Проблема формирования внебюджетных фондов
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
тема: «САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ»
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
1. Введение. 3
2. Видовые разнообразия самоуправления. 4
3. Особое место производственного самоуправления. 7
3.1. Основные формы производственной деятельности. 9
3.2. Производственное самоуправление в развитых странах. 9
3.3. Тенденция развития самоуправления в системе управления. 11
4. Самоуправление в переходный период. 13
5. Используемая литература. 15
1. Введение.
«Самоуправление» как научная категория связана с понятием
«организация». Более того, самоуправление предполагает хотя бы в силу
акцентируемой сопряженности базовых понятий «управление») и «организация»,
также самоорганизацию. Самоорганизация позволяет упрощать управление (а
значит, и самоуправление) просто тем, что и само способно изменяться в
требуемом направлении».
Разумеется, самоорганизуемая система в качестве исходной предпосылки
своего функционирования требует некоторой предварительной организации, а
самоуправление имеет объективные пределы. И задача состоит в том, чтобы
установить соответствующие границы самоуправления в иерархии систем, а
затем выявить оптимальные формы и методы его организации. Идея
самоуправления применительно к разного рода хозяйственным, правовым,
социальным и другим проблемам оказывалась актуальной, к примеру, при
налаживании управления в удельных княжествах на Руси, организации
православной церкви и возникновения феномена, вольных русских городов,
создании оуэновских общественных коммун, а также городов республик
известных из истории многих стран. Как социальный институт самоуправление
существовало даже в условиях абсолютной монархии. Скажем, в отечественной
истории ХV-ХVI столетий «черные волости» были представлены самостоятельными
общинами с полным самоуправлением Как видим, самоуправленческие традиции в
России довольно сильны. К тому же нашей стране принадлежит приоритет в
развитии отдельных форм трудовой демократии, наиболее ярким образцом
которой была артель. Именно в России впервые в мире зафиксированы факты
рабочего самоуправления на предприятии. Одно из известных, но отнюдь не
самых давних свидетельств относятся в 1803 году, когда на Красносельской
бумажной фабрике близ Петербурга рабочие заключили с владельцами договор,
по которому фабрика в течение долгого времени находилась в их управлении;
для руководства они выбрали из своей среды мастера, сами определили
продолжительность рабочего дня, порядок работы, распределение заработка.
Демократизация общества, конечно, актуализирует проблему самоорганизации и
самоуправления его частей (в качестве части может рассматриваться и
предприятие, к какой бы отрасли народного хозяйства оно не относилось).
Демократия - это прежде всего и главным образом контроль общества за
властью, тогда как управление и самоуправление выполняют и другие функции.
Но самоуправление на предприятии, включая в состав своих функций как
минимум контроль действий администрации, безусловно, знаменует собой и
начало производственной демократии. Демократический стиль управления
оставляет гораздо больший простор для неформального проявления
самоуправления, чем авторитарный стиль руководства или тоталитарный
общественный режим. Однако самоуправление и демократию отождествлять
нельзя. Возможны случаи, когда самоуправление есть, а демократия
отсутствует, или наоборот, признаки демократии налицо, а самоуправления
нет. Из вышеизложенного вытекает, что изменения в организации управления,
смена форм хозяйствования не могут не влиять и на организацию
самоуправления. Расширение самостоятельности предприятия резко повышает
значение самоуправления: предприятие должно само «думать» о неизмеримо
более широком круге вопросов своей деятельности, самостоятельно выбирать в
зависимости от конкретных условий ее приоритетное направление и принимать
решения по организации коммерческой и производственной деятельности, не
ожидая «подсказок» или прямых указаний сверху. В этом конкретном случае
предприятия являются самоуправляющимися. Самоуправление неотделимо от
управления Любой общественный уклад характеризуется определенным их
сочетанием. Это понятие ассоциируется то с трудовым коллективом, то с
воинскими подразделениями, то с положением дел по месту жительства или
работы, то с состоянием государственного управления, развитием образования,
культуры, медицины, экономики. Иначе говоря, они могут касаться любой сферы
жизни человека, социальной группы или общества. Есть основание считать, что
формы, методы, условия и степень сочетания управления и самоуправления на
различных уровнях общественного устройства - решающий фактор, определяющий
положение человека в обществе, его самореализация и саморазвитие.
2. Видовые разнообразия самоуправления.
Самоуправление имеет различные формы. Различия существует по
субъектам, объектам и уровням самоуправления, его целям, методам и формам
организации. Так, в условиях персонифицированного управления выделяют
индивидуальное и групповое самоуправление.
Индивидуальное самоуправление - управление собой, то, что близко к
понятию «самообладание», т.е. способность личности не менять своего «Я» в
различных ситуациях. Индивидуальное самоуправление может по своему
характеру быть либо исполнительским, либо связанным с установлением заданий
для других индивидов. Способность именно к такому самоуправлению позволяет
работнику быть как неформальным лидером, так и профессиональным управляющим
(кто не может управлять собой, не способен управлять другими) В этом смысле
при персонифицированном управлении самоуправление предшествуют управлению.
