3. Все сотрудники организации должны знать и понимать ее теорию
бизнеса. Это просто осуществить на начальном этапе деятельности
организации. Однако с постепенным ее становлением и приходом к
успеху все больше и больше проявляется тенденция считать теорию
бизнеса чем-то само собой разумеющимся. Затем в работе организации
появляется некая небрежность, она начинает «срезать углы». Компания
начинает делать то, что кажется подходящим, а отнюдь не то, что
является правильным. Она перестает задумываться, задаваться
вопросами. Она помнит ответы, но забывает задавать вопросы. Теория
бизнеса становится культурой. Однако культура не является заменой
дисциплины, а теория бизнеса – это прежде всего дисциплина.
4. Теория бизнеса должна постоянно проверяться. Она не выгравирована
на камне. Она состоит из предположений о вещах, находящихся в
постоянной динамике, движении – общество, рынки, потребители,
технологии. Таким образом, сама теория бизнеса должна предполагать
возможность ее изменения.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В 1966 году Питер Друкер выпустил книгу под названием «Эффективный
управляющий» («The Effective Executive»). Интересно то, что в этой работе
ученый выступил не только в качестве теоретика, но и в качестве практика,
дающего конкретные советы. Автор пишет, что эффективности нельзя научить,
но можно и нужно научиться самому. Он говорит, что управляющие, которые не
в состоянии направить свою деятельность в эффективное русло, вряд ли смогут
правильно управлять своими сослуживцами и подчиненными. Управляющие, не
знающие, как эффективно организовать собственный трудовой процесс,
показывают дурной пример для окружающих.13
Для того, чтобы эффективно работать, еще недостаточно быть
трудолюбивым, хорошо информированным или обладать высокими
интеллектуальными способностями. Эффективность – это нечто самостоятельное
и особенное. Однако для того, чтобы быть эффективным, совсем не обязательно
иметь особые способности, склонности или приобретенные навыки.
Эффективность управляющего выражается в его способности выполнять
определенные – достаточно простые – задачи. Эффективность слагается из
нескольких практических компонентов, рассмотренных автором в этой работе.
Друкер выделяет пять основных элементов для повышения эффективности
труда работника управления.
Во-первых, эффективные управляющие должны знать, на что они расходуют
свое время. Умение контролировать свое время является важнейшим элементом
производительной работы.14 Этот шаг носит чисто методический характер:
регистрация времени, ведение контрольных записей с его замерами. Это
заставляет работника более внимательно взглянуть на то, куда он тратит свое
время, на свою деятельность и цели, что в значительной степени повлияет на
уровень и качество выполняемой работы.15
Во-вторых, эффективные управляющие должны концентрироваться на
достижениях, выходящих за рамки своей организации. Им следует быть
нацеленными не на выполнение работы как таковой, а на конечный результат.
Хороший управляющий, прежде чем приступить к выполнению того или иного
задания, задают себе вопрос: «Каких результатов я должен достичь?» Сам
процесс работы и ее методы отходят для него на второй план. Этот этап носит
уже концептуальный характер. Управляющий приучается анализировать свою роль
в организации и определять свой вклад в ее деятельность. Ответы на
поставленные вопросы должны вести к повышению требований к самому себе, к
размышлениям относительно собственных целей и целей организации, а также к
определению ценностей. Самое главное, вопросы должны натолкнуть на мысль о
необходимости повысить показатели своей работы. Они стимулируют
управляющего на принятие на себя большей ответственности и отказ от роли
подчиненного лица, для которого хорошо все то, что устраивает начальство.
Иными словами, концентрируясь на собственном вкладе, управляющий приучается
ориентироваться не на средства как таковые, а на конечные цели.16
В-третьих, эффективные управляющие должны строить свою деятельность на
преимущественных, сильных качествах, как собственных, так и руководителей,
коллег и подчиненных, а также обязаны отыскивать положительные моменты в
конкретных ситуациях. Им не следует опираться на то, что ненадежно. Нельзя
начинать работу с решения нереальных на данный момент задач. Активизация
сильных сторон характера находит свое отражение в поведении. Это уважение
личности как своей собственной, так и других. Это система ценностей и
действий. Но это снова учение в процессе выполнения работы и саморазвитие
на практике. Акцентируя сильные качества, управляющий объединяет
индивидуальную цель и потребности организации, индивидуальные способности и
результаты работы организации, индивидуальные достижения и возможности
организации.
В-четвертых, эффективные управляющие концентрируют свое внимание на
нескольких важнейших участках, в которых исполнение поставленных заданий
принесет наиболее ощутимые результаты. Они должны научиться устанавливать
приоритетные направления работ и не отклоняться в их выполнении. Пустая
трата сил и времени приводит к самым отрицательным результатам. В центре
внимания на данном этапе – функциональные показатели управляющего и
организации. Анализируется не то, что происходит, а то, что хочется, чтобы
произошло в окружающих условиях. Развитию в данном случае подлежит не
информация, а характер: предусмотрительность, уверенность в своих силах,
смелость. Другими словами, здесь развивается лидерство, основанное на
целеустремленности, решительности и уверенности.
