реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Cоциально психологические факторы, влияющие на работоспсобность

реферат

ценностных ориентаций. Она регулирует взаимодействия членов коллектива и

формирует отношения в большей степени по вертикали (в системе руководитель-

подчиненный). Важную роль в формировании этих отношений играет

руководитель. Эффективность его воздействия на коллектив в значительной

степени зависит от организации общения с подчиненными. Руководитель должен

быть беспристрастным, одинаково со всеми подчиненными взыскательным и

требовательным. Но требовательность срабатывает тогда, когда она

организационно продумана, психологически обоснованна и выражена в форме,

соответствующей нравственным нормам. Грубая команда, окрики не только не

способствует эффективному решению общих дел, сплочению коллектива, а

создают еще новые осложнения, раздражают и разобщают его членов.

Однако проблему формирования отношений в коллективе, его сплочения

следует рассматривать не только через систему отношений руководитель-

подчиненный, но и подчиненный-руководитель. Подчиненные знают, каким должен

быть руководитель и как он должен строить свои отношения с подчиненными:

соблюдать определенные правила общения, учитывать индивидуальные

особенности подчиненных, их состояние здоровья, настроение и т.д. Это в

полной мере относится и к подчиненным. Нередко требовательность

руководителя к подчиненному воспринимается последним как жестокость,

черствость, придирки.

Реализация рассмотренных функций формирует в коллективе определенную

систему отношений, которые разделяются на формальные (деловые, официальные)

и неформальные (личные, неофициальные). Формальные отношения складываются

между людьми при выполнении ими определенных производственных ролей. Они

отражают функциональные связи между должностными лицами, работниками

различных категорий и квалификации, руководителями и подчиненными, в основе

их лежат нормы, стандарты, права и обязанности. Содержанием формальных

отношений являются взаимная требовательность, ответственность, товарищеское

сотрудничество, взаимопомощь.

В каждом трудовом коллективе наряду с формальными отношениями

существуют неформальные отношения, микроструктура коллектива. Они также

возникают при функциональных связях между членами коллектива, но на базе их

индивидуально-личностных качеств и выражаются в оценке этих качеств. Эти

отношения могут возникать между друзьями и недругами, приятелями и

недоброжелателями как по поводу официальных, так и неофициальных функций.

Основой неформальных отношений являются влечения и отвержения, притяжения и

отталкивания, симпатии и антипатии.

Формальные и неформальные отношения находятся в тесной взаимосвязи и

взаимодействии. Формальные отношения могут вызывать к жизни неформальные,

замедлять или ускорять процесс их развития, придавать ему определенную

направленность и социальный характер. Неформальные отношения, в свою

очередь, могут активно влиять на формальные, приобретать устойчивый

характер и перерастать в формальные. Они могут дополнять, конкретизировать,

способствовать целям формальных отношений, могут быть индифферентными,

безразличными к ним, а могут и противоречить этим целям.

Очень важно, чтобы неформальные отношения не только не противоречили

формальным, а служили их естественным дополнением и в этом многое зависит

от руководителя коллектива. Руководитель является формальным лидером, а его

подчиненные могут объединяться в неформальные группы, в которых будут свои

неформальные лидеры. И если у руководителя достаточно здравого смысла и

опыта, то он постарается завоевать доверие неформального лидера и через

него влиять на поведение членов неформальной группы.

Социально-психологический климат в коллективе

Сплоченность трудового коллектива зависит от социально-психологического

климата, характеризующего социальное лицо коллектива, его производственный

потенциал.

Качество социально-психологического климата в коллективе определяет

отношение руководителя к обществу в целом, к своей организации и к каждому

человеку в отдельности. Если в его понимании человек представляется как

ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст должного

результата, в процессе управления возникнет перекос и недочет или пересчет

ресурсов для выполнения конкретной задачи.

Под социально-психологическим климатом трудового коллектива следует

понимать систему социально - психологический отношений, отражающих

субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для

осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние

коллектива, сформировавшегося как результат совместной деятельности его

членов, их межличностных взаимодействий. Социально-психологический климат

зависит от стиля деятельности коллектива и отношения к нему членов

коллектива, особенностей восприятия их друг другом (оценок, мнений,

реагирования на слова и поступки), взаимоиспытываемых чувств (симпатий,

антипатий, сопереживания, сочувствия), психологического единства(общности

потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций, уровня

конфликтности, характера критики и самокритики) и др.

Влияние социально-психологического климата на сплочение и развитие

коллектива может быть двояким - стимулирующим и сдерживающим, что является

основанием для его дифференциации на благоприятный (здоровый) и

неблагоприятный (нездоровый).

Критериями благоприятного социально-психологического климата могут

служить следующие характеристики:

во-первых, на уровне коллективного сознания:

положительная оценка своей производственной деятельности;

оптимистическое настроение, преобладающее в процессе жизнедеятельности

коллектива;

во-вторых, на уровне поведения:

добросовестное, инициативное отношение членов коллектива к выполняемым

обязанностям;

низкий уровень конфликтности в межличностных отношениях;

отсутствие или незначительная текучесть кадров.

В коллективах, где недооценивается значение социально-психологического

климата, складываются напряженные отношения между людьми, проявляющиеся в

частых конфликтах.

