?
Е) Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они
будут способствовать, решив эту проблему?
Ж) Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчиненными?
Руководитель отвечает на каждый вопрос, находит, таким образом, критерий
проблемы и, в конечном счете, подбирает соответствующий стиль руководства.
Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого
подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен
хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу
задачи, потребности, полномочия и качество информации.
Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить
все, что можно от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то
один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее
руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами
влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.
Сейчас стало ясно, что самым эффективным стилем в сегодняшнем быстро
меняющемся мире является стиль адаптивный, или то, что Арджирис назвал
стилем, ориентированным на реальность.
Глава 2. Определение поведенческого типа личности.
Выделяется 3 основных типа поведения: тип А, тип В, тип С, соответствующие
различным темпераментам. Преобладание черт того или иного типа поведения
определяет наличие у личности задатков руководителя или типичного
исполнителя.
Поведенческий тип А соответствует типу авторитарного руководителя или
неформального лидера; поведенческий тип В – типу демократичного
руководителя или неформального лидера; поведенческий тип С – исполнителю.
Тест можно использовать для анализа типа личности и ее соответствия
должности при приеме на работу и при рассмотрении вопроса повышения по
службе или переводе на другую должность.
1. Как вы поступите, если ваш коллега по работе неожиданно берет отгул, и
его обязанности автоматически перекладываются на вас:
а) стараетесь из всех сил выполнить весь объем работы и за себя, и за
коллегу;
б) полностью выполняете свою работу, а работу коллеги – по мере
возможности, не затрачивая больших усилий;
с) просите руководство распределить работу коллеги между сотрудниками;
d) сами просите помощи у коллег.
2. Коллега по работе в резкой форме необоснованно обвиняет вас в
невыполнении работы и в недобросовестном отношении к своим
обязанностям. Ваша реакция:
а) стараетесь перевести все в шутку
б) обвиняете коллегу в ответ в схожих недостатках;
с) не обращаете внимания и списываете на дурное настроение или неудачный
день коллеги;
d) просите пояснить причины для подобных заявлений.
3. Вы загружены работой. Ваш сослуживец, который, как вы знаете, едва
справляется со своими обязанностями, предлагает вам свою помощь. Вы:
а) с радостью принимаете помощь;
б) благодарите и уточняете, чтобы в случае возникновения затруднений он
немедленно обратился к вам;
с) принимаете помощь, но следите за каждым действием;
d) отказываетесь от помощи.
4. На вечеринке по случаю юбилея одного из сотрудников ваш начальник
слишком любезен с вашим конкурентом. Вы:
а) не обратите внимания – вы уверены в себе и не боитесь интриг;
б) постараетесь присоединиться к их беседе;
с) воспользуетесь минуткой, когда начальник останется один, и попытаетесь
выяснить, не говорили ли они плохо о вас;
d) подловите мгновение, когда начальник будет один, и обвините соперника
во всех "смертных грехах"
5. Отметьте, какие из перечисленных качеств вам свойственны (С), отчасти
присущи (О), несвойственны вообще (Н):
а) дух соперничества
б) терпимость
с) нетерпеливость
d) дипломатичность и тактичность
е) честолюбие
f) угодливость
6. Какие ситуации могут вывести вас из себя (поставе знак + напротив всех
выбранных вами ситуаций):
а) в вашем компьютере завелся вирус, и вы потеряли нужную информацию;
б) с вами грубо разговаривала буфетчица в столовой;
с) "пробка" на дороге, когда вы торопитесь;
d) начальник недоволен вашей работой, над которой вы корпели сутками,
просиживая на рабочем месте, и в которую вы вложили всю душу;
е) коллега по работе присваивает вашу идею;
f) ваши коллеги по работе пренебрежительно высказываются о вашей
прическе, машине или костюме;
g) вы загружены работой, в то время как ваш сослуживец проводит время в
курилке или буфете;
h) в вашем присутствии рассказывают грубый анекдот на национальные или
религиозные темы;
i) на ваших глазах грубо обходятся с ребенком;
j) ваш коллега рассказывает в обществе конфиденциальную информацию,
которую вы ему сообщили;
k) вы узнаете, что один из ваших сослуживцев плетет интриги против вас.
7. Внимательно прочитайте следующие высказывания, отметив знаком Д (да)
те из них, с которыми вы согласны, знаком Н (нет) – те, с которыми не
согласны, и знаком С – те, в которых сомневаетесь.
а) вы полностью реализуете себя на работе;
б) вы позволяете своим страхам и тревогам вырваться наружу;
с) в работе вы полагаетесь на коллег;
d) вам присуще стремление к командованию;
е) вы не сдерживаете недовольства;
f) вы не верите обещаниям начальства на слово;
g) вам свойственны резкие перепады настроения;
h) в общении вы – интересный собеседник;
i) вы – трудоголик;
j) вы считаете себя всегда правым;
k) вы тратите довольно много времени на поддержание своей физической
формы и здоровья;
l) вы не любите ждать;
m) вы способны резко изменить свою жизнь.
8. Вы проработали в организации большую часть своей трудовой жизни. Ваш
начальник сообщает вам о вашем возможном увольнении. Вы:
а) чувствуете тоску и безысходность;
б) испытываете чувство тревоги за вашу дальнейшую жизнь и жизнь вашей
семьи;
с) вы злитесь на несправедливость и жестокость судьбы;
d) у вас вырастет непреклонное желание бороться и сохранить свое место.
Ключи к ответам:
|1 |а – 0 |б – 1 |с – 2 |d – 3 |
|2 |а – 2 |б – 3 |с – 0 |d – 1 |
|3 |а – 1 |б – 0 |с – 2 |d – 3 |
|4 |а – 0 |б – 1 |с – 2 |d – 3 |
| | | | | |
|5 | |с |о |н |
| |а |2 |1 |0 |
| |б |0 |1 |3 |
| |с |2 |1 |0 |
| |d |1 |3 |0 |
| |e |2 |1 |0 |
| |f |0 |1 |3 |
| | | | | |
|6 |а, б, с, d - |е, f, g, h - |i, j, k - 1 | |
| |3 |2 | | |
| | | | | |
|7 | |д |н |с |
| |a |1 |0 |2 |
| |б |0 |2 |1 |
| |с |1 |0 |2 |
| |d |3 |1 |0 |
| |e |1 |0 |2 |
| |f |3 |0 |1 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|