Психологические особенности проведения деловых бесед
Психологические особенности проведения деловых бесед
1. Общение, его виды и формы
Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором
происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим
достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или
реализацию определенной цели.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный
контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-
временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой
эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно
действуют социально-психологические механизмы, о которых мы говорили ранее.
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем,
что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют
своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с
партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном
дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются
определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в
любой момент.
Деловое общение реализуется в различных формах:
деловая беседа;
деловые переговоры;
деловые совещания;
публичные выступления.
Мы не рассматриваем подробно технологию и этические принципы
реализации этих форм делового общения. Нас прежде всего интересуют
психологические особенности непосредственных участников делового общения,
их умение и возможность влиять на партнера, способность добиваться
эффективных результатов.
2. Деловая беседа как основная форма делового общения
От плохого начала, и конец бывает плохим.
Еврипид
Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем,
связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры
(собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом. При всем многообразии
форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и
чаще всего применяемой.
Понятие "деловая беседа" весьма широко и достаточно неопределенно: это
и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между
партнерами, связанными деловыми отношениями.
Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками,
которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для
установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки
конструктивного подхода к их решению.
Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной
возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем,
чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач
деловой беседы — убедить партнера принять конкретные предложения.
Напомним некоторые аспекты деловой беседы. Она выполняет ряд важнейших
функций. К их числу относятся:
взаимное общение работников из одной деловой сферы;
совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идеи
и замыслов;
контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
поддержание деловых контактов;
стимулирование деловой активности.
Основными этапами деловой беседы являются:
начало беседы;
информирование партнеров;
аргументирование выдвигаемых положений;
принятие решения;
завершение беседы.
Мы не ставим своей целью рассмотреть этические особенности и правила
проведения деловой беседы. О том, как правильно проводить деловые беседы,
какие принципы и правила следует соблюдать, написано достаточно много. Нас
интересуют психологические особенности деловой беседы. К психологическим
особенностям относятся, в первую очередь, те элементы, которые связаны с
личностью участников деловой беседы, — их характер, темперамент,
настроение, настроенность, умения, навыки, — одним словом все то, что лежит
в контексте деловой беседы или сопровождает ее на невербальном уровне.
Максимальную трудность представляет для собеседников начало беседы.
Партнеры очень хорошо знают суть предмета, цель, которую они преследуют в
данном общении, четко представляют результаты, которые они хотят получить.
Но практически всегда появляется "внутренний тормоз", когда речь идет о
начале беседы. Как начинать? С чего начинать? Какие фразы более всего
подходят? Некоторые партнеры допускают ошибку, игнорируя этот этап,
переходят сразу к сути проблемы. Можно, образно говоря, сказать, что они
переходят к началу поражения.
Давайте подумаем, что означает начало беседы.
Некоторые считают, что начало беседы, определяют обстоятельства,
другие, — что начинать беседу необходимо с конкретного вопроса, третьи
попросту не задумываются над этим. И лишь некоторые понимают и задумываются
над этой проблемой, осознавая ее важность. Образно говоря, этот процесс
можно сравнить с настройкой инструментов перед концертом. В любом случае на
этом этапе беседы нужно выработать правильное и корректное отношение к
собеседнику. Ведь начало беседы — это своеобразный мостик между нами и
собеседником.
На первой фазе беседы мы ставим следующие задачи:
установить контакт с собеседником;
создать благоприятную атмосферу для беседы;
привлечь внимание к теме разговора;
пробудить интерес собеседника.
Как ни странно, многие беседы заканчиваются, так и не успев начаться,
особенно если собеседники находятся на разных социальных уровнях (по
положению, образованию и т.д.). Причина заключается в том, что первые фразы
беседы оказываются слишком незначительными. Следует иметь в виду, что
именно несколько первых предложений часто решающим образом воздействуют на
собеседника, т.е. на его решение выслушать нас или нет. Собеседники обычно
более внимательно слушают именно начало разговора — часто из любопытства
или ожидания чего-то нового. Именно первые два-три предложения создают
внутреннее отношение собеседника к нам и к беседе, по первым фразам у
собеседника складывается впечатление о нас.
Приведем несколько типичных примеров так называемого самоубийственного
начала беседы и проанализируем их.
Так, следует всегда избегать извинений, проявления признаков
неуверенности. Негативные примеры:
"Извините, если я помешал...";
"Я бы хотел еще раз услышать...";
"Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать... ".
Нужно избегать любых проявлений неуважения и пренебрежения к
собеседнику, о которых говорят следующие фразы:
"Давайте с вами быстренько рассмотрим... ";
"Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам...";
"А у меня на этот счет другое мнение... ".
