документов, поступающих от других организаций и предприятий-смежников.
Внутренняя информация отражает данные о ходе производства на предприятии, о
выполнении плана, о работе цехов, участков служб, о сбыте производства.
Все виды информации, необходимой для управления на предприятии,
представляют собой информационную систему. Система управления и система
информации на любом уровне управления образует единство. Управление без
информации невозможно.
Три процесса в информационной системе производят информацию, в которой
нуждаются организации для принятия решений, управления, анализа проблем и
создания новых изделий или услуг, - это ввод, обработка и вывод. В процессе
ввода фиксируются или собираются непроверенные сведения внутри организации
или из внешнего окружения. В процессе обработки этот сырой материал
преобразуется в более значимую форму. На стадии вывода обработанные данные
передаются персоналу или процессам, где они будут использоваться.
Информационные системы также нуждаются в обратной связи, которая является
возвращаемыми обработанными данными, нужными для того, чтобы приспособить
элементы организации для помощи в оценке или исправлении обработанных
данных.
Существуют формальные и неформальные организационные компьютерные
информационные системы. Формальные системы опираются на принятые и
упорядоченные данные и процедуры сбора, хранения, изготовления,
распространения и использования этих данных.
Неформальные информационные системы (типа сплетен) основаны на неявных
соглашениях и неписаных правилах поведения. Нет никаких правил, что
является информацией или как она будет накапливаться и обрабатываться.
Такие систе6мы необходимы для жизни организации. К информационным
технологиям они имеют весьма отдаленное отношение.
Хотя компьютерные информационные системы используют компьютерные
технологии, чтобы переработать непроверенные сведения в значимую
информацию, существует ощутимое различие между компьютером и компьютерной
программой, с одной стороны, и информационной системой – с другой.
Электронные вычислительные машины и программы для них – техническое
основание, инструментальные средства и материалы современных информационных
систем. Компьютеры обеспечивают оборудование для хранения и изготовления
информации. Компьютерные программы, или программное обеспечение, являются
наборами руководств по обслуживанию, которые управляют работой компьютеров.
Но компьютеры – только часть информационной системы.
Можно в качестве аналогии привести здания. Здания построены с помощью
молотков, гвоздей и дерева, но они сами по себе не делают дом. Архитектура,
проект, установка и все решения на пути к созданию элементов – это тоже
части дома. Компьютеры и программы – это только инструменты и материалы, но
они сами по себе не могут производить нужную для организации информацию.
Чтобы представить информационные системы, нужно понять проблемы, для
которых они разработаны, определить их архитектуру, составляющие и
организационные процессы, которые приведут к этим решениям. Сегодняшние
менеджеры должны объединить компьютерную грамотность с системной
информационной грамотностью.
С позиции делового видения информационная система представляет собой
организационные и управленческие решения, основанные на информационных
технологиях, в ответ на вызов, посылаемый окружающей средой. Рассмотрим это
выражение, потому что оно подчеркивает организационную сторону и природу
управляющих информационных систем. Понимать информационные системы – это не
означает быть грамотным в использовании компьютеров, менеджер должен более
широко понимать сущность организации, управления и технологий
информационных систем и их возможность обеспечить решение проблем в деловой
окружающей среде.
С ростом технической мощи ИТ компьютеры начали не просто облегчать
работу человека, а позволяют выполнять то, что без ИТ было невозможным. В
связи с тем, что менеджеру приходится принимать решения в условиях большой
неопределенности и риска, новые возможности информационных систем очень
быстро начинают находить применение в бизнесе.
Говоря о «новых» возможностях ИС в менеджменте, более справедливо
называть некоторые из них новыми только для нас. Например, системы
поддержки принятия решений уже более двух десятилетий используются в
развитых странах, но пока еще не получили широкого распространения в нашей
стране.
2. СПЕЦИФИКА СИТУАЦИИ В СТРАНАХ БЫВШЕГО СССР.
В экономическом образовании в странах бывшего СССР ситуация существенно
отличается от положения в развитых странах. Существует несколько основных
объективных причин.
В развитых странах проходят одновременно две революции: в
информационных технологиях и в бизнесе, взаимно помогая друг другу. Наша
экономика не стала по-настоящему рыночной, и поэтому к нам в какой-то
степени дошла только революция в информационных технологиях, а революция в
бизнесе пока отстает. Но даже в информационных технологиях развитие
происходит однобоко.
Наше общество в отличие от развитых стран не имеет достаточной
количественной информации по своему социально-экономическому положению.
Здесь сказываются недостаток достоверных данных и отсутствие опыта в
экономико-математическом моделировании и принятии решений на основе
количественного анализа данных.
Система образования оказалась еще более инерционной чем общество.
Вместо политэкономии, использовавшей вербальные методы, сейчас начали
преподавать экономику, базирующуюся на математике, статистике и
информационных технологиях. Но преподаватели с экономическим образованием
10 – 20-летней давности оказались в основном не готовы к такому переходу. В
результате образовалась пропасть между экономическими дисциплинами, с одной
стороны, и математикой , статистикой и информационными технологиями, с
другой стороны.
В качестве средства для радикальных преобразований экономического
образования выступают информационные технологии. При этом достигается
многосторонний эффект.
1. ИТ обеспечивает доступ в единое экономическое и образовательное
пространство.
2. ИТ являются носителями современных методов менеджмента, таких как
Total Quality Management, Business Process Reengineering, Decision
Support System, и других благодаря взаимосвязи двух революций: в ИТ
и в бизнесе.
3. ИТ используется как мост между экономикой и математикой
(статистикой), так как существенно облегчают использование сложного
аппарата.
