Модели и методы принятия решения
Уральский Государственный Технический Университет
Нижнетагильский Институт
Курсовая работа по менеджменту.
Тема: Модели и методы принятия решения.
Студент : Чернов Е.Н.
Гр. - 248
Преподаватель :Майзлер И.Г.
Нижний Тагил
2000
Содержание.
1.Введение..................................................................
.......3
2.Организационные решения ...………………………4
3. Этапы решения проблем……………………………5
4. Методы анализа и решения проблем……………..7
5. Как проводить совещания…ю…………………….10
6.Требования предъявляемые
к управленческому решению ..................................11
7.Технология подготовки, принятия
и реализации решения..............….............................12
8. Практическая часть...............…...............................17
9.
Заключение...................................…...........................22
10. Библиографический список...................................24
Введение.
Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых
руководителем в процессе управления, - принятие решений. От правильности и
своевременности управленческих решений зависит эффективность управления,
а следовательно, и эффективность производства.
В развитии интенсивной экономики часто приходится идти
неизвестными путями, экспериментировать. Поэтому особую важность
приобретает умение вырабатывать управленческие решения с неизбежным
риском.
Решения по управлению производством в этих условиях отличаются
особой ответственность, и сложность их выработки возрастает.
Управленческое решение - это директивный документ, организующий,
направляющий и стимулирующий совместную деятельность коллектива (или
коллективов).
Решения группируются по нескольким признакам: по содержанию
(экономические, информационные, политические, организационные,
технические), по уровню управления (решение мастера, начальника цеха,
директора, генерального директора, министра), по форме, срокам и т.д.
Решения могут быть общими, затрагивающими все предприятие, его
производственную и хозяйственную деятельность, и частными, касающимися
какой-либо подсистемы или ситуации. Некоторые решения обращены к внешним
организациям.
Решения бывают оперативными и стратегическими. В оперативных решениях
меняются в основном сроки, отдельные количественные параметры, конкретные
исполнители, в то время как общие задачи, технология, кадры в целом
остаются теми же. Такие решения принимаются быстро, без большой
дополнительной подготовки. Стратегические решения носят творческий
характер. Они предусматривают не только количественные, но и качественные
изменения в структуре производства и соответственно в его результатах.
Такие решения являются следствием анализа, поиска, расчетов, споров и
размышлений большой группы людей. Стратегические решения - это
согласованная программа взаимосвязанных мероприятий, обязательная для
выполнения трудовым коллективом и направленная на преодоление возникающих
противоречий в производстве.
Еще решения классифицируются на решения принятые индивидуально и
коллективно.
2. Организационные решения.
Человека можно назвать менеджером тогда, когда он принимает организационные
решения и реализует их через других людей, учитывая при этом их собственные
цели и интересы. Принятие решения, как и обмен информацией, является
основной составляющей любой управленческой деятельности.
Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного
многообразия вариантов.
Организационное решение - это выбор, который делает руководитель, чтобы
выполнить свои обязанности, определенные его должностью. Цель
организационного решения - обеспечение последовательного движения
организации к намеченным целям.
Организационные решения бывают запрограммированными и
незапрограммированными. Запрограммированными решениями являются те, которые
сопутствуют получению результата, и определены некоторой, уже отработанной
последовательностью шагов, решений или действий. Незапрограммированные
решения - те, которые возникают вследствие новой необычной ситуации.
Компромисс - соглашение, достигнутое путем приемлемых взаимных уступок.
Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.
Решения, основанные на суждениях - это выбор, основанный на знаниях или в
соответствии с накопленным опытом.
Существует несколько разновидностей решений, типичных для сферы управления:
В процессе планирования принимаются следующие решения: решение о
сверхзадаче и природе бизнеса; о целях; о взаимодействии с внешним
окружением; о стратегии и тактике, которые выбираются организацией для
достижения поставленных целей.
В процессе организации деятельности компании принимаются следующие решения:
о структурировании работы организации; о координации функционирования
различных блоков; о распределении полномочий между руководителями
подразделений; о структуре организации при изменении внешнего окружения.
В процессе мотивации персонала принимаются следующие решения: о
потребностях подчиненных; об удовлетворении их потребностей; о
производительности работы подчиненных и об их удовлетворенности работой.
В процессе контроля принимаются следующие решения: об измерении результатов
работы; об оценке этих результатов; о том, насколько достигнуты цели
организации; о корректировке целей.
Рациональное решение - это решение, которое основывается на базе
аналитического процесса, и часто не зависящее от предшествующего опыта.
Этапы решения проблем.
Диагностирование сложной проблемы - это осознание и установление причин
затруднений и имеющихся возможностей их преодоления. К признакам наличия
проблем в организации относятся: низкая прибыль; относительно малый сбыт
продукции; низкая производительность труда и качество продукции; чрезмерные
издержки в производственном процессе, различные конфликты в организации и
большая текучесть кадров. Выявление этих симптомов позволяет определить
общие проблемы в данной организации. Для более детального анализа
существующих проблем необходимо собрать предварительную информацию,
касающуюся состояния внешней и внутренней среды организации.
