более низким требованиям. Например, на рынке падает спрос на автомобили
компании GM, и ей необходимо перестроить производство - с минимальными
затратами - в сторону уменьшения количества выпускаемых автомобилей.
Реинжиниринг, в отличие от реструктурирования и уменьшения размерности,
стремится сделать больше, а не меньше.
4. Реинжиниринг - это не реорганизация не «выравнивание организации», хотя
«выравнивание» вполне может оказаться результатом проведения
реинжиниринга. В отличие от реорганизации и выравнивания, имеющих дело с
организационными структурами, реинжиниринг имеет дело с процессами.
Многие компании видят причину своих бед в бюрократии и пытаются с ней
бороться. Это ошибочная точка зрения. При традиционной иерархической
структуре организации, где процессы разбиты на фрагменты, выполняемые в
подразделениях, без бюрократии наступит хаос. Бюрократия - это клей,
соединяющий вместе подразделения традиционной организации. Избавиться от
бюрократии можно только с помощью реинжиниринга, который восстанавливает
целостность процессов.
5. Реинжиниринг ни в коем случае не улучшение качества и не глобальное
управление качеством. Хотя и реинжиниринг, и управление качеством отводят
центральную роль бизнес-процессам, существует принципиальное отличие:
управление качеством принимает имеющиеся процессы и старается их
улучшить, в то время как реинжиниринг заменяет существующие процессы на
новые.
Реинжиниринг – это перестройка (перепроектирование) деловых процессов
для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы.
Реинжиниринг бизнеса требует начать заново, начать с нуля. Он означает
отказ от многого из накопленного за два столетия опыта промышленного
менеджмента, необходимость забыть то, как работа осуществлялась в эпоху
массового рынка, и решить, как она теперь должна выполняться наилучшим
образом. В рамках реинжиниринга бизнеса старые названия профессий и старые
организационные образования — департаменты, отделения, группы и так далее —
утрачивают свое значение. В реинжиниринге важным является то, как мы хотим
организовать работу именно сегодня с учетом спроса на сегодняшнем рынке и
возможностей сегодняшних технологий. Таким образом, анализируя выше
сказанное, выделить свойства реинжиниринга:
. Отказ от устаревших правил и подходов и начало делового процесса с
нуля, что позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся
хозяйственных догм;
. Пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами
компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности
– если невозможно переделать свою деловую среду, то можно переделать
свой бизнес;
. Приведение к значительным изменениям показателей деятельности (на
порядок отличающихся от предыдущих).
Реинжиниринг необходим в случаях потребности очень существенных
улучшений, например, таких как эти 3 основные ситуации, требующие
вмешательства:
1. В условиях, когда фирма находится в состоянии глубокого кризиса.
Этот кризис может выражаться в явно неконкурентном уровне издержек,
массовом отказе потребителей от продукта фирмы и т.п.
2. В условиях, когда текущее положение фирмы может быть признано
удовлетворительным, однако прогнозы ее деятельности являются
неблагоприятными. Фирма сталкивается с нежелательными для себя
тенденциями в части конкурентоспособности, доходности, уровня спроса
и т.д.
3. Реализацией возможностей реинжиниринга занимаются благополучные,
быстрорастущие и агрессивные организации. Их задача состоит в
ускоренном наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании
уникальных конкурентных преимуществ.
Участники реинжиниринговой деятельности и их функции.
Первое место занимает лидер проекта реинжиниринга — один из высших
менеджеров фирмы, который возглавляет реинжиниринговую деятельность. Помимо
организационных обязанностей, он отвечает за идеологическое обоснование
проекта реинжиниринга, создание общего духа новаторства, энтузиазма и
ответственности. Лидер должен обладать высокой внутренней энергией.
Второй участник — управляющий комитет, состоящий из членов высшего
руководства фирмы, лидера реинжиниринга, менеджеров процессов. Осуществляет
функции наблюдения, согласования целей и стратегии реинжиниринга,
согласования интересов различных рабочих команд и решения конфликтных
ситуаций между ними. В случае отсутствия комитета его функции выполняет
лидер реинжиниринга.
Особое место занимает менеджер, осуществляющий оперативное руководство
реинжинирингом бизнеса в целом. Часто он выполняет формальную роль
помощника лидера реинжиниринга. Функции, им выполняемые, — разработка
методик и инструментов реинжиниринга, обучение и координация владельцев
процессов, помощь в организации рабочих команд.
Заметим, что менеджеры процессов — руководители, каждый из которых
ответственен за обновление отдельного делового процесса. Если в организации
не определены процессы как таковые, в этом качестве выступают
функциональные менеджеры. Менеджер формирует команду для перестройки
данного процесса и обеспечивает условия для ее работы. Также он
осуществляет функции наблюдения и контроля. Таким образом, менеджер
процесса является своеобразным заказчиком реинжиниринга данного процесса.
Рабочая команда реинжиниринга — группа работников фирмы (методисты,
администраторы, сотрудники по обеспечению качества изделий,
документирования, координации), а также внешние участники (консультанты,
разработчики). Все они и осуществляют непосредственную работу по
реинжинирингу конкретного процесса.
Быстро изменяющееся окружение может свести на нет усилия по
постепенному совершенствованию бизнес-процессов, ведущему всего лишь к
незначительным улучшениям. К тому же такое совершенствование может
оказаться чересчур медленным и запоздалым. Поэтому один из решающих
факторов успеха реинжиниринга - стремительность его претворения в жизнь.