Не следует своими первыми вопросами вынуждать собеседника подыскивать
контраргументы и занимать оборонительную позицию. Хотя это логичная и
совершенно нормальная реакция, в то же время с точки зрения психологии это
промах.
Существует множество способов начать беседу, но практика выработала
ряд "правильных дебютов". Вот некоторые из них.
1. Метод снятия напряженности позволяет установить тесный контакт с
собеседником. Достаточно сказать несколько теплых слов — и вы этого легко
добьетесь. Нужно только задаться вопросом: как бы хотели чувствовать себя в
вашем обществе собеседники? Шутка, которая вызовет улыбку или смех
присутствующих, также во многом способствует разрядке первоначальной
напряженности и созданию дружеской обстановки для беседы.
2. Метод "зацепки" позволяет кратко изложить ситуацию или проблему,
увязав ее с содержанием беседы. В этих целях можно с успехом использовать
какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный
случай или необычный вопрос.
3. Метод прямого подхода означает непосредственный переход к делу без
какого бы то ни было вступления. Схематично это выглядит следующим образом:
мы вкратце сообщаем причины, по которым была назначена беседа, быстро
переходим от общих вопросов к частному и приступаем к теме беседы. Этот
прием является "холодным" и рациональным, он имеет прямой характер и больше
всего подходит для кратковременных и не слишком важных деловых контактов.
Очень важно помнить о нашем личном подходе к беседе. Основное правило
заключается в том, что беседа должна начинаться с так называемого "вы-
подхода". "Вы-подход" — это умение человека, ведущего беседу, поставить
себя на место собеседника, чтобы лучше его понять. Зададим себе следующие
вопросы: "Что бы нас интересовало, будь мы на месте нашего собеседника?";
"Как бы мы реагировали на его месте?". Это уже первые шаги в направлении
"вы-подхода". Мы даем собеседнику почувствовать, что мы его уважаем и ценим
как специалиста.
Конечно, трудностей в начале беседы не избежать.
Любой человек, живущий в гуще событий и общающийся со множеством
людей, постепенно накапливает опыт, формирует свои представления о приемах
общения с людьми. Это следует иметь в виду, если возникают сложности в
начале беседы, особенно с незнакомыми собеседниками. Типичным примером
является спонтанное возникновение симпатии или антипатии, в основе которых
лежит личное впечатление, вызванное тем, что наш собеседник нам кого-то
напоминает.
Это может оказать позитивное, нейтральное или даже негативное
воздействие на ход беседы. Особенно опасно, если случайное впечатление
подкрепится схематичным мышлением. Таким образом, возникают предубеждения и
предрассудки. В таких случаях нужно действовать осмотрительно, не торопясь.
3. Подготовка к беседе
Подготовка к беседе включает в себя:
1. Планирование:
• предварительный анализ участников и ситуации;
• инициатива проведения беседы и определение ее задач;
• определение стратегии и тактики;
• подробный план подготовки к беседе.
2. Оперативная подготовка:
• сбор материалов;
• отбор и систематизация материалов;
• обдумывание и компоновка материалов;
• рабочий план;
• разработка основной части беседы;
• начало и окончание беседы.
3. Редактирование:
• контроль (т.е. проверка проделанной работы);
• придание беседе завершенной формы.
4. Тренировка:
• мысленная репетиция;
• устная репетиция;
• репетиция беседы в форме диалога с собеседником.
Планирование беседы сводится к следующим действиям:
• составление и проверка прогноза деловой беседы;
• установление основных, перспективных задач беседы;
• поиски подходящих путей для решения этих задач (стратегии);
• анализ внешних и внутренних возможностей для осуществления плана
беседы;
• определение и разработка среднесрочных и краткосрочных задач беседы,
их взаимосвязи и очередности;
• разработка мероприятий для реализации указанных задач (разработка
программы работы, плана по отдельным элементам беседы) и др.
Система планирования важных деловых бесед включает:
а) стратегический план — пути и программу действий по достижению
целей;
б) тактический план — перечень способов поэтапного достижения целей;
в) план информации и сбора материалов;
г) план систематизации и отбора рабочих материалов — определение
организации собранного материала и критерии его отбора;
д) план изложения по времени определяет рамки рабочего плана;
е) рабочий план устанавливает структуру изложения и беседы в целом с
учетом имеющегося времени;
ж) план приспособления к собеседникам и обстановке учитывает
потенциальные требования и намерения наших "оппонентов" а также особенности
обстановки, в которой будет проходить беседа;
з) план тренировки.
3.1 План подготовки беседы
I. Планирование беседы (25% времени, предусмотренного в целом на
подготовку) — 30 минут:
• 10 минут — в общих чертах ознакомиться с ситуацией и обдумать ее,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|