реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологические особенности проведения деловых бесед

реферат

Психологические особенности проведения деловых бесед

Психологические особенности проведения деловых бесед

1. Общение, его виды и формы

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором

происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим

достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или

реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный

контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-

временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой

эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно

действуют социально-психологические механизмы, о которых мы говорили ранее.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем,

что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют

своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с

партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном

дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются

определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в

любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

деловая беседа;

деловые переговоры;

деловые совещания;

публичные выступления.

Мы не рассматриваем подробно технологию и этические принципы

реализации этих форм делового общения. Нас прежде всего интересуют

психологические особенности непосредственных участников делового общения,

их умение и возможность влиять на партнера, способность добиваться

эффективных результатов.

2. Деловая беседа как основная форма делового общения

От плохого начала, и конец бывает плохим.

Еврипид

Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем,

связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры

(собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом. При всем многообразии

форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и

чаще всего применяемой.

Понятие "деловая беседа" весьма широко и достаточно неопределенно: это

и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между

партнерами, связанными деловыми отношениями.

Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками,

которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для

установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки

конструктивного подхода к их решению.

Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной

возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем,

чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач

деловой беседы — убедить партнера принять конкретные предложения.

Напомним некоторые аспекты деловой беседы. Она выполняет ряд важнейших

функций. К их числу относятся:

взаимное общение работников из одной деловой сферы;

совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идеи

и замыслов;

контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

поддержание деловых контактов;

стимулирование деловой активности.

Основными этапами деловой беседы являются:

начало беседы;

информирование партнеров;

аргументирование выдвигаемых положений;

принятие решения;

завершение беседы.

Мы не ставим своей целью рассмотреть этические особенности и правила

проведения деловой беседы. О том, как правильно проводить деловые беседы,

какие принципы и правила следует соблюдать, написано достаточно много. Нас

интересуют психологические особенности деловой беседы. К психологическим

особенностям относятся, в первую очередь, те элементы, которые связаны с

личностью участников деловой беседы, — их характер, темперамент,

настроение, настроенность, умения, навыки, — одним словом все то, что лежит

в контексте деловой беседы или сопровождает ее на невербальном уровне.

Максимальную трудность представляет для собеседников начало беседы.

Партнеры очень хорошо знают суть предмета, цель, которую они преследуют в

данном общении, четко представляют результаты, которые они хотят получить.

Но практически всегда появляется "внутренний тормоз", когда речь идет о

начале беседы. Как начинать? С чего начинать? Какие фразы более всего

подходят? Некоторые партнеры допускают ошибку, игнорируя этот этап,

переходят сразу к сути проблемы. Можно, образно говоря, сказать, что они

переходят к началу поражения.

Давайте подумаем, что означает начало беседы.

Некоторые считают, что начало беседы, определяют обстоятельства,

другие, — что начинать беседу необходимо с конкретного вопроса, третьи

попросту не задумываются над этим. И лишь некоторые понимают и задумываются

над этой проблемой, осознавая ее важность. Образно говоря, этот процесс

можно сравнить с настройкой инструментов перед концертом. В любом случае на

этом этапе беседы нужно выработать правильное и корректное отношение к

собеседнику. Ведь начало беседы — это своеобразный мостик между нами и

собеседником.

На первой фазе беседы мы ставим следующие задачи:

установить контакт с собеседником;

создать благоприятную атмосферу для беседы;

привлечь внимание к теме разговора;

пробудить интерес собеседника.

Как ни странно, многие беседы заканчиваются, так и не успев начаться,

особенно если собеседники находятся на разных социальных уровнях (по

положению, образованию и т.д.). Причина заключается в том, что первые фразы

беседы оказываются слишком незначительными. Следует иметь в виду, что

именно несколько первых предложений часто решающим образом воздействуют на

собеседника, т.е. на его решение выслушать нас или нет. Собеседники обычно

более внимательно слушают именно начало разговора — часто из любопытства

или ожидания чего-то нового. Именно первые два-три предложения создают

внутреннее отношение собеседника к нам и к беседе, по первым фразам у

собеседника складывается впечатление о нас.

Приведем несколько типичных примеров так называемого самоубийственного

начала беседы и проанализируем их.

Так, следует всегда избегать извинений, проявления признаков

неуверенности. Негативные примеры:

"Извините, если я помешал...";

"Я бы хотел еще раз услышать...";

"Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать... ".

Нужно избегать любых проявлений неуважения и пренебрежения к

собеседнику, о которых говорят следующие фразы:

"Давайте с вами быстренько рассмотрим... ";

"Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам...";

"А у меня на этот счет другое мнение... ".