Групповое самоуправление может быть, реализовано на основе внутренней
дисциплины, консенсуса и консолидации, достигаемых членами группы
самостоятельно или под влиянием лидера. Оно может сообразовываться по целям
и мотивам с идущими сверху воздействиями «помогать» им. Такая разновидность
самоуправления есть кооперационное самоуправление. Если же присущая
последнему согласованность не достигается, то самоуправление становится по
отношению к управлению конфронтационным, противостоит ему.
Различают самоуправление профессиональное и самоуправление
общественное. В первом случае, согласно одной из известных трактовок,
«система в процессе управления испытывает внешнее воздействие» и в тоже
время «каждая система самоуправляема» Исходя их данного тезиса в 80-е годы
в СССР «самоуправление» на предприятии обычно отождествлялось с
демократией. Второй же отличительный вид самоуправления и его формы
предлагалось относить к «полу формальным организациям»
В общественном самоуправлении выделяют подвиды, которые реализуются:
а) трудовыми коллективами государственных предприятий, действующими в
управлении на «общественных началах»
б) инициативными группами граждан по месту жительства -
территориальное самоуправление городских микрорайонов
в) учредителями и членами различного рода инициативных образований
общественных организаций, фондов. Система общественного самоуправления,
функционирующая как в обществе в целом, так и в его подсистемах имеет свои
уровни иерархии. Отсюда следует, что ей присуще свое профессиональное
самоуправление. Однако этот профессионализм, порождаемый иерархией
общественного самоуправления и усиливаемый освобождением общественного
деятеля от прежней работы по базовой специализации, носит вторичный
характер, ибо реализуется в рамках самоуправляемой системы и ограничен
ресурсами. Это подтверждается опытом советских государственных предприятий,
где иерархия в общественных организациях и органах самоуправления
прослеживалась достаточно четко.
Профессиональное управление, осуществляемое в недрах общественного
самоуправления, обычно называют квазипрофессиональным. В этой связи важно
отметить, что сравнительный потенциал профессионального и
квазипрофессионального управления произведен от соотношения
фундаментальности, основательности профессиональных знаний, получаемых
персоналом при исходной базовой подготовке, с одной стороны, и при
переподготовке, повышении квалификации, - с другой. Исходя из этого и
надлежит, как подбирать работников, так и выявлять области самоуправления.
В зависимости от целей и применяемости методов самоуправления,
самоуправление может быть: политическим и экономическим, в том числе
производственным.
В свою очередь производственное самоуправление осуществляется либо
собственником имущества, либо исходит от нанятого им и наделенного
соответствующими полномочиями управленческого персонала. Самоуправление
может осуществляться также от лица работников предприятия, занятых
производственно - хозяйственной деятельностью и освобождается от нее ради
выполнения управленческой работы. Они могут быть наемными работниками, а
могут участвовать в управлении как собственники, т.е. являются владельцами
предприятия и в этом качестве приглашать на роль исполнительного персонала
управленцев - профессионалов.
В обоих случаях, т.е. когда работники выступают как владельцы, и когда
они собственниками имущества не являются, самоуправление может быть
непосредственным и представительным. При непосредственном самоуправлении
субъект самостоятельно принимает решение, при представительном принятии
решения опосредуется действиями других лиц, представляющих интересы
полномочного субъекта, делегировавшего им определенные права и
ответственность. Самоуправление, осуществляемое собственником, владельцем
имущества или от его лица следует называть приватным самоуправлением. Дело
в том, что, как и управление, самоуправление может идентифицироваться не
только относительно управляемых объектов, но и по отношению к управляющим
субъектам в их системной иерархии. Очевидно, что самоуправляемая система
есть там, где имеется не только объект, которым надо управлять, но и
«собственный» субъект управления, выступающий таковым лишь применительно к
данному объекту.
Нельзя не остановиться и на местном самоуправлении. Трактовать его
можно как продукт организации территориального управления в масштабе
страны, возникающий в условиях, когда нужно разделить компетенцию между
центральными и территориальными органами государственного управления. При
этом вопрос о том, кто кому делегирует управленческие правомочия- «центр»
«местам» или наоборот, видимо, произведен от формы государственного
устройства: федеральной или конфедеративной. Как бы то ни было, местное
самоуправление выступает следствием межуровневого распределение функций в
иерархической системе, т.е. оно, является результатом определенного
организацией сочетания централизации и децентрализации, что прежде всего,
свойственно профессиональному управлению. В тоже время оно является
социальным демократическим институтом, формой волеизъявления жителей той
или иной административно - территориальной единицы. Первое характерно для
органов исполнительной власти, второе больше присуще органам
представительской власти.
Любая сложная система уже в силу своего иерархического строения
предполагает наличие самоуправления. Система полностью самоуправляемая,
если не имеет над собой ни одного вышестоящего органа. Она самоуправляемая
частично, если представляет собой объект в более сложной иерархической
структуре Степень этой самоуправляемости определяется мерой централизации,
или соотношением между внешним управлением, реализуемым со стороны
вышестоящего органа, и внутренним управлением исходящим от управляющего
субъекта системы. И в том, и в другом случае речь может идти как об
общественном, так и о профессиональном управлении. В ходе проводимых в
России преобразований изменились политические, экономические,
идеологические условия. Появились экономически свободные субъекты
хозяйственной деятельности, развивается частная собственность, разрешено
Страницы: 1, 2
|