Разумеется, классическая реклама и ПР – основные направления рекламной
деятельности. Тем не менее, четких граней между маркетинговыми
коммуникациями не существует, поскольку в зависимости от намеченной цели
рекламы каждая из них может выступать лишь в качестве средства другого вида
деятельности.
Выставки также являются маркетинговой коммуникацией. Однако, поскольку
это самостоятельный и динамично развивающийся в настоящее время бизнес, он
требует более детального рассмотрения, что не представляется возможным в
рамках данной работы. Поэтому выставки будут рассмотрены в дальнейшем лишь
как средства ПР.
Отправной точкой при разработке результативной рекламы неизменно
является точное знание своей целевой аудитории.
«Потребитель – король» - говорят американцы.
Известный американский рекламист Н.У. Уэйер, который сто лет назад
впервые ввел понятие «стратегия рекламной кампании» писал:
«Первые пять лет, я проникся превосходством профессии.
Следующие 15 лет пришлось разувериться в своих представлениях о
причинах совершения покупок и познать истинные причины их совершения. Так
что на самом деле люди оказывали свое влияние на меня.
Я понял, что огромный вклад, вносимый рекламой, прямо противоположен
тому, который ей обычно приписывают, и вклад этот заключается не в
навязывании людям того, что хочет реклама, а в навязывании рекламе того,
что хотят люди».
А люди, как известно, бывают разные.
Бывают приверженцы данной марки товара или услуги; люди, желающие и
стремящиеся к потреблению, но делающие этого в силу разных причин. Люди,
убежденные в ценности данного товара или услуги; люди, информированные о
нем, но не имеющие реально выраженного интереса; люди, нейтрально или
негативно оценивающие его; люди, чье мнение и образ жизни оказывают сильное
влияние на решение отдельных групп населения; приверженцы продукции
конкурента. И с каждым нужен свой разговор.
Целевую аудиторию составляют люди, на которых направлены рекламные
послания, заставляющие их действовать. Аудиторию необходимо выбрать по
возможности более точно. Реклама одного и того же товара должна быть
различной для разных категорий потребителей.
Пред разработкой рекламной кампании, прежде всего, рекомендуется
проанализировать в каком из 7 возможных состояний покупательской готовности
находится целевая аудитория. Эти состояния представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 4.
3. Маркетинг, маркетинговые исследования, медиапланирование на
российском рынке.
Наш рынок «дикий» не потому, что состоит из одичавших граждан, а
потому, что наши производители товаров и услуг не используют цивилизованные
подходы при решении своих коммерческих задач. Они были брошены в пучину
бизнеса как не умеющий плавать на середину реки. Они пытались грести, часто
не зная в какую сторону, потому что берега не было видно. Впустую тратилось
много сил, и энергичная работа оказывалась малорезультативной. Но ведь
существует же опыт, наработанный многими людьми, уже проделавшими этот
путь. Очевидно, следует его изучить, проанализировать и использовать в
собственной деятельности. На самом деле в мировой практике все уже было. И
в настоящее время известно, что залогом достижения целей фирмы является
определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой
удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у
конкурентов способами.
Рынок – это потребители, их нужды, а также масса товаров и услуг,
изготовленных для удовлетворения этих нужд. Рынок – это постоянное
движение. Рождаются и выходят из моды товары, меняются предпочтения и
требования покупателей; производители, лидировавшие в отрасли вчера,
отступают под натиском сильных конкурентов сегодня.
Концепция эффективного товара, оптимальной цены на него, наиболее
перспективных мест и методов продвижения, эффективная коммуникативная
политика фирмы в отношении клиентов, партнеров должны быть скоординированы
в рамках единой программы маркетинга. К сожалению, в настоящий момент
разработать, грамотно реализовать и контролировать последствия такой
программы могут себе позволить только довольно крупные фирмы. Поэтому для
малых российских предприятий программа маркетинга зачастую сводится к
рекламе в бесплатных изданиях, листовках и выбору выгодного места продажи
их товаров/услуг.
Основой для принятия решений в сфере маркетинга являются маркетинговые
исследования. Самая характерная и очень распространенная ошибка заключается
в том, что маркетинг часто отождествляют с изучением рынка. Маркетинг – это
подход к управлению производством и продвижению продукции, базирующийся на
изучении нужд постоянных клиентов.
Специалисты считают, что в российской предпринимательской среде до сих
пор существует несколько проблем, вот основные из них:
1. Высокая стоимость и сложность аналитических процедур делают
маркетинговые исследования недоступными для большинства фирм,
что уже обсуждалось выше.
2. Скептическое отношение к информации, полученной в ходе
маркетинговых исследований.
3. Заблуждение, связанное с тем, что в условиях современного рынка
можно работать без его серьезного анализа.
4. Искаженное представление о простоте маркетинговых исследований,
что позволяет проводить их самостоятельно.
Разумеется, менеджеры фирм занимаются сбором информации по отдельным
позициям. Однако, работа эта носит случайный характер, а результаты часто
бывают субъективными. Только достоверная и корректная информация
исследований способствует эффективности управления производством и
продвижением товаров и услуг.
