лидер последователь может раскручиваться вверх «отношения дают большой
эффект» или вниз «отношения дают меньший эффект». Последнее может, в
конечном счете, привести к разрыву отношений между участниками: увольнению
работника или уходу руководителя.
Концепция харизматического лидерства.
Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна
отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность,
а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать
лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.
Харизма является формой влияния на других посредством личностной
привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что
обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник
лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со
способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств
и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее
оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение
харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и
почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие
определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее
легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства,
являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и
строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных
качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры
этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную
потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они
верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их
вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен
быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического
поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса
простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания,
проявление доверительности у последователей импульса к действиям.
Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона,
связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого
себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией
к делегированию части ее последователям [20, c. 134]. Это помогает
объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и
такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом
харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой
чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за
пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного
последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в
реализации своего видения.
Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий
развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что
вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на
которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в
себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно
быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно
которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.
Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего
видения посредством межличностной коммуникации «публикации, речь, жесты,
позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело на них
сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения
последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя
такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя
риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном
этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего
видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно
сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к
участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за
результаты соответствующим образом.
Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной
ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в
бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда
последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это
во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих
себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность
харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в
организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в
этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера
- преобразователя или лидера реформатора [12, c. 36].
Концепция преобразующего лидерства
Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего
с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор
мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в
восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им
возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания
атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости
саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он
проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы,
он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к
обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не
изменить мир, а измениться в мире через развития.
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает
наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по
мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной
ситуации.
Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается
необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к
участию в управлении, быть самому частью группы/организации, а не «стоять
над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей
требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка
предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям,
уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности в
поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную
взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная
опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же
наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных
подхода не пригодны для лидера-преобразователя.
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ОСНОВЕ ХЛЕБОКОМБИНАТА «РАССВЕТ»
2.1. Характеристика организации
Основой любого предприятия служит производственный коллектив,
способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств изготавливать
нужную продукцию. Любое предприятие создается для удовлетворения спроса на
определенный вид продукции. Данное предприятие создано для удовлетворения в
продукции первой необходимости.
Организация – хлебокомбинат «Рассвет». Главной задачей хлебокомбината
является выполнение плана по реализации хлеба и хлебобулочных, кондитерских
изделий. Так как предприятие сделало ставку на товар первой необходимости,
экономическое состояние положительное и предприятие имеет стабильную
прибыль.
Миссия:
1. Основной продукт, производимый фирмой – это хлебобулочные изделия.
2. Главный рынок для реализации товара: потребителями является местное
население. Точки сбыта магазины (ларьки) расположены по всему городу,
несколько магазинов на один район.
3. Технологическая система производства: оборудование необходимое для
замешивания теста и выпекания хлеба, специалисты – технологи.
Общая цель организации - это выпуск продукции, в которой нуждается
потребитель в данном случае это обеспечение населения хлебом в достаточном
количестве. Задачами предприятия являются: получение дохода, обеспечение
потребителей в данном виде продукции, обеспечение персонала заработной
платой вовремя и достойной, создание рабочих мест для населения и
недопущение сбоев в работе.
Хлебокомбинат имеет право:
1) Оказывать услуги предприятиям, организациям согласно заключенных
договоров.
2) Покупать, продавать другим предприятиям и организациям, сдавать
гражданам в аренду, предоставлять во временное пользование здания,
сооружения, транспортные средства, инвентарь и другие материальные
ценности, а также списывать имеющееся на балансе имущество.
3) Передавать на договорных началах материально-денежные ресурсы
другим предприятиям, организациям и гражданам, производящим продукцию или
выполняющих для хлебокомбината работы и услуги.
Номенклатура выпускаемой продукции: хлеб – основной вид продукции,
булочки (10 разновидностей), батоны и калачи. Материалы необходимые для
производства данной продукции – мука, дрожжи, яйца, сахар, соль (основные
продукты). И вспомогательные, для выпуска разновидностей булочек: мак,
изюм, орехи, тмин и кунжут.
Объем производства данного предприятия исходит из потребности
населения. Необходимо обеспечить объем хлебобулочных изделий на каждый из
пунктов продажи с учетом режима рабочего дня (организация имеет магазин в
каждом из районов города).
Продажа продукции происходит с открытой выкладкой. Покупатель имеет
возможность отобрать выложенные на рабочем месте продовольственные товары
(на прилавках, стеллажах). Функции продавца сводятся к консультированию
покупателей, взвешиванию и упаковке. Метод позволяет ускорить операции по
продаже товаров, увеличить производительность труда. При продаже товаров по
этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их
на рабочем месте продавца. Товары группируются по видам и по ценам. На
хлебокомбинате действует расчетно-кассовое обслуживание.
Для нормального функционирования комбината проводится анализ его
деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это
позволяет сделать комбинат устойчивым – прибыльным и конкурентоспособным, а
также обеспечить его дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую
прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным
финансовым ресурсом. Проведение систематических анализов деятельности
комбината позволяет:
- быстро, качественно и персонально оценивать результаты деятельности
комбината и его структурных подразделений;
- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на
получаемую прибыль;
- определить расходы и тенденцию их изменения, что необходимо для
определения продажной цены и расчета рентабельности;
- находить оптимальные пути решения различных проблем и получение
достаточной прибыли.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности комбината
используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность,
издержки обращения и производства и др.
При планировании прибыли выявляется влияние на размер прибыли
ряда факторов: определяется процент прибыли по товарной продукции в базовом
году и увеличение прибыли вследствие увеличения объема производства
товарной продукции; увеличение или уменьшение прибыли в связи с увеличением
или уменьшением себестоимости товарной продукции, увеличение прибыли за
счет изменения цен и ряда других факторов.
Информационной основой анализа хозяйственной деятельности комбината
являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские
балансы.
Документооборот на комбинате играет очень важную роль. Здесь очень
важным является документальное оформление сделок (договоров). Очень важным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|