Поскольку реинжиниринг предполагает коренную ломку устоявшихся
управленческих функций и характера выполняемых менеджерами работ,
инициировать и возглавить этот процесс должно высшее руководство компании,
а ее лидер должен стать «фанатиком» реинжиниринга. А фанатик, по
определению выдающегося британского политического и государственного
деятеля Уинстона Черчилля, - «это человек, который не может менять свое
мнение и не хочет менять тему обсуждения».
Не менее важным фактором успеха (или провала) реинжиниринга следует
считать настроенность персонала на решительную и быструю перестройку не
только и не столько организационной структуры корпорации, но и (самое
главное и, пожалуй, самое трудное) - на коренное изменение самого характера
работы каждого сотрудника и его рабочего окружения (готовность и умение
выполнять расширенный круг работ, нести ответственность не только за свои
собственные действия, но и за результаты командной работы).
Формирование команд, осуществляющих реинжиниринг бизнес-процессов,
требует значительных инвестиций, необходимых для проведения первоначального
анализа бизнес-процессов, их перепроектирования и последующего внедрения в
практику функционирования организации.
Согласно Дж. Моргану, реинжиниринг подразумевает «превращение
организаций в машины». Хотя в некотором смысле такая метафора и
подразумевает зависимость корпорации от внутренних и внешних акционеров,
требующих такого изменения ее планов, которое обеспечивало бы успех в
бизнесе, на самом деле она образно выражает подчиненность чувств и дел,
забот и тревог, стремлений и амбиций сотрудников стратегическим целям
корпорации даже тогда, когда они наиболее уязвимы и ранимы и, как это ни
парадоксально, в то же время наиболее сильны и дееспособны. Лидерство
проявляет свою мощь и действенность только лишь благодаря способности
мотивировать сотрудников к изменению своего индивидуального и коллективного
поведения в желательном для успеха направлении.
Если менеджер фактически обладает небольшой властью, то зачастую и его
подчиненные недостаточно инициативны. Сила власти лидера проявляется и
подтверждается самостоятельными и инициативными действиями подчиненных.
Явная девальвация индивидуального вклада каждого сотрудника в общее
дело несовместима с успешным реинжинирингом бизнес-процессов и радикальными
организационными изменениями. Реинжиниринг бизнес-процессов требует от
руководства формирования и распространения разделяемого всеми сотрудниками
единого понимания предпочтительного будущего организации и своего вклада в
его достижение, создания окружающей среды и инфраструктуры, которые бы
активно способствовали обучению персонала и его профессиональному росту, и
предоставляли сотрудникам возможность руководствоваться в процессе принятия
решений не установленными раз и навсегда незыблемыми нормами (часто - в
результате психологической обработки), а творческим воображением,
фантазией, изобретательностью и находчивостью.
Виды реинжиниринга.
В реинжиниринге обычно выделяют два существенно отличающихся вида
деятельности:
. Кризисный реинжиниринг (перепроектирование и реинжиниринг бизнес-
процессов), где речь идет о решении крайне сложных проблем
организации, когда дела пошли совсем плохо и нужен комплекс мер,
который позволил бы ликвидировать «очаги заболевания»;
. Реинжиниринг развития (совершенствование бизнес-процессов), который
применим тогда, когда дела у организации идут в целом неплохо, но
ухудшилась динамика развития, стали опережать конкуренты.
По мнению К. Коулсон-Томаса, реинжиниринг развития может привести к
заметному улучшению, однако всего лишь «приростному» по отношению к
существующему уровню ведения бизнеса. Такое совершенствование происходит за
счет отказа от малоценных дополнительных видов деятельности, передвижения
границ между подразделениями и делегирования полномочий с целью повышения
производительности и экономии требуемых ресурсов. В противоположность
просто совершенствованию, реинжиниринг предполагает осуществление
радикальных, коренных изменений. Это может означать кризисный реинжиниринг
как бизнес-процессов, так и всей организации в целом, а также
взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Подобная реструктуризация
осуществляется после глубокого и тщательного обследования, вскрывающего как
недостатки, так и скрытые неиспользованные возможности персонала,
процессов, информации и технологии, а также после осмысления новых способов
их эффективного взаимодействия.
В результате тщательного и всестороннего анализа часто можно обнаружить
обширные области совершенствования бизнес-процессов посредством их
упрощения. Так, скорость и качество протекания определенного бизнес-
процесса можно увеличить, если параллельно выполнять те виды деятельности,
которые ранее выполнялись последовательно, либо обобщить и
систематизировать наиболее важную информацию (собираемую в критических
точках протекания бизнес-процесса).
Усилия по проведению улучшений в жизнь должны быть достаточно мощными и
сконцентрированными. Д. Миллер считает, что упрощение может касаться всего
бизнес-процесса или его отдельных фрагментов. Другие подходы к
совершенствованию бизнес-процесса, выходящие за рамки только лишь
упрощений, требуют более глубокого и радикального вмешательства в структуру
выполнения всех работ и организации бизнес-процесса.
Чтобы обеспечить деятельность большинства организаций, обычно
достаточно всего от 3 до 10 основных бизнес-процессов. Но определить их
невозможно без соответствующего анализа и так называемого инсайта
(интуиции). Бизнес-процессы редко можно описать в терминах традиционных
управленческих структур, а тем более отыскать среди традиционных видов
деятельности. Обычно выделяют три вида типичных бизнес-процессов: выработка
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|