участников совещания рассматривался важный вопрос
о совершенствовании системы государственного и местного управления, которая
должна обеспечивать как жесткую вертикальную централизацию, так и
самостоятельность на местах. Были поставлены задачи найти оптимальное
сочетание взаимодействия государственного управления
территориями и местного самоуправления, создать такую систему управ ления
от центральных до местных исполнительно-распорядительных орга нов, которая
была бы способна обеспечивать решение множества сложнейших задач
переходного периода.
Основные направлениями социально-экономического развития Республики
Беларусь на 1996-2000 годы определена главная цель региональной политики -
рациональное использование социально-экономического и экологического
потенциалов регионов объективных преимуществ территориального разделения
труда для создания благоприятных условий жизни населения во всех регионах
страны. Для её достижения необходимо:
- максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона;
- сократить неоправданный разрыв в уровнях социально-экономического
развития регионов;
- удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных
городах;
- преодолеть отрицательные последствия радиоактивного загрязнения в
Гомельской и Могилевской областях, отдельных районах других
областей.
В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики
являются:
- формирование региональных систем социальной и производственной
инфраструктуры;
- обеспечение экологической безопасности проживания населения;
- социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от
чернобыльской катастрофы;
- формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов,
потребительских товаров и др.;
- ускорение приватизации объектов коммунальной собственности.
Региональная политика должна быть направлена на создание в каждом
регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных
задач социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития
региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и
качестве жизни в городах различных категорий.
1.2. Формы и методы управления социально-экономического развития
города
Государственное регулирование развития регионов осуществляется исходя
из законодательных и нормативно-правовых актов. В основе регулирования
лежит, прежде всего. Закон о местном самоуправлении и
местном хозяйстве, в котором отражены основные положения территориаль ного
управления.
При регулировании деятельности предприятий и организаций, находящихся
на территории региона,используются как административные, так и
экономические методы. Ранее взаимоотношения территориальных органов
управления с предприятиями носили, как правило, административный
характер.Они строились на применении неэкономичных мер привлечения
предприятий к участию в решении региональных проблем, с
одной стороны, и практически бесплатном использовании региональных ресурсов-
с другой стороны. Такое территориальное управление в условиях перехода к
рынку становится неприемлемым. Взаимосвязь интересов местных органов и
действующих на их территории предприятий,организаций и учреждений в
условиях рыночной экономики должна обеспечи- ваться, прежде всего,
экономическими методами, строиться на взаимовыгодной договорной основе.
Однако роль государства и его органов
управления будет неодинакова в зависимости от типов предприятий, форм
собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется
посредством сочетания экономических методов с административным подчинением
министерствам и ведомствам и местным органам власти.
Предприятия же, основанные на коллективной и частной формах собствен
нести,административно не подчинены министерствам и ведомствам. Их
деятельность регулируется действующим законодательством и экономическими
методами.
Прямое регулирование территориального развития осуществляется с
помощью государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной
системы, квот, нормативов, а также регулирования цен, финансирования через
специальные фонды развития и местный бюджет. Особенно важное значение для
приоритетного развития тех или иных регионов, производственной и социальной
инфраструктуры, достижения необходимых структурных изменений, развития
научно-технического потенциала имеют государственные капитальные вложения.
При этом
основной^ормой прямого участия государства в регулировании развития
регионов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета.
Государство может использовать и другие формы прямого инвестиционного
участия в формировании новой территориальной
структуры экономики, создания инфраструктуры. Однако в условиях
ограниченности государственных финансовых ресурсов, ориентация должна быть
на использование средств предприятий и населения.
В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного
регулирования территориального развития с помощью финансово-кредитной и
налоговой политики, амортизационной политики, а также через внебюджетные
фонды. При этом преобладающей формой должно
быть финансовое и налоговое регулирование. Необходимость функционирования
регионов в условиях рынка на принципах самоуправления и самофинансирования
предъявляет особые требования к организации их финансовой деятельности,
стабилизации финансового положения в регионах.
Важным регулятором территориального развития являются местные бюджеты.
Порядок составления и исполнения местных бюджетов, их взаимоотношения с
республиканским бюджетом определены законодательством Республики Беларусь и
исходит из четкого разграниче-
ния доходов и расходов республиканских и местных бюджетов.
В последнее время отмечается тенденция роста доходов местных бюджетов и
соответственно, повышения возможностей в финансировании развития регионов.
Значительно расширены права местных органов власти в использовании
финансовых ресурсов, по формированию основных статей доходной и расходной
части бюджета. Местные Советы депутатов самостоятельно определяют перечень
доходных источников
и структуру расходов местных бюджетов, включая порядок образования
резервных и иных фондов. В распоряжении местных бюджетов полностью остаются
дополнительно полученные доходы или экономия в расходах,
а также свободные остатки средств на конец года.
Основная задача налоговой политики на 2000 год-повышение эффективности
действующей налоговой системы посредством недопущения роста налоговой
нагрузки и обеспечения достаточных и стабильных поступлений в бюджет.
