отдельности, так и в их взаимосвязи – позволяет раскрыть и глубже
понять функцию маркетинга, рассматриваемую нами как специфическую
функцию децентрализованного управления.
Характерной чертой организации управления в современных ТНК
является сочетание принципов централизации и децентрализации, когда
полномочия по вопросам стратегического порядка закрепляются за
высшим звеном управления материнской компании, а оперативные
вопросы, как правило, - за низовыми звеньями управления, в
частности, за территориально рассредоточенными производственно –
хозяйственными подразделениями.
Децентрализация предполагает создание внутри материнской компании
автономных производственных отделений, пользующихся хозяйственной
самостоятельностью, т.е. наделенных полномочиями как в сфере
производства, так и в сфере сбыта и несущих ответственность за
получение прибыли. В функции высшей администрации материнской
компании входит контроль за оперативной деятельностью отделений,
координация их работы и определение основных направлений для
обеспечения эффективности и прибыльности деятельности фирмы в
целом. Степень децентрализации определяется рамками их полномочий.
Подчинение деятельности всех подразделений фирмы единой цели и
общей политике осуществляется путем усиления оперативного контроля
за деятельностью производственных отделений, объединения их в
производственно – хозяйственные группы, а также путем усиления
финансового контроля. Высокоцентрализованными стали планирование,
особенно перспективное, техническая политика и политика инвестиций,
организация научно – исследовательских работ и внедрение новой
техники, раздел рынков и сфер снабжения, который теснее увязывается
с производством, ведение финансовых расчетов и управление
транспортными операциями.
В усилении принципов централизации в управлении ТНК большое
значение имеет широкое использование таких методов, как системный
анализ, программирование и моделирование, экономико –
математические методы, теория операций и теория игр, а также
внедрение электронно – вычислительных машин, методов
автоматизированного сбора и обработки информации и т.д.
Прогресс в средствах связи позволяет высшему руководящему
звену оперативно и во все расширяющихся масштабах получать
информацию непосредственно с предприятий, из научных лабораторий,
расположенных в разных странах. Этим, в частности, обусловлено для
современных условий стремление упростить структуру управления, что
играет порой решающую роль в повышении эффективности производства.
Усиление централизации в управлении в основе своей является
объективным требования развития современного производства,
неизбежным следствием роста международного разделения труда. Для
ТНК характерно развитие двух противоположных тенденций: с одной
стороны, происходит объединение и слияние различных
производственных процессов в единый технологический процесс,
охватываемый фирмой и, с другой – усиливается тенденция к
дальнейшему раздроблению, разъединению процессов производства на
отдельные, но взаимосвязанные процессы, т.е. углубление
специализации производства. В этих условиях возрастает значение
централизации управления, сознательного установления взаимосвязи
производственных процессов и строгого контроля за их
осуществлением. Все это требует целенаправленного управления
процессом производства из единого центра, охватываемого рамками
фирмы. Следовательно, централизация управления – это не только
продукт развития производства в современных условиях, но и
важнейший рычаг воздействия на это производство. Поэтому дальнейшее
повышение централизации – важнейшая черта стадии развития
производства.
Важнейшую организационную проблему управления составляет
определение оптимальных соотношений между централизацией
руководства и децентрализацией оперативной деятельности ТНК. Это
означает ориентацию одних функций управления в основном на
выполнение задач централизованного управления, других –
децентрализованного.
К функциям централизованного управления относятся:
планирование, контроль, финансовая и техническая политика,
материально – техническое обеспечение и руководство политикой фирмы
в целом. К функциям децентрализованного управления относятся
функция маркетинга, включающая выработку политики выступлений на
рынке, обслуживание покупателей, разработку и внедрение новой
технологии, а также материально – техническое снабжение отдельных
предприятий, решение кадровых вопросов, взаимоотношений с
правительственными органами, профсоюзами стран пребывания дочерних
компаний.
Организационный механизм управления ТНК построен на гибком
сочетании принципов централизации и децентрализации. Рост масштабов
и сложности производства, территориальной рассредоточенности
предприятий, диверсификация выпускаемой продукции объективно
вызывают необходимость увеличения числа организационных
подразделений и предоставления им оперативной самостоятельности,
что ведет к децентрализации управления. В то же время непрерывные
изменения в условиях производства, связанные с развитием НТР,
ориентация производства на определенный рынок и конкретного
потребителя требуют применения во внутрифирменном управлении
маркетинга, планирования и прогнозирования, разработки новых форм и
методов контактов с банками и промышленными фирмами, осуществления
жестких контроля и координации деятельности всех подразделений. В
этом проявляется объективная потребность усиления централизации
управленческой деятельности.
Это подтверждается практикой крупнейших компаний, в которых в
80 – е годы процесс централизации в управлении продолжал
усиливаться наряду с дальнейшей диверсификацией производства. В эти
годы структурная реорганизация перманентно проводилась в крупнейших
американских компаниях, в частности, таких, как «Дженерал моторс»,
«Дженерал электрик», «ИБМ», «Диджитал экуипмент» и др.
Акционерные общества, основанные на принципах партнерства,
практикуют разные формы участия рабочих в управлении и прибылях.
