|ЦСТЭ является одной из крупнейших туристских организаций в мире, |
|обслуживающей около 13 млн. туристов и около 70 млн. экскурсантов в год |
|(1995). В системе Российского туризма функционирует свыше 150 маршрутов |
|всероссийского значения и более 6 тыс. маршрутов местного значения; |
|организуется ежегодно свыше 8 тыс. морских и речных круизов, около 9 |
|тыс. железнодорожных, свыше 30 тыс. авиационных и свыше 200 тыс. |
|автобусных туристских рейсов. Почти в 400 городах и населённых пунктах |
|открыты экскурсионные бюро и бюро путешествий и экскурсий. В стране |
|действует свыше 3 тыс. клубов и свыше 14 тыс. пунктов проката |
|туристского снаряжения. На предприятиях создано около 40 тыс. туристских|
|секций, объединяющих туристов-спортсменов, занимающихся пешеходным, |
|лыжным, водным, велосипедным и др. видами спортивного туризма, |
|включенными (с 1949) в Единую всероссийскую спортивную классификацию. |
|Регулярно проводятся соревнования по видам спортивного туризма. При |
|советах по туризму. созданы маршрутно-квалификационные комиссии и |
|контрольно-спасательная служба. Свыше 60 тыс. чел. (1995) имеют |
|спортивные разряды и свыше 200— звание мастера спорта по туризму. |
|С конца 50-х гг. в условиях ослабления международной напряжённости и |
|развития культурно-экономических контактов между странами резко |
|расширились международные туристские связи СССР. Активизировалась |
|деятельность «Интуриста», создано Бюро международного молодёжного |
|туризма «Спутник» (1958), в ЦСТ образован отдел по международному |
|туризму (1958), в 1964 учреждено Управление по иностранному туризму при |
|Совете Министров СССР, которое в 1969 преобразовано в Главное управление|
|по иностранному туризму (ГУИТ) при Совете Министров СССР. В 70-е гг. |
|укрепилась материальная база иностранного туризма в СССР, расширилась |
|география путешествий. «Интурист» предлагает свои услуги более чем в 100|
|городах страны, «Спутник» имел 19 международных молодёжных лагерей. |
|Значительно увеличился обмен между зарубежными и советскими профсоюзными|
|туристскими организациями. Число иностранных туристов возросло с 2 млн.|
|чел. в 1970 до 3,7 млн. в 1975, более 2 млн. советских граждан в 1975 |
|выезжало за рубеж. По масштабам деятельности «Интурист» вошёл в число 10|
|ведущих туристских фирм мира, «Спутник» — крупнейшая в мире молодёжная |
|туристская организация. |
|В настоящее время существует огромное количество туристических фирм. |
|Особое развитие они получили в последнее время в связи со стабилизацией |
|экономической жизни в стране. Возросли материальные возможности |
|населения. Известная прозрачность границ также способствует развитию |
|международного туризма. Высокая информационность населения также |
|позволяет надеяться и на дальнейшее увеличение туризма. |
|По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов Россия занимает |
|ведущее место в мире. В стране насчитывается свыше 250 природных |
|районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше |
|150 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. |
|Многие туристские маршруты имеют уникальный характер. |
|Туристское движение в России развивается в соответствии с |
|государственной политикой в области охраны здоровья народа, носит |
|социальный характер. Только из фондов государственного социального |
|страхования ежегодно выделялось свыше 1 млрд. руб. на приобретение |
|льготных путёвок и различные дотации учреждениям туризма, отдыха, |
|санаторно-курортного лечения и др. Кроме того, на эти же цели |
|расходуются значительные суммы из общественных фондов |
|В 1995 75—80 млн. человек участвовали в длительных и кратковременных |
|самодеятельных путешествиях, походах, самостоятельно выезжали в места |
|организованного отдыха, в пригородные зоны, в др. города с |
|оздоровительными, познавательными, социальными, спортивными и др. |
|целями. |
|По совокупным затратам на отдых, связанный с перемещением в место его |
|проведения, население расходует в год около 5,5% ко всему фонду |
|потребления товаров и услуг. По показателю затрат туризм занимает одно |
|из первых мест в структуре потребления населением товаров и услуг. |
|Научные исследования в области туризма ведут институт географии АН , |
|Центральный и зональные институты курортологии и физиотерапии |
|министерства здравоохранения, Всесоюзная научно-исследовательская |
|лаборатория туризма и экскурсий ЦСТЭ (Москва), Научно-исследовательская |