Создание благоприятного психологического климата в коллективе

Руководство коллективом - это сочетание науки и искусства. С точки

зрения американского менеджмента, суть руководства состоит в том, чтобы

выполнять работу не своими, а чужими руками. На самом деле еще более

сложная задача - заставить работать не только чужие руки, но и чужие

головы. Поэтому неразумно надеяться только на себя, считая себя всезнающим

и все умеющим. Никогда не следует делать самому то, что могут и должны

выполнять подчиненные (исключая случаи личного примера)

Выполнение каждого задания следует обязательно контролировать и

оценивать (формы контроля не должны быть тоталитарными); отсутствие

контроля может навести работника на мысль о ненужности выполняемой им

работы. Не нужно превращать контроль в мелочную опеку.

Если предлагаемое сотрудником самостоятельное решение проблемы не

противоречит в принципе точке зрения руководства, нет нужды сковывать

инициативу работника и вести споры по мелочам.

Каждое достижение работника и его инициативу нужно немедленно отметить.

Можно благодарить подчиненного в присутствии других сотрудников. Человека

ободряет положительная оценка его действий и огорчает, если не замечают и

не ценят успехов в работе.

Когда работник оказывается в чем-то талантливей и успешнее своего

руководителя, этого не является чем-то отрицательным; хорошая репутация

подчиненных есть похвала руководителю и ставится ему в заслугу.

Не нежно делать подчиненному, совершившему незначительный проступок,

замечания в присутствии других лиц, сотрудников или подчиненных; унижение

человека - не лучший способ воспитания.

Нет смысла критиковать людей. Более конструктивной будет критика их

ошибок с указанием, от каких недостатков могут происходить подобные ошибки.

И уж тем более не нужно указывать на эти недостатки в человеке - он должен

сделать все выводы сам.

В конфликтной ситуации губительным будет применение резких,

оскорбительных слов (если ситуация может быть разрешена без них).

Очень важно: искра уважения и тем более симпатии, зароненная

руководителем в душу подчиненного способна зарядить его на творческую

самоотверженную работу, не считаясь со временем.

Точное формулирование своих мыслей: в манере говорить проявляется

профессиональная грамотность, управленческая компетентность, общая

культура. Легко очерченная и сформулированная мысль располагает к общению,

избавляет от потенциальной возможности конфликта, вызванного непониманием.

Правильно сделанное замечание исключает лишнее раздражение. Иногда

полезно высказывать замечания в форме вопроса: "Не считаете ли вы, что

здесь допущена ошибка?" или "Как по-вашему …"

Умение руководителя отстаивать интересы всего коллектива и каждого из

подчиненных - хорошее средство завоевания авторитета и объединение

работников в единую группу.

Доверчивость и недоверчивость - это важнейшее качество личности, от

которого зависит социально-психологический климат в коллективе. Излишняя,

чрезмерная доверчивость отличает неопытных, легкоранимых людей. Им трудно

быть хорошими руководителями. Но хуже всего подозрительность ко всем.

Недоверчивость руководителя почти всегда порождает недоверчивость

подчиненных. Проявляя недоверие к людям, человек почти всегда ограничивает

возможность взаимопонимания, а значит, и эффективность коллективной

деятельности.

Делегирование полномочий стимулирует раскрытие способностей,

инициативы, самостоятельности и компетенции подчиненных. Делегирование

часто позитивно воздействует на мотивацию труда сотрудников, на

удовлетворенность работой.[3]

В целом под конфликтом понимается столкновение противоположно

направленных действий работников, вызванных расхождениями интересов,

взглядов, стремлений. Конфликту сопутствует напряженность взаимоотношений.

Частыми причинами конфликтов являются:

недостатки в организации нормирования и оплаты труда. Душевный комфорт

людей во многом зависит от степени реализации принципа социальной

справедливости. Очень важно, чтобы те работники, которые лучше работают,

больше получали.

недостатки в организации руководства, вызванные некомпетентностью

руководителя, несоответствием его личности уровню зрелости коллектива;

недостаточной его моральной воспитанностью, а также низкой психологической

культурой.

несовершенство самого коллектива или отдельных его членов: отсутствие

сознательной дисциплины, что тормозит работу руководителя и развитие всего

коллектива; сложившаяся косность и инертность в стеле деятельности

коллектива, что ведет к большой сопротивляемости нововведениям, нездоровым

отношениям между кадровыми рабочими и новичками; психологическая и

нравственная несовместимость отдельных членов коллектива, перенесение

личных несчастий, неурядиц отдельных лиц на отношения в трудовом коллективе

и т.д.

Сплочение коллектива предполагает прежде всего выявление причин

конфликтования и проведение соответствующей профилактической работы,

которая может вестись по следующим направлениям:

улучшение организации и условий труда, обеспечение ритмичности и строгой

координированности производственного процесса, что вызывает у работников

моральную удовлетворенность трудом;

подбор личного состава и правильная расстановка кадров с учетом их

социально-профессиональных характеристик и психологической совместимости,

что снижает вероятность конфликтования;

развитие критики и самокритики и т.д.

Однако полностью избежать конфликтов в коллективе невозможно. Без

конфликтов, как правило, не обходится ни один коллектив. Более того,

конфликты имеют наряду с отрицательными и положительные последствия. Они

помогают членам коллектива узнать друг друга, получить более полное

представление о взаимных ожиданиях и претензиях, а администрации - о

недостатках в организации труда, быта, управлении производством. Поэтому

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.