Не следует своими первыми вопросами вынуждать собеседника подыскивать

контраргументы и занимать оборонительную позицию. Хотя это логичная и

совершенно нормальная реакция, в то же время с точки зрения психологии это

промах.

Существует множество способов начать беседу, но практика выработала

ряд "правильных дебютов". Вот некоторые из них.

1. Метод снятия напряженности позволяет установить тесный контакт с

собеседником. Достаточно сказать несколько теплых слов — и вы этого легко

добьетесь. Нужно только задаться вопросом: как бы хотели чувствовать себя в

вашем обществе собеседники? Шутка, которая вызовет улыбку или смех

присутствующих, также во многом способствует разрядке первоначальной

напряженности и созданию дружеской обстановки для беседы.

2. Метод "зацепки" позволяет кратко изложить ситуацию или проблему,

увязав ее с содержанием беседы. В этих целях можно с успехом использовать

какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный

случай или необычный вопрос.

3. Метод прямого подхода означает непосредственный переход к делу без

какого бы то ни было вступления. Схематично это выглядит следующим образом:

мы вкратце сообщаем причины, по которым была назначена беседа, быстро

переходим от общих вопросов к частному и приступаем к теме беседы. Этот

прием является "холодным" и рациональным, он имеет прямой характер и больше

всего подходит для кратковременных и не слишком важных деловых контактов.

Очень важно помнить о нашем личном подходе к беседе. Основное правило

заключается в том, что беседа должна начинаться с так называемого "вы-

подхода". "Вы-подход" — это умение человека, ведущего беседу, поставить

себя на место собеседника, чтобы лучше его понять. Зададим себе следующие

вопросы: "Что бы нас интересовало, будь мы на месте нашего собеседника?";

"Как бы мы реагировали на его месте?". Это уже первые шаги в направлении

"вы-подхода". Мы даем собеседнику почувствовать, что мы его уважаем и ценим

как специалиста.

Конечно, трудностей в начале беседы не избежать.

Любой человек, живущий в гуще событий и общающийся со множеством

людей, постепенно накапливает опыт, формирует свои представления о приемах

общения с людьми. Это следует иметь в виду, если возникают сложности в

начале беседы, особенно с незнакомыми собеседниками. Типичным примером

является спонтанное возникновение симпатии или антипатии, в основе которых

лежит личное впечатление, вызванное тем, что наш собеседник нам кого-то

напоминает.

Это может оказать позитивное, нейтральное или даже негативное

воздействие на ход беседы. Особенно опасно, если случайное впечатление

подкрепится схематичным мышлением. Таким образом, возникают предубеждения и

предрассудки. В таких случаях нужно действовать осмотрительно, не торопясь.

3. Подготовка к беседе

Подготовка к беседе включает в себя:

1. Планирование:

• предварительный анализ участников и ситуации;

• инициатива проведения беседы и определение ее задач;

• определение стратегии и тактики;

• подробный план подготовки к беседе.

2. Оперативная подготовка:

• сбор материалов;

• отбор и систематизация материалов;

• обдумывание и компоновка материалов;

• рабочий план;

• разработка основной части беседы;

• начало и окончание беседы.

3. Редактирование:

• контроль (т.е. проверка проделанной работы);

• придание беседе завершенной формы.

4. Тренировка:

• мысленная репетиция;

• устная репетиция;

• репетиция беседы в форме диалога с собеседником.

Планирование беседы сводится к следующим действиям:

• составление и проверка прогноза деловой беседы;

• установление основных, перспективных задач беседы;

• поиски подходящих путей для решения этих задач (стратегии);

• анализ внешних и внутренних возможностей для осуществления плана

беседы;

• определение и разработка среднесрочных и краткосрочных задач беседы,

их взаимосвязи и очередности;

• разработка мероприятий для реализации указанных задач (разработка

программы работы, плана по отдельным элементам беседы) и др.

Система планирования важных деловых бесед включает:

а) стратегический план — пути и программу действий по достижению

целей;

б) тактический план — перечень способов поэтапного достижения целей;

в) план информации и сбора материалов;

г) план систематизации и отбора рабочих материалов — определение

организации собранного материала и критерии его отбора;

д) план изложения по времени определяет рамки рабочего плана;

е) рабочий план устанавливает структуру изложения и беседы в целом с

учетом имеющегося времени;

ж) план приспособления к собеседникам и обстановке учитывает

потенциальные требования и намерения наших "оппонентов" а также особенности

обстановки, в которой будет проходить беседа;

з) план тренировки.

3.1 План подготовки беседы

I. Планирование беседы (25% времени, предусмотренного в целом на

подготовку) — 30 минут:

• 10 минут — в общих чертах ознакомиться с ситуацией и обдумать ее,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.