Главное в том, что в современных условиях в крупном
производстве уровень квалификации и самосознания работников
объективно требует их участия в управлении, в принятии решений.
Теперь многие понимают, что без сотрудничества, кооперации,
партнерских отношений с персоналом менеджеры и собственники не в
состоянии управлять производственным процессом и добиваться
повышением производительности труда. Поэтому оптимальной формой
хозяйственной организации на микроуровне считается акционерная
компания, в которой значительная часть акций принадлежит рабочим, и
персонал который участвует в управлении. Это обусловлено в
значительной степени тем, что в современных условиях у работников
появились новые жизненные ценности: стремление к творческой
самореализации, к полноправному участию в процессе принятия
решений и несению ответственности за их реализацию; к социальной
защищенности и повышению уровня жизни наряду с повышением
эффективности производства. Поэтому развитие партнерских отношений
в производстве считается закономерным, объективно обусловленным
процессом, применяемым практически всеми фирмами развитых стран.
Развитие партнерских отношений между предпринимателями и
работниками предполагает:
. ослабление диктата менеджмента;
. заинтересованность рабочих в успешной деятельности фирмы;
. улучшение трудовых отношений на производстве: сокращение
текучести кадров, прогулов и забастовок, улучшение климата
в производственном звене;
. государственную поддержку: издание законов об участии
рабочих в управлении; создание социальных фондов для выкупа
акций работниками; налоговые льготы фирмам, практикующим
распределение части прибыли среди персонала.
По мере усложнения процесса труда изменялся подход к рабочему.
Из объекта управления он превратился в субъекта производственного
процесса. Идея демократизации отношений на производстве исходила от
всех социальных групп – рабочих и служащих. Уровень
профессиональной квалификации, специального образования и общей
культуры современного рабочего создает у него потребность
участвовать в управлении, в процессе принятия решений.
Профессионализация, помимо определенного уровня знаний,
предполагает также профессиональную этику, включающую растущее
значение работы в системе жизненных ценностей; усиление внутренней
мотивации к труду; расширение отношений сотрудничества; ослабление
конкуренции между рабочими.
Производственная демократия не только отвечает интересам
рабочих, но, кроме того, еще и рентабельна. Термин «промышленная
демократия» появился впервые с выходом в 1897 г. книги В. и С. Уэбб
под таким названием. Этот термин используется и сейчас,
характеризуя совокупность факторов, способствовавших развитию
системы участия работников в управлении фирмами прежде всего в
странах Западной Европы. В этих странах проблема прав и
ответственности рабочих на производстве рассматривается именно в
аспекте промышленной демократии, которая, как традиционно
считается, имеет самостоятельную ценность независимо от того, как
от этого меняется эффективность производства.
В западноевропейских странах промышленная демократия,
проявляющаяся в партнерских отношениях между предпринимателями и
рабочими, распространена значительно шире, чем в США. Это
проявляется в более широком участии персонала в собственности, в
прибылях и в принятии решений на всех уровнях управления. В
значительной степени это обусловлено тем, что в западноевропейских
странах фирмы имеют существенные различия от фирм США в отношении
характера собственности. В этих странах более широко развиты
производственные кооперативы, которые можно рассматривать как
самоуправляющиеся структуры, а также государственные предприятия,
где работники участвуют в оперативном управлении производством.
В производственных кооперативных фирмах решения принимаются
коллективно всеми по принципу «один человек – один голос». Эти
фирмы имеют преимущество перед частными фирмами в вопросах
производительности труда, социального климата и трудовых отношений,
текучести кадров, числа прогулов и забастовок, а также равномерного
распределения прибыли. Однако они существенно проигрывают им в
вопросах инвестирования, так как склонны к проеданию своих прибылей
и проявлению консерватизма в осуществлении рисковых проектов и
внедрении технических новшеств. Кроме того, самоуправляющиеся
кооперативные фирмы стремятся нанимать как можно меньше менеджеров,
что снижает профессионализм в управлении.
Производственные кооперативные фирмы постоянно испытывают
трудности с привлечением капитала, с получением заемных средств,
так как собственники капитала остерегаются предоставлять его в
распоряжение фирм, которые, по сути, не несут никакой
ответственности за риск.
Демократизация управления в Германии началась раньше, чем в
других странах, и закреплена в законодательстве о компаниях. Еще в
1951 г. в целях предотвращения забастовок рабочих в железорудной,
угольной и сталелитейной отраслях промышленности в фирмах этих
отраслей 50% мест в Советах директоров было предоставлено
представителям рабочих, которые получили право назначать
нейтрального члена Наблюдательного Совета. В 1952 г. рабочим фирм
других отраслей было предоставлено право замещать одну треть мест в
Наблюдательном Совете своими представителями. Согласно закону от
1976 г., в фирмах с числом занятых более 2 тыс. человек (в
железорудной, угольной и сталелитейной промышленности – свыше 1
тыс. человек) рабочие получили половину мест в Наблюдательном
Совете.
В компаниях с числом занятых от 500 до 2000 человек рабочим
предоставляется одна треть мест в Наблюдательном Совете. В
Страницы: 1, 2, 3
|