|лаборатория иностранного туризма и др. организации. Кадры для туристских|
|организаций готовят центральные и зональные туристские курсы ЦСТЭ, |
|институт повышения квалификации специалистов ГУИТ при Совете Министров .|
| |
|Издаются: ежемесячные иллюстрированные журналы, регулярно — проспекты |
|«Туристские маршруты» для зарубежных туристов — иллюстрированные журналы|
|(на русском, английском, французском и немецком языках.) Союз советских|
|обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами издаёт газету |
|(на английском, французском, испанском, арабском языках) и др. |
|издательство «Физкультура и спорт» ежегодно выпускают серии книг и |
|брошюр по вопросам туризма, рассчитанные на массового читателя. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|3.Международный туризм |
| |
|Международный туризм (М. т.). Получил развитие в середине 19 в., со 2й |
|половины 20 в. приобрёл массовый характер. М. т. развивается в тесной |
|взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует подъёмом|
|или спадом темпов роста не только на общее политическое и экономическое |
|положение в мире, но и в отдельных странах (если они занимают место, |
|оказывающее влияние на мировой рынок туристских услуг). Этим объясняется|
|неравномерность развития М. т. в различные годы. Рост количества |
|туристов в мире в 1970—95 представлен в табл. 1. (Под количеством |
|туристов в международной статистике понимается количество |
|зарегистрированных прибытий туристов в ту или иную страну, но, поскольку|
|за одну поездку некоторые туристы посещают несколько стран, фактическое |
|число их несколько меньше.) |
|Таблица 1. |
|Количество туристов, млн. чел. |
|Прирост к предыдущему году, % Индекс |
|1970 |
|1980 |
|1985 |
|1990 |
|1995 |
| |
| |
|125,3 |
|— |
|100 |
|171,2 |
|13,0 |
|281 |
|215,5 |
|6,9 |
|436 |
|269,0 |
|9,7 |
|668 |
|320,0 |
|10,5 |
|870 |
| |
|Характерной чертой современного международного туризма является высокая |
|концентрация его в Европе и Северной Америке. |
|Основной туристский регион мира — Европа. На её долю приходится почти |
|2\3 количества иностранных туристов, и такую же долю в мировом |
|туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало |
|выезжают за пределы континента. Основная причина — относительно высокие |
|цены на межконтинентальный транспорт и высокая стоимость обслуживания во|
|многих неевропейских странах. В Западной Европе туристские потоки многие|
|годы имели чёткое направление с севера на юг. В 80—90-е гг. из-за |
|перегруженности популярных туристских центров Средиземноморского |
|побережья Франции и Италии, а также конкурентного развития |
|материально-технической базы международного туризма в др. странах |
|средиземноморского бассейна произошла заметная переориентация |
|европейского туристского потока на юго-запад и юго-восток. |
|Второй крупный туристский регион — Северная Америка (США и Канада), на |
|который в 1995 приходилось около 16% мирового потока туристов. В |
|основном это так называемый взаимный туризм между США, Канадой и |
|Мексикой. За пределы континента ежегодно выезжает около 5 млн. чел. из |
|США и около 0,5 млн. из Канады. Наблюдается абсолютный рост объёма М. т.|
|и в странах Латинской Америки, Африки, Азии, в Австралии и Океании, но |
|на них по-прежнему приходится лишь немногим более 9% количества |
|иностранных туристов. Располагая богатыми рекреационными ресурсами, |
|большинство развивающихся стран не имеет необходимой |
|материально-технической базы для международного туризма. |
|Туристский обмен между странами, кроме культурно-познавательного и |
|политического значения как средства укрепления взаимопонимания между |
|народами и установления более тесных межгосударственных отношений, имеет|
|и экономическое значение. Поступления от международного туризма в |
|иностранной валюте составляют в некоторых странах важную статью дохода |
|платёжных балансов и растут намного быстрее, чем поступления от экспорта|
|товаров. Темпы роста общемирового объёма поступлений валюты от |
|международного туризиа в 70—90-е гг. увеличивались с некоторым |
|опережением темпов роста числа международных туристов (табл. 2), что |
|объясняется прежде всего повышением цен на товары и услуги в |
|капиталистических странах. |
| |
| |
| |
|Таблица 2. |
|Объём поступлений, млрд. долл. |
|Поступления предыдущему |
|году, прирост в %. |
|Индекс |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|