4. ИТ способствуют согласованию наших экономических методов с
общемировыми.
Исторически путь развития нашей страны существенно отличался от стран
Запада, что не могло не сказаться на менталитете народа и способах принятия
решений. Жизнь в стране с неограниченными ресурсами не располагала к
бережливости и скрупулезным расчетам. Поэтому появилось бесшабашное решение
“на авось”, т.е. в надежде на случайную удачу.
О том, что такой способ принятия решений не всегда приводит к успеху,
свидетельствует многолетний опыт приглашения в дореволюционную Россию в
качестве управляющих расчетливых немцев. Многовековая жизнь Западной Европы
в условиях недостатка ресурсов приучила их к бережливости.
Прежде всего рассмотрим вопрос о связи экономики и математики. В вузах
СССР вместо «Экономикса»преподавалась политэкономия, базировавшаяся только
на вербальном описании, без использования математики и статистических
методов. Соответственно значительная часть преподавателей экономических
дисциплин не имела математической подготовки. Резкий переход к преподаванию
от политэкономии к математизированному «Экономиксу» привел к тому, что не
все преподаватели экономических дисциплин смогли пополнить свой
математический багаж. Помимо этого в преподавании математики в наших вузах
делался упор на фундаментальные доказательства, а не на прикладные
математические методы, в которых особенно нуждаются экономические
дисциплины. В применении прикладных статистических методов, кроме тех же
проблем, что и в математике, существовала специфическая особенность. В
тоталитарном обществе у руководства не было желания и необходимости
доводить достоверную информацию до массового пользователя и сделать
доступными средства ее оценки. В стране, где важнейшие статистические
данные, касающиеся экономики и сельского хозяйства, медицины и демографии,
экологии и социологии, тщательно скрывались с помощью режимов секретности,
«форм доступа» и т.д. ( даже от занимающихся этими вопросами специалистов),
а зачастую и фальсифицировались, было вполне естественно сделать как можно
менее распространенными и методы анализа данных. Для исправления положения
(что абсолютно необходимо для конкуренции с западным бизнесом), по-
видимому, потребуется значительное время.
Для использования научных методов управления нужно иметь
формализованные описания исследуемых объектов. О необходимости применения
математики писал еще Иммануил Кант:»Учение о природе будет содержать науку
в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в ней
математика».
С появлением ЭВМ процесс формализации знаний существенно облегчился не
только за счет появления новых методов вычислений, но главным образом за
счет возможности привлечения к формализации знаний профессионалов в области
экономики, а не только профессиональных математиков.
Достаточно длительный период независимого развития экономической науки
в СССР и на Западе привел к их существенным отличиям. Сейчас, на этапе
интеграции стран бывшего СССР в мировое сообщество, остро стал вопрос
согласования различных систем. Эта проблема многоплановая. Расхождения
существуют в экономической, юридической таможенной и других областях.
Проблему согласования надо решать, при этом реальность такова, что мы
вынуждены обращаться за денежными ресурсами и технологиями к Западу, а не
наоборот, поэтому именно мы вынуждены подстраивать наши порядки к западным.
В некоторых технических областях существуют жесткие требования к
совместимости различных систем. Например, в мире распространены три
телевизионные системы – PAL, SECAM и NTSC, и для их согласования
разработаны специальные устройства – декодеры. Но наиболее жесткие
требования к совместимости существуют в компьютерной области. Это качество
компьютеров помогает перенести требования совместимости на экономические
программы.
Высокая требовательность к совместимости программного обеспечения была
очень эффективно реализована применительно к созданию бизнес-планов в
программе Project Expert. Это программа планирования и анализа инвестиций,
прошедшая проверку в мировом банке, и бизнес-план, составленный с ее
помощью, соответствует общемировым требованиям.
Таким образом, компьютерные программы являются носителями современных
экономических методов и эффективным средством согласования с внешним миром.
Помимо этого чрезвычайно полезен Интернет как средство согласования с
внешним миром.
Для ускорения преобразования нашей экономики необходимо перенести в
нашу страну также революцию в бизнесе, тесно связанную с информационными
технологиями. Определенные успехи у нас уже есть. Появились и все большее
распространение начинают получать в различных областях (в том числе и в
экономической) пакеты по математике (Mathcad, Mathematica, DERIVE и др.) и
статистике (Statistica for Windows, Statgraphics, SPSS и др.). достаточное
распространение получили компьютерные программы выполнения транзакций, в
первую очередь, бухгалтерские программы (например, 1С-Бухгалтерия). Также
имеются программы автоматизации: программа автоматизации бухгалтерского
учета, программа автоматизации банков, автоматизации целых предприятий,
например, пакет Галактика и др.
Начинают появляться программы с серьезной интеллектуальной начинкой
благодаря встроенным блокам имитационного моделирования, позволяющие
отвечать на вопрос «что, если?» серию программ такого класса выпускает
российская компания «Про-Инвест Консалтинг»: Marketing Expert, Audit
Expert, Forecast expert, Questionnaire & Risk. Фирмой «Интеллект-Сервис»
разработан пакет для проведения маркетингового анализа «БЭСТ – Маркетинг».
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
Рассмотрим взаимосвязи между организациями и информационными системами.
В организациях имеются различные уровни управления, для которых нужны свои
типы информационных систем. В свою очередь, соотношение ролей менеджеров и
компьютеров в принятии решений также зависит от типов информационных
систем.
Информационные системы и организации имеют взаимное влияние друг на
друга. С одной стороны ИС должны присоединиться к организации, чтобы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|