выплачивающих высокие дивиденды.) могут получить новый потенциал роста,
поскольку для консервативных институциональных инвесторов, которые смогут
прийти в Россию после получения инвестиционного рейтинга, одним из ключевых
ограничений является капитализация компаний, а у акций «первого эшелона»
она максимальна. Во-вторых, недостаточная капитализация наиболее ликвидных
акций «второго эшелона» может стать стимулом для процессов консолидации в
пока менее интегрированных, чем нефть и газ, отраслях – металлургия,
телекоммуникации. Таким образом, пока еще узкий и спекулятивный рынок акций
может существенно «расшириться» за счет новых привлекательных эмитентов,
менее зависимых от товарного экспорта, что качественно изменит его
капитализацию, устойчивость и взаимосвязь с реальной экономикой.
Вместе с тем, существуют и реальные риски от ожидаемого притока
инвестиций:
1. Хотя формально Россия и получила инвестиционный рейтинг, среди
инвесторов преобладают сомнения в устойчивости экономического роста при
резком снижении мировых цен на нефть, а в последнее время – и в
политической стабильности. Поэтому, по крайней мере в ближайшее время,
средства будут приходить в основном краткосрочные и спекулятивные.
Консервативные инвесторы предпочтут дождаться завершения выборов и
присвоения инвестиционного рейтинга еще хотя бы одним признанным
международным агентством. Кроме того, для них в России пока просто нет
достаточного объема качественных активов и проектов.
2. Риски притока «горячих», краткосрочных денег на слабых
развивающихся рынках общеизвестны – это показал азиатский кризис 1997 г. и
его продолжение в России в 1998 г. При ухудшении ситуации на мировых
финансовых рынках может немедленно последовать отток спекулятивного
капитала с национальных финансовых рынков, что провоцирует их обвал вместе
с крахом уже достаточно «привязанных» к ним компаний реального сектора.
3. Валютные риски. При крайне благоприятных сейчас условиях
заимствований на международных финансовых рынках на них могут выйти
компании, не имеющие соответствующего покрытия в виде валютной выручки
(получающие основные доходы в рублях). Последствия могут окзаться
печальными, особенно при нестабильности курсов основных мировых валют и при
снижении притока валюты в Россию.
Характеризуя ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в экономику
России, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы
международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения
капитала. Произошло это в результате “распахнутости” российского товарного
рынка и неадекватного инвестиционного климата.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата
требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в
стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и
специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения
инвестиций.
Можно выделить следующие предпосылки увеличения притока иностранного
финансового капитала в Россию:
1) Меры по репатриации “убежавшего” из России капитала.
2) Приведение российского законодательства ,определяющего вывоз капитала
как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого
процесса необходимо амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала
за границу с целью его возврата в Россию. Правительство г. Москвы,
разрабатывая новую концепцию экономического развития столицы, намерено
создать условия для привлечения в экономику города “русских” денег,
находящихся на счетах в заграничных банках, которые составляют, по
некоторым оценкам, более 300 млрд.долл. В этой связи полезным может
оказаться использование китайского опыта привлечения зарубежных капиталов,
принадлежащих хуацяо (китайцам, проживающим за границей). Ведь именно на
дрожжах иностранных инвестиций (до 70% которых принадлежит хуацяо) выросло
китайское “экономическое чудо”.
3) Создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и
конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и
страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и
коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров,
занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском
заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок
"под ключ".
4) Высокий банковский процент.
5) Низкая инфляция.
6) Либерализация финансового рынка.
7) Государственные обязательства по выплате задолженности по займам и
кредитам.
Заключение.
Глубокий кризис конца лета 1998 года привел к изменению положения с
иностранными инвестициями в России. После отказа от долговых обязательств
перед иностранными кредиторами страна может надолго остаться без серьезных
внешних поступлений капитала в какой-либо форме. Между тем, по имеющимся
оценкам, в настоящее время собственные средства российских предприятий
составляют не более одной четверти от того объема инвестиционных
потребностей, которые, как предполагается предстоит удовлетворить по мере
перехода российской экономики к росту.
Основными составляющими инвестиционной политики преуспевающих стран
являются: во-первых, последовательная либерализация ограничений и запретов
при сохранении внутренней стабильности, исходя из политических и
экономических интересов; во- вторых, отраслевое регулирование размещения
прямых инвестиций с целью не допустить усиления влияния иностранного
капитала на стратегически значимые направления, что создает предпосылки для
оптимизации экономической структуры.
Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от
общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных
вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной
деятельности в России являются широко распространенные негативные факты
криминализации экономики, бюрократического произвола и др.
Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в
России эффективность специального национального законодательства об
иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных
инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная
практика, оказалась незначительной.
Если же проанализировать содержание многих нормативных документов,
регулирующих деятельность иностранного инвестора в РФ, то можно убедиться,
что по ряду аспектов, они нередко не выдерживают сравнения с аналогичными
правовыми актами, действующими в зарубежных странах, в том числе и
однотипных с Россией государствах с переходной экономикой. К тому же в РФ
механизмы их применения, как правило, недостаточно отработаны.
Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются подзаконными актами,
водимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами
даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что
порождает путаницу и снижает эффективность создаваемой правовой базы.
Немаловажное значение имеют неформальные ограничения в отношении
иностранных инвесторов. Среди них можно отметить многоступенчатость
процедуры получения разрешения и многочисленность и подробность пунктов
заявки на получение разрешения. К неформальным ограничениям следует отнести
и бюрократизацию регулирования последующей деятельности иностранной
компании в стране, предоставления кредитов и др. Все это усугубляет
положение, создаваемое для иностранных предпринимателей сравнительно
незначительными официальными ограничениями.
Взятые в целом ограничения для иностранных инвесторов ухудшают
инвестиционный климат России. Сложившийся в настоящее время режим
регулирования капитальных вложений не соответствует общемировым правилам и
не поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка.
Для выправления создавшегося положения прежде всего требуется
упорядочить законодательство в данной сфере. Общий порядок регулирования
иностранных инвестиций, исходя из мировой практики, должен предусматривать
либерализацию инвестиционного режима и переход к единообразным правилам и
нормам.
Для решения задачи масштабного направления капитала, в том числе и
иностранного, в реальный сектор производства наряду с укреплением
банковской системы РФ следует приступить к созданию других инструментов,
чтобы сформировать в России полноценную инфраструктуру инвестиций.
В заключение хотелось бы добавить, что было бы рационально, не
дожидаясь принятия к реализации предложенных мер, начать активную
пропагандистскую компанию в российских и зарубежных средствах массовых
коммуникаций. Это станет хорошим сигналом для тех инвесторов, которые
заняли сейчас выжидательную позицию.
Особо хотелось бы отметить, что рассмотренные предложения носят
концептуальный характер. Только в аналитических целях эти проблемы могут
быть представлены разрозненно- на практике необходимо действовать
одновременно, по всем пунктам, комплексно. И сразу появляются большие
соблазны приступить к разработке глобальной комплексной программы по образу
и подобию тех, которыми так привычно прикрывают любую действительно сложную
задачу. В целом нет причин подвергать сомнению целесообразность разработки
такой программы. Но она должна стать неотъемлемой частью более общего
документа, представляющего и фиксирующего принципы и задачи государственной
инвестиционной политики.
Приложение 1.
Список использованной литературы:
1. А.С.Зелтынь ”Иностранные инвестиции в Россию”, ”Эко” № 8. 2001.
2. Миклашевская Н.А., Холпов А.В. “Международная экономика” Учебник 2003.
3. Кравченко П.П. “Как не проиграть на финансовых ранках” 2003
4. Альтовский Е.В. “Тенденции мировых инвестиций в 1997 году и 1998 году”
(обзор) / Внешняя торговля. 1999. №1.
5. Карманова Н.Ю. “Инвестиционный климат России” / Иностранный капитал в
России. 1999. №4
6. “Внешнеэкономические связи” / Под ред. Балабанова И.Т. М.: Финансы и
статистика, 1998.
7. Авдюшкин Е.Ф. “Международные экономические отношения”. Третье изд. М.:
Маркетинг, 1998.
8. “Иностранные инвестиции” / МЭ и МО, 1999. №1.
9. “Международные инвестиции и международные закупки и”. / Под ред. Есипова
В.Е. С-Пб. : ГУ экономики и финансов, 1998.
10. Фанштейн А. “Привлечение инвестиций в национальную экономику”/ Эко,
1999.№7.
11. “Иностранные инвестиции в Россию”/“Финансовый директор”, №4 2002.
(http://fd.ru/article/1326.html)
12. Университетская информационная система РОССИЯ - http://www.cir.ru.
13. http://www.finam.ru/analysis/forecasts0012B/default.asp.
14. ИФ “ОЛМА” - http://info.olmagroup.ru.
15. Федеральный закон “Об иностранных инвестициях” № 160 от 09.07.99.
16. ГОСКОМСТАТ РФ http://www.gks.ru.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|