ценности, которые они исповедуют и помогать обретать эти ценности другим
посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное
слово.
В работа менеджера важным личным качеством является хорошее здоровье,
которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить
удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего
физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные
нагрузки, предполагающие смену видов деятельности - ведь отдых не в
безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо
поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом
добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам
и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда
потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.
Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен
быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех
сваливающихся на его голову перегрузок.
Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции:
сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее
активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться
вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую
солидности.
Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только
квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и
готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не
делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути
любого менеджера.
Современный менеджер должен активно бороться с собственными
недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе,
создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия
их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет
- в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят,
наоборот, признанием и благодарностью.
Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру -
профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и
практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура
- общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-
педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного
руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и
внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть
проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым
к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными
способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию,
создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать
решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно
работать для этого, быть энергичным и решительным.
Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и
высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не
только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности
в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все
встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым,
испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями,
воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими
пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя
метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и
непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.
Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться
ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они,
держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не
отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при
этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей,
представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.
Для всех ведущих компаний характерен принцип «не оставлять ни
одного предложения, пусть даже незначительного, без ответа». С этой целью,
например на фирме «Toyota» ведется ежемесячный учет предложений, которые
рассматриваются на различные уровнях в зависимости от ценности
предложения.
Отличным примером этого может служить также политика фирмы
IBM. Два раза в год там проводятся опросы общественного мнения. Это
анонимные и добровольные опросы, охватывающие почти всех сотрудников IBM.
Анкета, используемая в опросах очень объемная. Вопросы охватывают самые
разные стороны жизни IBM - от оценки кадровой политики и дел фирмы в целом
до зарплаты и условий труда на рабочем месте. По их результатам каждый
руководитель готовит план действий по устранению выявленных недостатков и
согласовает его со своими подчиненными.
Но наиболее важно для менеджера схватывать все на лету, увязывать
вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью
учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при
этом однобокой специализации. Настоящая учеба обычно начинается с момента
вступления в должность и никогда не прекращается.
Очередной группой качеств менеджера, определяющих его собственно
говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые.
Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им
технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием
кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов
деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков
проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем,
распорядительством, контролем.
К организаторским качествам нужно отнести прежде всего
целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и
обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и
решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки.
Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен
эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том,
чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает
менеджера от остальных работников.
Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще
менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и
своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать
их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.
Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то
есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем
логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.
Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без
этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их
деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и
настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а
также контролировать дисциплину подчиненных.
Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная
работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в
жертву и не становясь «работоманом».
Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь
отдыхать. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е.
общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим.
Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в
своей правоте.
С точки зрения контактности можно выделить несколько типов
руководителей.
Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на
своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.
Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому примерно поровну времени.
В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с
начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.
В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов. Первый и
второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый -
для стратегического, Третий тип руководителя не отвечает вообще
требованиям, предъявляемым к современным управляющим.
Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить
свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в
облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.
Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.
Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди
знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на
проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих
взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения,
добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и
их мнения.
Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность
сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей,
превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая
нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы,
сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей
привлекательности. Т.е. по сути принять за аксиому теорию «Y» Дугласа
Макгрегора, разработаную им в 60х годах, первый пункт которой гласит:
«Работа для человека так же естественна, как игра». Руководитель должен
считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом
мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.
Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить,
организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям,
риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий,
возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к
повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими
собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать
терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко
всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом
задач.
Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать
менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно
действующего в любой ситуации.
Существует определенный набор человеческих качеств, которые
были перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей.
Эти качества не всегда зависят от производственного опыта работника,
поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем
возрасте. Не стоит сбрасывать со счетов и людей как у нас говорят
«пенсионного возраста». Подтверждением этого может послужить пример карьеры
Коноскэ Мацуситы, главы фирмы “Мацусита дэнки”. Его трудовая деятельность
началась в небольшой велосипедной мастерской, где он работал учеником
мастера на мизерную плату. Мацусита проникся неподдельной любовью к
изобретательству и решил открыть собственное дело. Вскоре он выбросил на
рынок свое первое изделие. Это была усовершенствованная электрическая
розетка, которая ввинчивалась в электропатрон. Событие это произошло в 1918
г., а через десять лет электротехническая компания “Мацусита дэнки” стала
задавать тон в новой отрасли японской промышленности.
Японская национальная культура пропитана националистическим
духом. В ней заложены идеи, побуждающие японцев осознать свою причастность
к общенациональным интересам. Исторически японцу внушали мысль о том, что
в своей жизнедеятельности он должен прежде всего заботиться о "наполнении
национального сосуда".
Мацусита умело воспользовался этим мировоззрением своих
соотечественников и в разработанной им воспитательной системе сделал акцент
на пропаганде прямой связи между процветанием фирмы и процветанием каждого
работника и японской нации в целом, что стало одним из важнейших
источников успеха.
В 1971 г. Мацусита сложил с себя полномочия президента и стал
председателем совета директоров. По этому поводу он писал: “Когда фирма
обгоняет в росте своих основателей, возникает опасность застоя. Именно это
стало теперь ощущаться в системе управления; все уповают на своего вождя, и
я почувствовал, что дела пошли не совсем гладко. Нельзя все время ожидать,
что скажет руководитель. Именно по этому я решил сложит с себя свои
полномочия и передать бразды правления своему преемнику”.
Однако в 1977г., в период очередных затруднений, он вновь вернулся к
оперативному руководству и перетасовал высший эшелон управления фирмой.
Мацусита окончательно удалился от дел в возрасте 86 лет.
Лучшим свидетельством успешной карьеры этого человека,
вобравшего в себя большинство лучших качеств руководителя, и являющегося
отличным примером для любого менеджера, может служить, по моему мнению
фирменный гимн “Мацусита дэнки”. Каждый день в восемь часов утра его
поют примерно 200 тысяч работников фирмы:
Объединим наши силы и разум,
Сделаем все во имя процветания производства.
Пусть наши товары текут к народам всего
мира.
Пусть текут они беспрерывно и вечно,
Как вода из нескончаемого фонтана.
Расти, индустрия, расти, расти!
Да здравствует гармония и честность!
Да здравствует "Мацусита дэнки!"
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех . - М.: Знание, 1994. - 173 с.
2. Кузьмин И.А. Психотехнология и эффективный менеджмент . - М.: Россмен,
1995. - 491 с.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 1995.- 275 с.
4. Каору И. “Японские методы управления качеством”
5. Оучи У.Г. “Методы организации производства: японский и американский
подходы”
6. Пронников В.А., Ладанов И. Д. “Управление персоналом в Японии”
7. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. – Л.:Лениздат, 1991 г.
Страницы: 1, 2
|