Конкретные предложения по совершенствованию налоговой системы в 2000
году нашли свое отражение в Законе Республики Беларусь "О внесении
изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь ".В
частности, сохраняется пониженная ставка налога на прибыль в размере 25
процентов, а также закрепление применявшегося в 1998-1999 годах порядка
предоставления льготы по налогу на прибыль в части сумм, направленных на
финансирование капвложений производственного назначения и жилищного
строительства.
С 01.01.2000 года изменен порядок налогообложения отдельных видов
деятельности в связи с переходом на зачетный метод исчисления налога на
добавленную стоимость.
Вводится существенное упрощение порядка взимания ряда отчислений и
сборов в местные целевые бюджетные фонды.
Так, перечисления в целевой фонд стабилизации экономики производителей
сельскохозяйственной продукции и продовольствия., целевой сбор на
финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного
фонда, а также сбор на содержание детских дошкольных учреждений будут
осуществляться по единой ставке 2,5 процента выручки от реализации
продукции.
В 2000 году предоставлено право местным Советам увеличивать
(уменьшать) ставки, пред оставлять индивидуальные льготы, устанавливать и
изменять сроки уплаты налога на недвижимость, земельного налога, налога за
пользование, природными ресурсами (экологического налога), а также
предоставлять индивидуальные льготы по уплате подоходного налога о
физических лиц и госпошлины, подлежащей зачислению в городской бюджет.
Доходная часть бюджета сформирована с учетом основных параметров
прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2000 год,
а также предполагаемых изменений налогового законодательства.
Из общей суммы консолидированных доходов 40271,7 млн. руб. в бюджет
города поступит 15233,5 млн. руб. или 37,8 % против 35,3 % в 1999 году с
учетом взаимных расчетов. Доходы городского бюджета по сравнению с прошлым
годом увеличены в 2,1 раза.
Основными источниками доходов городского бюджета продолжают оставаться
следующие налоги: налог на добавленную стоимость-28,2 % от общей суммы
доходов, под сходный налог с граждан-23,4 %, налог на прибыль и доходы-13,3
%, акцизы-10,1 %.
Сумма подоходного налога определена в размере 3558,3 млн.руб. или
23,4 % объема бюджета против 19,1 % в 1993 году. Отчисления в городской
бюджет от суммы контингента установлены в размере 60 % (1999 год-50 % ).
Средний процент изъятия подоходного налога по отношению к облагаемому
фонду оплаты труда принят на 2000 года в размере 10,2 процента.
Прямые налоги на доходы и прибыль с юридических лиц на 2000 год
прогнозируется в сумме 2019,9 млн. руб., в том числе: налог на Прибыль-
19670 млн. руб. .фиксированная сумма налога на Прибыль-14,5
млн.руб7,налог на доходы-38,4 млн.руб.
Снижение удельного веса налога на прибыль о юридических лиц в общем
объеме доходов о 17,6 % до 13,2 % объясняется изменением процента
отчислений от суммы контингента. На 2000 год отчисления установлены в
размере 27 % против 41 % в 1999 году.
Поступления налога на добавленную стоимость определены в сумме 4302,6
млн.руб. ,что составляет 28,2 % объема бюджета. Увеличение поступлений НДС
по сравнению с прошлым годом в 5 раэ связано с увеличением процента
отчислений о 20,4 % в 1999 году до 41 % в 2000 году.
Средний процент изъятия налога на добавленную стоимость по товарам,
производимым в городе, составил в 1998 году-7,6 % ,в 1999 году-7,1 %
.столько же планируется и на 2000 год.
Поступления акцизов на 2000 год рассчитаны, исходя из предполагаемых
объемов производства подакцизных товаров, ставок акцизов в ЕВРО, согласно
постановлению Совета министров Республики Беларусь от 17.06.99 г. И 911 и
среднегодового курса ЕВРО по отношений к белорусскому рублю в размере 519,8
рублей.
Обшдя сумма поступлений акцизов в 2000 году оценивается в сумме 1538,7
млн.руб.В разрезе товарных групп зачисление осуществляется:
-37,6 % суммы акциза по ликеро-вод очной продукции -197,0 млн.руб.,
-100 % суммы акциза по винам и винным напиткам-686,8 млн.руб.,
-100 % суммы акциза по пиву-654,9 млн.руб.
Удельный вес акцизов в_объеме городского бюджета составляет 10,1 %.
Поступления налогов на собственность определены в сумме 471,9 млн.
руб., которые складываются из:
-налог на недвижимость за незавершенное строительство-13,3 млн.руб.,
-налог на землю-237,9 млн.руб.,
-налог на недвижимость-220,7 млн.руб.
Поступления налогов на собственность рассчитаны, исходя из
установленных законами Республики Беларусь ставок.
Удельный вес налогов на собственность в объеме городского бюдже*та
составляет 3,1 %.
В составе доходов бюджета города на 2000 год учтены поступления по
целевым сборам на содержание и развитие инфраструктуры города 437,6
млн.руб. (2,9% объема бюджета) и на содержание детских дошкольных
учреждений 1774,7 млн.руб.(11,6% объема бюджета).
Текущие неналоговые доходы (поступления по штрафам и санкциям,
госпошлина, арендная плата, налог на добываемые из природной среды ресурсы
и др.) планируется в сумме 1008,6 млн.руб.(6,6% объема бюджета).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|