И в-пятых, эффективные управляющие должны принимать эффективные
решения. А это, прежде всего вопрос системности, то есть процесс выполнения
задания должен проходить в нужной последовательности. Следует помнить, что
эффективное решение – это всегда суждение, основанное, скорее, на
несовпадении мнений, чем на согласованности по фактам.17 Чрезмерная
поспешность ведет к принятию неверных решений. Решений должно быть немного,
но все они должны быть фундаментальными. В принятии решений нужно
руководствоваться верной стратегией, а не сиюминутными тактическими
соображениями.
Автор самое большее внимание уделяет саморазвитию управляющего,
играющему огромную роль в его становлении как эффективного работника. Он
должен приобрести соответствующие знания и умения. Он должен освоить
множество новых для себя навыков по мере смены деятельности. Но любые
навыки и знания мало чем помогут руководителю, если он не будет развивать
себя под углом зрения эффективности. Саморазвитие управляющего в целях
повышения собственной эффективности является центральным звеном в развитии
организации. Это верный путь к достижению высоких результатов работы всей
организации. В той мере, в какой управляющие стремятся приносить конкретную
пользу, они поднимают функциональный уровень организации, в которой
работают. В результате организация не только становится способной на более
производительную деятельность, она приобретает возможность выполнять самые
различные функции и стремится к самым разным целям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно еще раз повторить, что главным вкладом Питера
Друкера в современную теорию менеджмента является то, что он смог собрать и
систематизировать знания многих ученых о проблемах управления, выделив его
тем самым в отдельную науку. Безусловно, огромную роль играют и собственные
разработки ученого, связанные с конкретизацией и объяснением процессов,
происходящих в организации на пути к совершенствованию ее структуры,
производительности и удовлетворению потребностей потребителей. Учитывая то,
что сегодня национальные природно-климатические богатства все более
утрачивают свое былое значение и для экономического роста, и для
культурного развития любой страны,18 после прочтения работ Друкера
начинаешь лучше понимать не просто важность фактора управления в
современном обществе, но и превращение его в главный, решающий фактор
прогресса человеческой цивилизации.
Итак, что же представляет собой управление? По изучении работ Друкера
можно выделить следующие, необходимые для понимания и усвоения,
фундаментальные принципы:
1. Управление – неотъемлемая часть человеческого бытия. Без него
невозможна никакая совместная деятельность людей. Управление
позволяет сделать сильные стороны людей эффективными, а слабости –
не имеющими значения.
2. Управление глубоко вошло в культуру любой страны. И здесь большое
значение имеет обратная связь: воздействие культурных и
исторических традиций на управление.
3. Задача управления – установить в организации такую систему ясных и
простых целей и ценностей, которая сделала бы всех работников
союзниками в их достижении.
4. В задачу управления также входит предоставление предприятию и
каждому его работнику возможности расти и развиваться. Непрерывные
подготовки и переподготовки должны войти в плоть и кровь любой
организации на всех уровнях.
5. Выполнение работы каждым сотрудником должно базироваться на личной
ответственности за порученное дело. Каждый должен четко
представлять свои обязанности и иметь возможность оценивать свой
личный вклад в общее дело.
6. От управления также зависит контроль за всеми параметрами
деятельности организации.
7. Наконец, всегда нужно помнить, что главный конечный результат
деятельности предприятия – удовлетворение потребителя.
Можно еще многое сказать об управлении и его роли в жизни общества.
Можно освоить самые совершенные средства и изучить наиболее прогрессивные
методы управления, но во всех случаях управляющие должны помнить, что, в
конечном счете, эффективность использования этих принципов будет зависеть
от них самих.
СНОСКИ
1 Катькало В.С. Питер Друкер и современный менеджмент // Вестник
СПбГУ.1995. Серия 5, вып.3 (№ 19). С.15.
2 Там же. – С.16.
3 Питер Ф.Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы.
Москва, 1992. С.334.
4 Там же. – С.335.
5 Там же. – С.338.
6 Там же. – С. 342.
7 Там же. – С.344.
8 Там же. – С.347.
9 Peter F.Drucker. The New Society of Organizations // Harvard
Business Review. 1992. September-October. P.95.
10 Op.cit. – P.97.
11 Peter F.Drucker. The Theory of the Business // Harvard Business
Review. 1994. September-October. P.100.
12 Op.cit. – P.101.
13 Питер Ф.Друкер. Эффективный управляющий. Москва, 1994. С.5.
14 Там же. – С.40.
15 Там же. – С.256.
16 Там же. – С.257.
17 Там же. – С.41.
18 Хруцкий В.Е. Перечитывая Друкера. С.105.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Питер Ф.Друкер. Эффективный управляющий – Москва: BCI, 1994 –268 с.
2. Питер Ф.Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Принципы и практика. –
Москва: BCI, 1992. – 352 с.
3. Хруцкий В.Е. Перечитывая Друкера. С.104 – 115.
4. Катькало В.С. Питер Друкер и современный менеджмент // Вестник
СПбГУ. Сер.5. – 1995. – Вып.3. – С.14 – 23.
5. Drucker P.F. The New Society of Organizations // Harvard Business
Review. – 1992. – Sept.-Oct. – P.95 – 104.
6. Drucker P.F. The Theory of the Business // Harvard Business Review.
– 1994. – Sept.-Oct. – P.95 – 104.
Страницы: 1, 2, 3
|