.Причины затруднений чаще всего зависят от конкретной ситуации и конкретных
руководителей: возможно, это недостаточное количество работников
необходимой квалификации; отсутствие прогрессивной технологии как
руководства различными процессами, связанными с функционированием
организации, так и непосредственно производственным процессом; острая
конкуренция; иногда даже действующие законы и нормативные акты в данной
стране.
Формулировка набора альтернатив или альтернативных решений является
принципиально важным моментом. Очень часто непродуманные немедленные
действия приводят к усугублению данной проблемы. Желательно выявить
максимум возможных действий, которые помогли бы решить данную проблему, а
затем проран жировать возможные действия по своей эффективности и
реализуемости. Рассмотрим процесс анализа альтернатив:
а) если проблема была определена правильно, альтернативы тщательно
взвешены, и им дана обоснованная оценка, принять решение относительно
просто.
б) если проблема оказалась весьма сложной, и возможные альтернативы не
отвечают оптимальному (желательному) результату, в этом случае значительную
роль играет имеющийся опыт в данной области деятельности.
Решение окажется более оптимальным , если оно будет согласовано с теми,
кого непосредственно затрагивает, или с теми, кто помогал в подготовке
принятия данного решения. В связи с этим, для успешной реализации любого
значимого решения целесообразно привлекать к его выработке наибольшее
количество сотрудников организации.
После того, как решение принято, и начало осуществляться, обязательно
необходимо установление обратной связи. Система контроля необходима для
обеспечения оптимального исполнения данного процесса или действия. Обратная
связь позволяет руководителю частично корректировать принятое решение, и
способствовать его лучшей реализации.
Оценка результатов реализации решений позволяет учесть имеющийся опыт
просчетов и недостатков в последующей работе.
Существуют другие факторы, влияющие на принятие решений.
Личностные оценки руководителем важности данной проблемы часто содержат
субъективные суждения. Каждый человек обладает своей системой оценки,
которая определяет его действия, и влияет на принимаемое решение. Подход к
принятию управленческих решений чаще всего основано на определенной системе
ценностей. В связи с этим, руководитель, который во главу своей
деятельности ставит максимизацию производительности труда любыми
средствами, часто забывает о проблемах организации оптимального,
эффективного процесса работы сотрудников. Это может выражаться в отсутствии
должных условий труда, возможностей для отдыха, хорошего дизайна рабочих
помещений.
На принятие решений влияют поведенческие ограничения, то есть факторы,
затрудняющие межличностные и внутриорганизационные коммуникации. Например,
часто руководители по-разному воспринимают существование и серьезность
проблемы. Они могут по-разному воспринимать ограничения и альтернативы.
Нередко это ведет к возникновению различных конфликтов между ними в
процессе принятия и реализации решений.
В организации все решения, как правило, взаимосвязаны. Часто важное решение
базируется на предшествующих нескольких решениях, и в свою очередь, создает
альтернативы для принятия последующих решений. Эта способность видеть
взаимосвязь решений является одним из главных критериев выбора и назначения
руководителей высшего звена. Менеджеры, обладающие такой способностью,
часто являются кандидатами на повышение по службе.
Методы анализа и решения проблем.
Модели и методы принятия решений.
Умение принимать решения необходимо для реализации управленческих функций,
поэтому процесс принятия решений является основой теории управления. Как
наука, это направление зародилась в Англии, во время Второй мировой войны,
когда группа ученых получила задние на решение сложной военной проблемы -
оптимального размещения различных подразделений гражданской обороны и
огневых позиций своей армии. В 50-х годах эта теория была модернизирована,
и стала применяться для решения проблем гражданской промышленности.
Ее отличительными особенностями являются:
Использование научного метода, то есть наблюдение, формулировка гипотезы,
подтверждение достоверности гипотезы.
Системная ориентация.
Использование различных моделей.
Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в
управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек
при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования
является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации
или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных
закономерностей функционирования изучаемой системы.
Типы моделей: физическая, аналоговая (организационная схема, график),
математическая (использование символов для описания действия или объектов).
Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов: постановка задачи;
построение модели; проверка модели на достоверность описания данного
процесса, объекта или явления; применение модели; обновление модели в
процессе исследования или реализации.
Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных
погрешностей, к которым можно отнести недостоверные исходные допущения,
информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями,
чрезмерная стоимость создания модели и т.п.
Часто при моделировании применяется теория игр. Она первоначально
разрабатывалась военными, чтобы учесть возможные действия противника. В
бизнесе она применяется при моделировании поведения конкурента, особенно
часто в связи с проблемами изменения ценовой политики.
Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Эта модель
используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по
отношению к потребностям в этих каналах.
Страницы: 1, 2, 3
|