Маркетинговые исследования предоставляют возможность производителям
получать информацию по следующим позициям:
> Что представляет собой рынок товаров/услуг – его объем,
сегментирование, структура (доли компаний, представляющих на рынке
эти товары/услуги, доли различных марок); а также тенденция
развития рынка
> Что представляют собой потребители этих товаров/услуг – их нужды,
отношение к марке, к точкам продажи и продавцам; где потребители
приобретают эту продукцию и насколько ею довольны
> Как выводить на рынок новый продукт, – какие существуют не
восполненные потребности, тестирование цены и анализ каналов
распространения
> Как наиболее эффективно представить продукт на рынке и как его
рекламировать; развитие и эволюция продвижения, планирование
продаж и получение медиаданных.
Медиапланирование является пока что относительно новой сферой в
исследовательской деятельности фирм. Но в настоящее время все большее
значение начинает приобретать научный подход при разработке медиаплана,
поскольку успех рекламной компании во многом зависит от качества плана и
графика размещения рекламно-информационных материалов.
Создание оптимального медиаплана – это не только поиск самого короткого
пути к потребителю, это еще возможность абстрагироваться от конкурентов. С
этой точки зрения считается крайне неудачным размещение рекламных обращений
непосредственно в одном блоке с конкурентами. Особенно это касается TV-
рекламы и радиорекламы, примеры чего мы можем наблюдать каждый день.
Разумеется, сразу после выхода рекламы в СМИ вполне реален рост
интереса к продукции и увеличение закупок. Однако, эффект этот отличается
кратковременностью, что вполне естественно, потому что в подобных случаях
можно говорить только об импульсивных или пробных покупках, а не о
сформированном спросе.
Кроме того, не следует забывать, что медиаплан – это не только план и
график размещения рекламных обращений. Рекламная кампания включает весь
комплекс маркетинговых коммуникаций, поэтому не менее важными являются
директ-маркетинг и паблик рилейшнз.
Глава 3
Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности
1. Паблик рилейшнз – наука о рыночных и общественных связях.
Паблик рилейшнз – один из важных и активно развивающихся элементов
современного рыночного механизма, непосредственно связанного с
исследованием и формированием спроса и предложения во всех отраслях
российской и мировой экономики.
Одним из ключевых принципов механизма ПР является принцип
обеспечения взаимной выгоды в коммерческой деятельности фирмы и
общественности на основе честности и правдивости тех, кто реализует связи с
общественными институтами. Не случайно Авраам Линкольн еще в 1865 г.
утверждал: «Если вы хотите привлечь кого-либо на свою сторону, прежде
всего, убедите его в том, что вы ему друг».[7] Открытость и честность были
характерны и для российского предпринимательства XIX в., когда все крупные
АО и компании обязаны были ежегодно публиковать результаты коммерческой
деятельности в «Российских ведомостях».
Эти принципы будут неполными, если их не дополнить принципами,
провозглашенными английским социологом, основоположником ПР Сэмом
Блэком:[8]
> Открытость информации. Этот принцип считается ведущим при
формировании выгодных и гарантных отношений.
> Опора на объективные возможности массового сознания, а также
отношений между людьми и организациями, фирмами и
общественностью.
> Регулярная реорганизация различных внутренних подразделений,
осуществляющих ПР, в целях максимальной адаптации к рыночным
изменениям, а также предотвращение обюракрачивания.
> Уважение индивидуальности, ориентация на человека, его
творческие возможности; привлечение на работу специалистов
высшей квалификации с максимальным делегированием полномочий
вплоть до самых низовых исполнителей в целях предоставления
возможности проявить свои способности к управлению, выразить
собственную, отличную от других позицию. Этот принцип служит
основой кадровой политики, от которой в огромной степени зависит
коммерческий успех фирмы. Принцип уважения индивидуализма
является одним из основополагающих элементов корпоративной
социальной ответственности.
В качестве примера успешного следования принципам ПР и использования
основных концепций связей с общественностью можно привести деятельность
Международного финансового объединения МЕНАТЕП, которое за один 1990 год
смогло увеличить уставный капитал в десять раз, истратив при этом на
практическую реализацию основных направлений ПР 5 млн. руб.
В России основы ПР только зарождаются и преимущественно в крупнейших
фирмах и компаниях, промышленно-финансовых группах, корпорациях нефтяного и
газового комплекса.
В фирме или компании, где функционируют службы или специалисты ПР,
удается снимать вредные слухи в обществе, успешно популяризировать
направления коммерческой деятельности, спонсирования, благотворительности в
целях внесения ощутимого вклада в экономику России.
Развитие современного профессионального бизнеса неразрывно связано с
концепцией ПР, без которой риск может оказаться неоправданным, а цели не
достигнутыми.
Российские коммерческие и государственные структуры настойчиво изучают
основы ПР. Служба общественных связей создана в 1996 году на крупнейшем
автомобильном акционерном обществе «АвтоЗИЛ». Управление по развитию
общественных связей создано в РНК «ЛУКойл», АО «КамАЗ», «Юкос» и др.
В России начала функционировать гильдия работников пресс-служб и служб
Паблик рилейшнз, а также Российская ассоциация по связям с общественностью.
Если в США подготовкой специалистов в области ПР занимаются более
двухсот университетов и колледжей, то в России подобная подготовка на
уровне высшей школы пока только начинается. Первые выпускники по
специальности ПР появились лишь в 2000 году.
Чтобы осуществлять планомерные, продолжительные мероприятия по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|